Формирование коммуникативного пространства в образовательной среде

Разделы: Общепедагогические технологии


Необходимым условием достижения качества образования наряду с формированием компетенций 21 века является развитие духовного мира учащихся, их нравственного личностного потенциала, поэтому наша школа одной из главных задач ставит гармоническое развитие личности ребенка. На этом пути духовного роста человек должен вступать в контакт, «энергетический» обмен с другими людьми, и только тогда возможно развитие личности. Среда, в которой протекает взаимодействие между людьми и группами людей, называется коммуникативное пространство. Именно поэтому в нашей школе на протяжении уже 7 лет существует общешкольный интегрированный образовательный проект «Формование коммуникативного пространства в образовательной среде», который обеспечивает условия для личностного роста каждого ученика: интеллектуального и духовного. Идея проекта заключается в создании параллельно урокам образовательного пространства творческой и исследовательской деятельности учащихся, которые в течение года выполняют разные проектные задания, связанные между собой социально-нравственными проблемами. В центре содержания проектной исследовательской работы учащихся находятся вопросы духовно-нравственного развития личности. В этом заключается инновационность проекта: процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся непосредственно происходит через их образовательно-проектную деятельность.

Коммуникативное пространство включает в себя основные базовые проекты, на основе которых формулируются определенные нравственные проблемы. Вот некоторые из них. Проект «Остаться человеком» реализует методическое объединение учителей гуманитарных дисциплин. Задача этого проекта - проведение образовательных событий, посвященных юбилейным датам истории и литературы. Образовательное пространство «Остаться человеком» отражает основную задачу проекта - сформировать у детей правильную жизненную позицию: при любых жизненных обстоятельствах человек должен оставаться человеком. Проект «Артель художников» реализует методическое объединение учителей искусства. В рамках этого проекта проводятся исследования смысловых особенностей творчества художников, чьи юбилеи отмечаются в текущем году, учащимися практически осваиваются навыки их письма через проведение мастерских по живописи. Проект «Диалог с веком»: организатором является кафедра учителей английского языка, включаются в эту работу учителя всех других методических объединений. Задача этого проекта - проведение бесед, разговоров, дискуссий по современным, жизненным, актуальным вопросам и проблемам. Проект «Твой Петербург»: инициатором являются учителя начальной школы. Задачей этого проекта является самостоятельное исследование достопримечательностей Санкт-Петербурга и составление путеводителя по городу.

Темы учебных проектов сквозные и интегрируют программную тематику учебных предметов, круг вопросов по теме формируется по важным социально-нравственным проблемам современной жизни, актуальных для самих учащихся. Результаты работы в проектах представляются на масштабных мероприятиях, которые называются Образовательные события. Для их проведения используются самые современные форматы: пресс-конференции и семинары, панельные дискуссии и диспуты, акции громкого чтения и исследовательские лаборатории, открытые показы и квесты и многие другие. Как бы ни назывались эти проекты, они объединены общей целью - создать образовательное пространство системных проектов для регулярного и целенаправленного формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся, достижения высокого уровня качества образования, духовно-нравственного развития личности.

Если говорить о эффективности этих проектов то, прежде всего, нужно отметить, что у нас изменилось качество образования за последние несколько лет. Мы увидим положительную динамику и интенсивный рост показателей качества. Если в 2014 году качество, например, по русскому языку и литературе составляло около 50%, то сейчас результаты стабильно держатся в районе70 %. Мы напрямую связываем эти результаты с работой учащихся в интересных им по проблематике проектах, с развитием их метапредметных умений. Результаты ГИА тоже по-своему отражают результат работы в проектах. Так, например, если посмотреть на результаты предметов, где в заданиях проверяют сформированность коммуникативных компетенций, то мы видим, что ежегодно наши учащиеся показывают очень высокие результаты. Каждый проект сопровождался созданием некого творческого продукта - создание сборников, сценариев фильмов, альманахов по теме, плакатов, сборников эссе, которые содержат законченное монологическое высказывание учащихся по данной проблеме. И это положительно отражается на результатах экзаменов. Показателем достижения учащихся в развитии метапредметных компетенций является их высокие результаты в различных конкурсах разного уровня.

Таким образом, можно сказать, что педагогическим результатом нашей работы в проекте стали высокие результаты образования и сформированное мировоззрение учеников, проявляющееся в жизненной ориентации на нравственные ценности, в социально адаптивном поведении, в выраженной гражданской позиции. Проект с 2013 года существует параллельно с основными уроками. Он создает своеобразную надпредметную сферу деятельности учеников и позволяет решить ряд педагогических задач, которые невозможно реализовать в рамках стандартного урока. Показателем успешности данного проекта стала высокая оценка на Всероссийском педагогическом конкурсе «За нравственный подвиг учителя» (проект получил 1 место на региональном этапе) и победа в конкурсе ПНПО «Образование».