Конспект занятия по функциональной (естественно-научной) грамотности в 4-м классе по теме "Капуста"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: Познакомить учащихся с разновидностями и особенностями капусты через экспериментальную деятельность, а также научно-познавательный текст и задания к нему.

Задачи:

Образовательные:

  • Систематизировать и расширить представления учащихся о капусте.
  • Познакомить с разновидностями капусты, способами использования овоща в бытовых условиях.

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления, анализа, синтеза, обобщения при восприятии научно-познавательного текста.
  • Формировать способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • определять лексическое значение слова с помощью словаря;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста;
  • называть части капусты;
  • исследовать капусту в разрезе;
  • работать с толкованием слова;
  • проводить опыты с цветной капустой;
  • соотносить описание предметов с их рисунками;
  • с помощью технологической карты приготовить салат из капусты;

Метапредметные

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Познавательные:

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные:

  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

Оборудование: наглядный материал, разные виды капусты, столовые приборы, посуда, приправы, растворы реактивов для опытов, распечатанные листы из рабочей тетради.

Ход занятия

1. Вводная часть

Приветствие учащихся. Проверка их готовности к занятию.

- Мальчику Роме, который помогает нам на занятиях по «Функциональной грамотности» мама однажды оставила записку с просьбой сходить в магазин. Но кот Мурзик стащил записку со стола и оторвал край листочка. Давайте поможем Роме выполнить поручение мамы.

«Рома! Сходи, пожалуйста, в ………….магазин и купи ………………. капусты для салата. Мама.»

- Как вы думаете, в какой магазин пойдёт Рома? (На доске названия магазинов: «Одежда», «Овощи и фрукты», «Игрушки», «Мебельный», «Товары для дома»)

- Почему? (Ответы детей)

- Итак, мы пришли в магазин «Овощи и фрукты» (наглядный материал - На полках разнообразные овощи, среди них капуста белокочанная, цветная, брокколи, кольраби, пекинская)ю Какую капусту ты купишь? Почему? (Ответы детей, которые с большой вероятностью купят белокочанную капусту)

- Обратите внимание, на полках магазина есть и другие виды капусты. Знакомы ли они вам?

- Какую цель поставим сегодня на занятии? (Дети самостоятельно формулируют цель: познакомиться с разными видами капусты, узнать особенности каждого вида, как выглядит, где используется и т.п.)

2. Основная часть

1) Задание 1 - Знакомство с белокочанной капустой

- Самый распространенный сорт капусты - белокочанная. (Учитель демонстрирует кочан капусты)

- А что такое кочан? (Ответы учащихся).

- Подробно о белокочанной капусте и ее строении вы узнаете, поработав с текстом. Работаем в парах.

- После выполнения задания - проверка по эталону на слайде презентации.

Учитель разрезает кочан и просит детей показать на настоящем кочане части капусты.

2) Задание 2 - Знакомство с цветной капустой

Учитель демонстрирует цветную капусту.

- Кто может сказать, как называется такой сорт капусты? (Цветная)

- Как вы думаете, почему эта капуста называется цветной, ведь она совсем не цветная, а белая? (Ответы детей)

- Рассмотрите внимательно эту капусту. (Учитель раздает на парты соцветия цветной капусты, дети изучают, высказывают предположения).

- Дело совсем не в цвете. В отличие от капусты белокочанной, где мы едим кочан, у цветной кочана нет, вместо него у неё - мелкие соцветия, цветки, которые мы и употребляем в пищу. «Цветная» в данном случае означает цветок, а не цвет, как думают многие. Цветная капуста - съедобное растение семейства капустных или крестоцветных. В диком виде она не встречается, поэтому принято считать ее культивированной. Цветную капусту можно есть в любом виде - свежем, тушеном, отварном, жареном, маринованном и квашеном. Главное - не подвергать ее слишком длительной термической обработке.

- Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

- Действительно, при тепловой обработке у цветной капусты теряется не только вкус, но и большинство витаминов.

3) Задание 3 - Виды капусты. Работа с энциклопедией

- Человек научился выращивать капусту более 4000 лет назад. Наши предки славяне выращивали капусту с 9 века и первыми изобрели способ ее заквашивания. Сейчас известно более 100 разновидностей капусты.

- У вас на столах лежат распечатанные тексты из энциклопедии. Воспользуйтесь распечатками для выполнения 3 задания.

(Выполнение задания с взамопроверкой по образцу)

- Запишите под каждым рисунком название капусты и номер, которым она обозначена в тексте.

4) Задание 4 - Краснокочанная капуста. Эксперименты

- А это краснокочанная капуста (учитель демонстрирует капусту). Внешне, как вы видите, она очень похожа на белокочанную, отличается только цветом листьев. Листья у этого вида окрашены в красный, фиолетовый цвета и подходят для салатов.

- С краснокочанной капустой можно провести интересные опыты. Она может служить индикатором.

- А что такое «индикатор»? (Ответы детей. Работа со словарем)

Индикатор - вещество, изменяющее цвет в зависимости от среды раствора.

Для проведения опытов разделитесь на 3 группы. Правила работы в группе вы знаете.

- Ребята, при работе соблюдаем технику безопасности, растворы размешиваем аккуратно, не допуская разбрызгивания, на вкус ничего не пробуем.

- Я заранее порезала краснокочанную капусту на кусочки и залила ее кипятком. Когда раствор остыл, процедила его через сито и разлила по 5 стаканам. У вас на столах стоят стаканы с этим раствором и баночки с разными веществами. Это лимонная кислота, пищевая сода, нашатырный спирт, перекись водорода и стиральный порошок. По очереди добавляйте эти вещества в стаканы с раствором, размешивайте и наблюдайте за изменением цвета раствора. После окончания опытов вам нужно будет раскрасить рисунки в соответствующий цвет.

Работаем по инструкции (Приложение I)

- Какого цвета стал настой в каждом стакане? Раскрась рисунки.

- Ребята, скажите, а где в жизни можно использовать способность краснокочанной капусты менять цвет? (Ответы детей)

- Сегодня после занятия вы можете поделиться с мамой или бабушкой полезной информацией:

Если добавить в отвар краснокочанной капусты почву (например, с вашего огорода), то можно определить кислотность земли, в которой растет будущий урожай. Чем кислее почва - тем светлее будет раствор! А на кислой почве мало, что растет хорошо!

5) Задание 5 - Салат из белокочанной капусты

- Ребята, давайте вспомним, для чего мама попросила Рому сходить в магазин за капустой? (Для салата)

- А какие ещё блюда можно приготовить из капусты (Перечисляют)

- А вы умеете готовить салат из капусты? Что для него еще может понадобиться?

- Сейчас я предлагаю вам по технологической карте приготовить витаминный салат из капусты с морковью.

Для работы нужно надеть фартуки и перчатки, девочкам прибрать волосы. Изучите технологическую карту (Приложение II), распределите обязанности, возьмите на столе необходимые продукты и инструменты и приступайте к работе.

(Дети готовят по технологической карте салат. Дегустируют его)

- Поделитесь впечатлениями от своей работы и от ее результата. Понравился ли вам салат? А трудно было его делать? Что получилось? Что не получилось?

3. Заключительная часть. Рефлексия

- О чём мы говорили на занятии? (Ответы учащихся).

- Что нового узнали?

- Что понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднения?

Вы большие молодцы! Очень хорошо сегодня потрудились. Но прежде чем мы попрощаемся, я хотела бы предложить вам выполнить еще одно задание.

У меня на столе стоит горшок с землей. Сейчас я каждому из вас раздам маленькие бумажные кочаны капусты, закрепленные на шпажках. Ваша задача - изобразить на кочане тот смайлик, который соответствует вашему настроению в конце занятия, и посадить его в землю. В итоге у нас получится капустная грядка.

(Ребята рисуют смайлики, вставляют шпажки в землю).

Спасибо вам за занятие! До свидания!