Программное содержание:
- дать детям знания о неживой природе (о воздухе) через опыты, как элемент экологического образования;
- показать дошкольникам способы обнаружения воздуха;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха: воздух невидим, прозрачен; воздух легче воды; воздух движется.
- развивать у старших дошкольников интерес к познавательной деятельности, высказывать свои предположения, мнения.
Оборудование и материалы: Полиэтиленовые мешочки, шарик и трубочка, соломинка, стакан с водой, бумажная салфетка, пластмассовые коробочки, два одинаковых листа бумаги, два пластмассовых солдатика, парашюты из бумаги.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с интересными явлениями, которые существуют в природе. Мы познакомимся с ВОЗДУХОМ с помощью опытов.
ОПЫТ №1. «Что лежит в мешочке?»
(на столе лежат полиэтиленовые мешочки).
Воспитатель: Возьмите в руки мешочки, скажите, что внутри них?
Дети: Ничего нет. Пусто. Воздух.
Воспитатель: А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось?
Дети: Его раздуло.
Воспитатель: Что его раздуло? Что внутри?
Дети: Воздух.
Воспитатель: А я считаю, что внутри ничего нет. Так кто же прав? Давайте проверим (воспитатель прокалывает мешочек, направляет поток воздуха на детей).
Воспитатель: Вы чувствуете? Что же было в мешочке?
Дети: В мешочке был воздух.
Воспитатель: Правильно. Воздух невидим, но его можно обнаружить. А теперь помашите рукой около лица. Что вы чувствуете?
Дети: Чувствуем, как воздух двигается.
ОПЫТ №2. Игра «Воздушный баскетбол»
Воспитатель: Посмотрите, что я вам покажу - опыт с шариком и трубочкой.
Воспитатель: Что помогает шарику подняться над трубочкой?
Дети: Воздух.
ОПЫТ №3. «Эти удивительные пузырьки!»
Воспитатель: А как вы думаете, можно ли воздух увидеть? (ответы детей). Что произойдет, если опустить соломинку в воду и подуть? (ответы детей). Давайте проверим. Опустите соломинку в стакан и подуйте. Что видите?
Дети: Пузырьки воздуха, который мы выдыхаем.
Воспитатель: Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность?
Дети: Потому что они легкие.
Воспитатель: Верно, воздух легче воды. А где вы еще наблюдали это явление?
Дети: В аквариуме.
Воспитатель: Правильно, так работает компрессор.
ОПЫТ №4. «Салфетка сухая и мокрая»
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет с салфеткой, если ее положить в стакан, а стакан опустить в воду?
Дети: Салфетка намокнет.
Воспитатель: А как ты думаешь? А ты? Кто же прав? Давайте проверим.
Стакан, в который кладут салфетку, помещают в аквариум с водой кверху дном
Воспитатель: Есть ли в стакане вода, как вы думаете?
Дети: Да.
Воспитатель: Если так, то салфетка должна намокнуть (вынимает стакан). Потрогайте салфетку. Какая она: мокрая или сухая?
Дети: Салфетка сухая.
Воспитатель: Если так, то значит, воды в стане не было? Так что же помешало воде попасть в стакан?
Дети: Воздух, который был в стакане.
Воспитатель: Давайте проверим (опыт повторить, предложив провести его детям, только наклонив стакан, чтобы выпустить воздух).
Дети: Салфетка намокла, потому что воздуха не было в стакане.
Воспитатель: А как вы думаете, утонет ли эта коробочка, если ее бросить в воду? (одни дети говорят, что утонет, другие - нет). Давайте проверим. (Опустить пластмассовую коробочку в аквариум). Почему не тонет?
Дети: Потому что в ней есть воздух, а воздух легче воды.
Предложить детям проделать опыт с закрытыми и открытыми коробочками.
Воспитатель: Так что же удерживает коробочки на поверхности воды?
Дети: Воздух.
Воспитатель: А как вы думаете, почему не тонут такие большие металлические корабли в море?
Дети: Корабль заполнен воздухом, воздух легче воды, поэтому корабль не тонет.
Воспитатель: А вот если у корабля возникнет пробоина, вода вытеснит воздух, корабль заполнится водой и потонет.
ОПЫТ №5. «Отважные парашютисты»
Воспитатель: Если взять два одинаковых листа бумаги, один из них скатать в шарик и бросить оба с одинаковой высоты, какой лист быстрее упадет? Или они упадут одновременно? (Ответы детей). Кто же прав? Давайте проверим! (Бросает бумагу).
Какой лист упал первым? Почему? Как вы думаете? (если дети затрудняются с ответом, пояснить). Вы, наверное, догадались, что это опять проделки воздуха. Когда скомкали бумагу, ее поверхность уменьшилась и воздуху не во что упереться, не за что «ухватиться». Потому бумажный шарик упал первым. Ровный лист будет лететь медленно, планировать.
Подумайте и скажите, какой солдатик упадет первым - без парашюта или с парашютом? Почему? (педагог проводит опыт с солдатиками).
Воспитатель подводит детей к выводу: у парашюта большая площадь и воздух задерживает его, парашют планирует.
Итог занятия
Из опытов мы узнали, что воздух невидим, но его можно обнаружить и почувствовать. Человек такой разумный, что придумал и заставил воздух помогать ему. Он придумал различные приборы и приспособления с использованием воздуха. Вы можете вспомнить и назвать их? Какие вы знаете? (ответы детей).
Список литературы
- П.Бердышева «Первые научные опыты для детей». М. Малыш, 2023.
- Вайткене Л.Д., Филиппова М.Д. «Опыты и эксперименты». М., АСТ, 2017.
- В.Полянская «33 мокрых эксперимента» - журнал «Игра и дети». №2, 2004.