1. Комплекс основных характеристик программы
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа кружка «Рукоделие» для 3 класса VIII вида составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. N 273.
2. Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».
3. Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
4. Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 г. N 1726 «Концепции развития дополнительного образования детей» и «План мероприятий на 2015-2020 г. по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» от 24.04.2015 г. N 729.
5. Письма Министерства образования РФ от 18.06.2003 г.N 28-02-484/16.
6. Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
7. Устава ГБОУ ЛО «Всеволожская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы».
"Прекрасный мир вещей создан был веками,
Хранит их каждый дом, а может быть музей.
Учитесь рисовать и создавать руками,
Все то, что может радовать друзей.
1.1. Пояснительная записка
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применяются усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Творчество - создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа кружка «Рукоделие» является составной частью художественно-прикладной направленности творчества детей в коррекционной школе. Программа предусматривает формирование общей культуры и приобщает детей к труду и творчеству.
Программа является комплексной, т.к. включает обучение, воспитание и развитие. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с тканью, бисером, работа с природным материалом, бумагой, картоном, пластилином, работа с бросовым материалом и т.п.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек - сувениров, различных полезных предметов для школы и дома.
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности каждого ребенка. На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах.
Данная программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологическое сопровождение декоративно-прикладного искусства предполагает систему специальных, целенаправленных мероприятий, которые направлены на формирование, развитие различных видов психологической деятельности, функций, качеств и образований, позволяющих индивиду, успешно адаптироваться в среде и обществе, выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации, поэтому данная программа в коррекционной школе очень актуальна, еще и тем, что направлена на развитие мелкой моторики рук. Новизна программы состоит в том, что для занятий используется материал из интернет-ресурсов: при прохождении новых тем по теории, осуществляется поиск современной информации, для практических работ применяется иллюстративный материал, образцы работ и схемы изготовления изделий. На занятиях применяются информационно-коммуникативные технологии: онлайн-экскурсии, видеофильмы, используются презентации, викторины, тесты.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что художественно-прикладное творчество прививает детям не только полезные трудовые навыки, разрабатывает пальцы, улучшает координацию движений, развивает мышление, творческое воображение, воспитывает усидчивость и аккуратность, но также способствует общему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Занятия не только формируют эстетический вкус у детей, но и помогают приобрести первоначальный социальный опыт, дают необходимые знания, развивают определенные навыки и умения, создают условия для творческого самовыражения личности ребенка, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду.
Обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья, как известно, учение дается с большим трудом, ему часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнить задание педагога. Результаты труда можно ощутить непосредственно. Сама работа и получаемый продукт - поделки, игрушки, изделия - вызывают у обучающегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности. У детей развивается эстетический и художественный вкус, совершенствуются трудовые навыки и умения.
Программа кружка «Рукоделие» закрепляет, расширяет и углубляет знания и умения, формируемые у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа отличается большим количеством часов, отведенных на практическую творческую деятельность обучающихся, на посещение музеев и участие в выставках города и области. Адресат программы - обучающиеся 3 класса, по программе могут заниматься дети 9-11 лет, объем программы рассчитан на 1 год обучения, 68 часов в год (34 недели), занятие проводится 1 раз в неделю по два часа по 40 минут, с переменой в 10 минут, согласно учебно-календарного плана работы школы.
Типы занятий: комбинированные, теоретические, практические, диагностические, лабораторные, контрольные, тренировочные.
Формы и режим работы: 1) индивидуальная; 2) групповая.
На занятиях используются различные формы работы. Индивидуальные задания позволяют создать оптимальные условия для развития детей как ярко выраженными художественными задатками, так и с пониженными творческими возможностями.
Если объединить в группу незнакомых между собой учащихся и поручить, им изготовить какую-то поделку то дети начнут общаться между собой, будут обмениваться информацией, выявлять, кто сможет выполнить ту или иную часть работы. В результате ребята выберут наиболее оптимальные варианты организации совместной деятельности. При непосредственном выполнении совместной работы образуются деловые и межличностные отношения: взаимная помощь, ответственность, контроль и т.д.
Формируя у учащихся устойчивый интерес к поиску и творческому труду в области художественно-прикладного творчества и развивая их стремление к познавательной деятельности необходимо организовать:
- встречи, беседы, консультации;
- мастер-классы, экскурсии;
- соревнования, игры, сюжетно-ролевые игры;
- викторины, конкурсы;
- выставки, галереи, ярмарки;
- открытые занятия, посиделки;
- практические занятия.
Основные методы:
- репродуктивный;
- частично-эвристический;
- словесный;
- наглядный;
- практический.
1.2 Цели и задачи программы
Цели:
- Формирование интереса к декоративно-прикладному творчеству.
- Развитие творческих способностей обучающихся.
- Воспитание положительных качеств (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям труда).
Задачи:
Обучающие:
- формировать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- выработать стремление к углублению знаний;
- формировать умения и навыки изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.
Развивающие:
- развивать художественный вкус и умения видеть красоту;
- развивать индивидуальные способности обучающихся;
- развивать самостоятельность в труде;
- совершенствовать сенсорные и моторные навыки воспитанников;
- развивать навыки здорового образа жизни.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду;
- формировать чувство коллективизма;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;
- ориентировать на качество готовых изделий;
- создавать условия для социального и профессионального самоопределения;
- создать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества;
- воспитывать аккуратность, культуру поведения;
Принципы, на которых базируется программа:
- доступность;
- систематичность и последовательность;
- от простого к сложному;
- учет индивидуальных особенностей обучающихся;
- дифференцированный подход;
- связи теории с практикой;
- практическая направленность;
- креативность;
- результативность.
Психологическая характеристика
Дети с умственной отсталостью имеют специфические особенности: неустойчивость и плохую переключаемость внимания; нарушение памяти (особенно низок объем кратковременной оперативной памяти); медленный темп умственной работоспособности, сенсорных и моторных реакций, нарушение способности к обобщению, анализу, расстройство аналитической и систематической деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
- Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- Применение ведущих технологий, принципов и методов работы, обеспечивающие усвоение материала детьми.
1.3 Содержание программы
Учебно-тематический план
N
|
Названия разделов, тем |
Количество часов |
||
Всего |
теория |
практика |
||
1 четверть |
18 |
2 |
16 |
|
1 |
Правила техники безопасности.
|
2 |
1 |
1 |
2 |
Раскрашивание гуашью по теме «Парусник», с соблюдением контуров рисунка. |
2 |
|
2 |
3 |
Аппликация из цветной бумаги геометрических фигур «Кораблик». |
2 |
|
2 |
4 |
Разнообразие техник работы с бумагой по теме «Запасливый ежик». |
2 |
|
2 |
5 |
Работа с пластилином в технике
|
2 |
|
2 |
6 |
Работа с пластилином с соблюдением рисунка. Аппликация «Осенние цветы». |
2 |
|
2 |
7 |
Знакомство с различными видами материалов.
|
2 |
1 |
1 |
8 |
Коррекция восприятия цвета и формы.
|
2 |
|
2 |
9 |
Скатывание шариков из пластилина.
|
2 |
|
2 |
|
2 четверть |
14 ч. |
4 |
10 |
10 |
Знакомство с материалами разных фактур.
|
2 |
1 |
1 |
11 |
Знакомство с материалами разных фактур.
|
2 |
1 |
1 |
12 |
Разнообразие техник работы с бумагой.
|
2 |
1 |
1 |
13 |
Беседа «Что такое Новый год?»
|
2 |
1 |
1 |
14 |
Поделка из цветной бумаги и бумажных тарелок «Дед Мороз». Изготовление деталей. |
2 |
|
2 |
15 |
Поделка из цветной бумаги и бумажных тарелок «Дед Мороз» Приклеивание деталей. |
2 |
|
2 |
16 |
Изготовление полосок из цветной бумаги. Соединение полосок для гирлянды. |
2 |
|
2 |
|
3 четверть |
20 ч. |
3 |
17 |
17 |
Беседа о птицах. Складывание бумаги.
|
2 |
1 |
1 |
18 |
Работа со цветной бумагой и картоном.
|
2 |
|
2 |
19 |
Скатывание шариков из пластилина.
|
2 |
|
2 |
20 |
Скатывание шариков из пластилина.
|
2 |
|
2 |
21 |
Работа со цветной бумагой и картоном.
|
2 |
|
2 |
22 |
Раскрашивание с соблюдением контура рисунка гуашью «Щенок-дружок». |
2 |
|
2 |
23 |
Беседа о животных «Наши верные друзья».
|
2 |
1 |
1 |
24 |
Работа с пластилином. Лепка из пластилина животных: зайка с морковкой, лисичка. |
2 |
|
2 |
25 |
Раскрашивание цветными карандашами раскрасок на тему «В гостях у светофора». |
2 |
|
2 |
26 |
Беседа о правилах дорожного движения.
|
2 |
1 |
1 |
|
4 четверть |
16 ч. |
3 |
13 |
27 |
Знакомство с различными видами материалов.
|
2 |
1 |
1 |
28 |
Работа со цветной бумагой и картоном.
|
2 |
|
2 |
29 |
Скатывание шариков из пластилина.
|
2 |
|
2 |
30 |
Разнообразие техник работы с пластилином.
|
2 |
|
2 |
31 |
Бисероплетение у разных народов.
|
2 |
1 |
1 |
32 |
Плетение из бисера «Цепочка».
|
2 |
|
2 |
33 |
Плетение из бисера «Цепочка».
|
2 |
|
2 |
34 |
Плетение из бисера «Цепочка».
|
2 |
1 |
1 |
|
Итого за год: |
68 |
12 |
56 |
Содержание программы
1 четверть
Тема N 1
Теория: Правила техники безопасности. Знакомство с техникой «мозаика» 1ч
Практика. Обрывание бумаги на маленькие и большие кусочки.
Развитие мелкой моторики рук. Мозаичная аппликация «Дары осени» 1ч.
Тема N 2
Практика: Раскрашивание гуашью с соблюдением контуров рисунка.
Раскрашивание гуашью «Парусник» 2ч.
Тема N 3
Практика: Разнообразие техник работы с бумагой. Повторение геометрических фигур. Аппликация из цветной бумаги из геометрических фигур «Кораблик» 2ч.
Тема N4
Практика: Разнообразие техник работы с бумагой. Складирование бумаги.
Аппликация из цветной бумаги «Запасливый ежик» 2ч
Тема N5
Практика: Работа с пластилином. Методика работы с пластилином в технике «размазывания». Размазывание пластилина по бумаге «Осенний лес». Формирование навыка работы с пластилином; развитие чувства формы; творческого воображения 2ч.
Тема N 6
Практика: Работа с пластилином с соблюдением контуров рисунка.
Аппликация из пластилина «Осенние цветы» 2ч.
Тема N 7
Теория: Знакомство с различными видами материалов и техниками 1ч.
Аппликация из манной крупы «Зимняя избушка» 1ч.
Тема N 8
Практика: Знакомство с различными видами материалов и техниками.
Аппликация из цветной бумаги «Зимний лес».
Коррекция восприятия цвета и формы, развитие творческого воображения 2ч.
Тема N 9
Практика: Скатывание маленьких шариков из пластилина и выкладывание его по контуру рисунка. Выкладывание пластилина по контуру «Елочка» Развитие мелкой моторики рук 2ч.
2 четверть
Тема N 10
Теория: Знакомство с материалами разных фактур (вата, ткань, наждачная бумага, картон гофрированный, фольга и т.д.) Определение фактуры на ощупь. На что похожа вата? (на снег) 1ч.
Практика: Поделка из картона и ваты «Мягкая снежинка» 1ч.
Тема N 11
Теория: Знакомство с материалами разных фактур (вата, ткань, наждачная бумага, картон гофрированный, фольга и т.д.) Определение фактуры на ощупь. На что похож снег? (на вату) 1ч.
Практика: Поделка из бросового материала «Веселый снеговик» 1ч.
Тема N 12
Теория: Разнообразие техник работы с бумагой. Повторение геометрических фигур 1ч.
Практика: Аппликация из цветной бумаги «Веселый пингвиненок».
Тема N 13
Теория: Беседа «Что такое Новый год?». Как использовать подручный материал 1ч.
Практика: Поделка из цветной бумаги и бумажных тарелок «Новогодняя елочка». Подготовка деталей бумажной тарелки. Склеивание деталей, раскрашивание готовой елочки с двух сторон 1ч.
Тема N 14
Практика: Поделка из цветной бумаги и бумажных тарелок «Дед Мороз».
Изготовление деталей из тарелок, склеивание частей поделки. Раскрашивание лица Деда Мороза 2ч.
Тема N 15
Практика: Поделка из цветной бумаги и бумажных тарелок «Дед Мороз»
Приклеивание дополнительных деталей (помпон, мех на шапку), приклеивание частей лица. Выставка работ воспитанников 2ч.
Тема N 16
Практика: Изготовление гирлянды из полосок цветной бумаги.
Коррекция восприятия цвета. Чередование цветов. Соединение бумажных полосок цепочкой. Работа по определенному алгоритму 2ч.
3 четверть
Тема N 17
Теория: Беседа о птицах 1ч.
Практика: Поделка из бумаги «Жар-птица». Складывание бумаги, вырезание. Соединение деталей птицы 1ч.
Тема N 18
Практика: Мозаичная аппликация «Фрукты». Коррекция восприятия цвета и формы, развитие творческого воображения. Развитие мелкой моторики рук 2ч.
Тема N 19
Практика: Скатывание шариков из пластилина.
Выкладывание пластилина по контуру «Овощи» 2ч.
Тема N 20
Практика: Скатывание маленьких шариков из пластилина и выкладывание его по контуру рисунка. Развитие мелкой моторики рук.
Выкладывание пластилина по контуру «Золотая рыбка» 2ч.
Тема N 21
Практика: Объемная поделка-открытка «Подарок маме».
Коррекция восприятия цвета и формы, развитие творческого воображения. Развитие мелкой моторики рук 2ч.
Тема N 22
Раскрашивание гуашью «Щенок-дружок». Раскрашивание гуашью с соблюдением контура рисунка. 2ч.
Тема N 23
Теория: Беседа о домашних животных «Наши верные друзья и помощники» 1ч.
Практика: Раскрашивание гуашью «Домашние животные».
Раскрашивание с соблюдением контура рисунка 1ч.
Тема N 24
Практика: Работа с пластилином. Лепка из пластилина животных: зайка с морковкой, лисичка. Соединение деталей. Коррекция восприятия цвета и формы, развитие творчества. Развитие мелкой моторики рук 2ч.
Тема N 25
Практика: Раскрашивание цветными карандашами раскрасок на тему «В гостях у светофора». Раскрашивание гуашью с соблюдением контуров рисунка 2ч.
Тема N 26
Теория: Беседа о правилах дорожного движения (ПДД). Разнообразие техник работы с бумагой. Повторение геометрических фигур 1ч.
Практика: Аппликация из цветной бумаги «Светофорик» 1ч.
4 четверть
Тема N 27
Теория: Знакомство с различными видами материалов и техники 1ч.
Практика: Аппликация из пластилина «Избушка. Дом»
Развитие мелкой моторики рук 1ч.
Тема N 28
Практика: Открытка «День Победы». Коррекция восприятия цвета и формы, развитие творческого воображения. Развитие мелкой моторики рук 2ч.
Тема N 29
Практика: Аппликация из пластилина «Улитка». Коррекция восприятия цвета и формы, развитие творческого воображения 2ч.
Тема N30
Практика: Аппликация из пластилина «Красивая бабочка». Разнообразие техник работы с пластилином. Повторение геометрических фигур. Выставка творческих работ воспитанников 2ч.
Тема N 31
Теория: Бисероплетение у разных народов 1ч.
Практика: Плетение из бисера «Цепочка» 1ч.
Тема N 32-33
Практика: Плетение из бисера «Цепочка». Коррекция восприятия цвета и формы, развитие творчества. Развитие мелкой моторики рук 2ч.
Тема N34
Теория: Подведение итогов за год. Выставка- отчет 1ч.
Практика: Плетение из бисера «Цепочка» 1ч.
1.4 Планируемые результаты
В результате обучения по программе ребенок |
В результате обучения по программе у ребенка |
Получит знания о различных материалах и их свойствах;
|
Будут развиты творческие способности;
|
2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Четверть |
Начало |
Окончание |
Каникулы |
Начало |
Окончание |
1 четверть |
04.09.2023 |
26.10.2023
|
Осенние 10 дней |
27.10.2023 |
05.11.2023 |
2 четверть |
06.11.2023 |
26.12.2023
|
Зимние 12 дней |
27.12.2023 |
07.01.2024 |
3 четверть |
08.01.2024 |
21.03.2024
|
Весенние 10 дней |
22.03.2024 |
31.03.2024 |
4 четверть |
01.04.2024 |
31.05.2024
|
Летние 12 недель |
01.06.2024 |
31.08.2024 |
Итого: |
|
34 недели |
32 дня |
|
|
2.2 Условия реализации программы
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей.
Инструменты и приспособления должны размещаться в удобном для детей месте. Должно быть предусмотрено место для выставки, а также необходимый набор инструментов. Для успешного проведения занятий необходимы: инструменты и приспособления: шаблоны, трафареты, выкройки, бумага, картон, цветная бумага, пластилин, доски для пластилина, пенопласт, проволока, нитки, клей, ткань, мех, мука, соль, краски (акварель, гуашь), кисточки, палитры, баночки, бисер, леска, ножницы.
Оборудование кабинета:
- Доска классная;
- Столы и стулья ученические;
- Стеллажи, шкаф для хранения;
- Таблицы по технике безопасности, пожарной безопасности;
- Компьютер, проектор, экран;
- Телевизор;
- Аптечка.
2.3 Формы аттестации
Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся. В течение года ребенок принимает участие в нескольких выставках детского творчества, что позволяет ему увидеть свою работу в сравнении с лучшими образцами. Используя различные методы усвоения детьми материала, разнообразные формы работы, педагог предполагает получить определенные результаты.
У детей на занятиях закрепляются и углубляются знания, полученные на уроках труда, математики, биологии. Ребята овладевают необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами и инструментами. У них воспитывается познавательный интерес к художественно-прикладному творчеству, формируется желание и умение трудиться, самостоятельность, инициатива, коллективизм, культура и эстетика труда, происходит первоначальное профессиональное просвещение учащихся.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Необходимо проводить выставки работ в объединении, организовывать демонстрацию наиболее интересных моделей. В конце года следует проводить итоговое занятие в торжественной обстановке, желательно с участием родителей.
Формы контроля: Участие в выставках и конкурсах (школьных, городских, областных, всероссийских). Выставки творческих работ воспитанников за полугодие, приуроченное к Новому году и за год, приуроченное к Дню защиты детей и другие.
Этапы педагогического контроля
№ |
Вид |
Цель |
Форма методы диагностики |
Сроки |
1 |
Вводный |
Нацеливание воспитанников
|
Анкетирование
|
Сентябрь |
2 |
Текущий |
Отслеживание знаний, умений и навыков, полученных в ходе занятий. |
Беседы
|
Еженедельно |
3 |
Промежуточный |
Отслеживание результатов, полученных при прохождении разделов программы. |
Зачет в виде
|
Конец каждой четверти |
4 |
Итоговый |
Участие учащихся в
|
Выставка |
Май |
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью практических результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании результатов освоения АДОП обучающимися необходимо, чтобы балльная оценка отражала качество усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:
- соответствие или несоответствие науке и практике;
- прочность усвоения (полнота и надежность).
Таким образом, усвоенные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» или «неверно» свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах предупреждения или преодоления. По критерию прочности могут оцениваться как удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие». Для удобства, проведение мониторинга обучающихся, качественные характеристики навыков учебной деятельности были переведены в количественные характеристики, где
- 0 баллов - навык отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения;
- 1 балл - навык сформирован частично, применяет свои знания и умения по прямому указанию учителя, требуется оказание помощи;
- 2 балла - навык сформирован частично, преимущественно применяет с помощью учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
- 3 балла - навык сформирован частично, способен самостоятельно применить свои знания и умения в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
- 4 балла - навык сформирован частично, способен самостоятельно применить свои знания и умения, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
Мониторинг результативности.
Группа БУД |
Перечень учебных действий |
Оценка сформированности |
||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Личностные учебные действия |
- развиты творческие способности,
|
|
|
|
|
|
- уважительно относится к труду, к людям; |
|
|
|
|
|
|
- развито чувство патриотизма, любовь к народным традициям; |
|
|
|
|
|
|
- присутствуют положительные качества личности (трудолюбие, астойчивость, умение работать коллективе) |
|
|
|
|
|
|
- участвует в конкурсах. |
|
|
|
|
|
|
Максимум 25 баллов |
|
|
|
|
|
|
Коммуникативные учебные действия |
- вступает в контакт и работает в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик); |
|
|
|
|
|
- сформировано чувство коллективизма; |
|
|
|
|
|
|
- соблюдает комфортную обстановку на занятиях; |
|
|
|
|
|
|
- соблюдает атмосферу доброжелательности, сотрудничества; |
|
|
|
|
|
|
- слушает и понимает инструкцию к учебному заданию. |
|
|
|
|
|
|
Максимум 25 баллов |
|
|
|
|
|
|
Регулятивные учебные действия |
- проявляет ценностное отношение к своей жизни и здоровью; |
|
|
|
|
|
- принимает цели и произвольно включается в деятельность; |
|
|
|
|
|
|
- привиты навыки здорового образа жизни; |
|
|
|
|
|
|
- проявляет аккуратность в работе, культуру поведения на занятиях. |
|
|
|
|
|
|
Максимум 20 баллов |
|
|
|
|
|
|
Познавательные учебные действия |
- развито стремление к углублению знаний; |
|
|
|
|
|
- сформирован интерес к декоративно-прикладному творчеству; |
|
|
|
|
|
|
- развит художественный вкус и ориентированность на качество готовых изделий; |
|
|
|
|
|
|
- занимается развитием индивидуальных способностей. |
|
|
|
|
|
|
Максимум 20 баллов |
|
|
|
|
|
- Высокий уровень сформированности БУД 90 - 64 баллов
- Средний уровень сформированности БУД 63 - 35 баллов
- Низкий уровень сформированности БУД 34 - 17 баллов
- БУД не сформированы 16 - 0 баллов
2.4 Методические материалы
Комплексное учебно-методическое обеспечение программы включает:
- Информационное обеспечение: специальную и популярную литературу для педагога и для обучающихся, альбомы, журналы, фото и видеоматериалы.
- Алгоритмы деятельности: планы последовательности изготовления изделий и анализа проделанной работы, демонстрационный материал: модели, схемы, таблицы, показывающие варианты и последовательность изготовления различных изделий.
Виды дидактических материалов:
- естественных (натуральных): гербарии (сухие листья), игрушки, овощи, фрукты.
- объемных (муляжи растений, овощей, фруктов, плодов, сооружений, образцы изделий.
- схематических (таблицы, схемы плетения, орнаменты, рисунки, плакаты, чертежи, шаблоны, трафареты).
Предусмотрены следующие виды труда:
- Работа с природным материалом;
- Работа с бумагой (гофрирование);
- Работа с бумагой (аппликации);
- Работа с нитками, леской, бисером;
- Работа с бросовым материалом;
- Работа с пластилином.
Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт - чувство пластики, формы, веса.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе выполнения практических действий с пластилином или тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует расширению активного и пассивного словаря детей. Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.
Занятия аппликацией способствуют развитию элементарных математических представлений. Дети знакомятся с цветами и размерами, простейшими геометрическими формами, получают представление о пространственном положении предметов и их частей. Сложные понятия усваиваются детьми в процессе создания простого узора или при изображении предмета по частям. Занятия аппликацией приучают к последовательной организации работы. Дети учатся правильно выбирать заготовки, поворачивать лист бумаги, раскладывать и приклеивать заготовки на листе. В данном виде работы укрепляются мышцы рук и пальцев. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Закрепляются названия цветов, форм и размеров закрашиваемых или обводимых фигур на листе.
Описание приемов и методов технического оснащения
Календарно-тематическое планирование
3 Список литературы
для педагога:
- Журнал «Сделай сам» № 2 1992 год;
- Журнал «Северные просторы» № 2- 4 2000 год; № 3 1989 год;
- Журнал «Ямальские меридианы» № 4 2001 год;
- Журнал «Школа и производство» № 1 1986 год;
- Журнал «Девчонки и мальчишки» № 169, 158.
- Рандин В.А. «Орнаменты» С-П «Просвещение» 1992 год;
для воспитанников:
- Журналы «Школа и производство» все №;
- Журнал «Сделай сам» все №;
- Журнал «Искусство в школе» все №;
- Журнал «Девчонки и мальчишки» все №.