С исследовательской деятельности дети начинают свой индивидуальный путь во взрослую жизнь. Самостоятельность ребенка делает его первоначально независимым, а затем побуждает к творчеству. Исследовательская деятельность присуща каждому индивиду в ходе формирования собственного мировоззрения. В результате различных видов деятельности игровой, учебной, художественной, научной, человек приобретает необходимые знания. Современный и динамичный мир огромных скоростей и быстро меняющихся реалий, требует быстрой реакции и от самого человека. Умение быстро перестраиваться и адаптироваться в новых условиях, важное качество личности. Основная задача учителя научить ребенка применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Все это можно успешно осуществить в ходе совместного исследовательского процесса, из этого следует актуальность внедрения в процесс обучения исследовательской деятельности обучающихся.
Исследовательская деятельность (исследование) - это деятельность, результатом которой являются обоснованные выводы по итогам выдвижения и проверки гипотез [Богоявленская Д.Б. 2020, с. 29-39].
Основными этапами исследования, являются:
1) постановка проблемы;
2) выдвижение гипотезы;
3) проверка ее на истинность;
4) подтверждение гипотезы на практике;
5) описание результата в обобщающей теории.
Возникновение проблемы и наличие рабочей гипотезы, является очень важным компонентом любого исследования.
Научить ребенка овладеть азами исследовательской деятельности наиболее оптимально в ходе учебного исследования. По мнению А.В.Леонтовича, учебное исследование предполагает наличие основных этапов, принятых в науке «постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы». [Леонтович А.В. 2003, с.13]. Главенствующую роль в вовлечении учащихся в научно - исследовательскую деятельность, через базовую систему познавательных практик играет научный наставник. [Карпов А.О. 2018, с. 52-60]. Овладев методикой учебного исследования, ученик может приступить к самостоятельным исследованиям в любой области естественных или гуманитарных наук.
Очень часто мы допускаем ошибку, считая исследовательскую и проектную деятельности идентичными понятиями, это не так. «Проектная деятельность учащихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность детей, направленная на достижение общего результата деятельности, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности (результате) [Богоявленская Д.Б. 2020, с. 29-39]. В ходе исследовательской деятельности результат может быть непредсказуем, заранее не известен, но именно новый полученный результат заставляет ребенка искать объяснение полученному факту, а при повторном эксперименте, прийти к какой - то возможной закономерности. Когда у ребенка, в ходе исследовательской работы возникают вопросы, и он пытается самостоятельно найти на них ответы, это проявление «творчества». В ходе «творческой» исследовательской деятельности важен не результат, а процесс, если установка только на результат, ограниченный временем, то процесс перестаёт, быть творческим. Важной задачей учебного исследования, при решении проблемной ситуации, является возможность, научить детей самостоятельно построить алгоритм предстоящей работы, оптимально использовать возможные ресурсы, спрогнозировать и объяснить полученный результат, сделать выводы. Этот процесс ведет к развитию личности реализующейся в многообразной деятельности.
Если исследования становится потребностью и приводят к выявлению ряда закономерностей - это высшее проявление «творчества». Творчество -способность к развитию деятельности по собственной инициативе, это метод проб и ошибок, порождающий оригинальный продукт.
Любая исследовательская работа начинается возникновения проблемы или противоречия, это основное условие, побуждающее к творчеству. Основная цель современной школы выстроить индивидуальную траекторию образования каждого ребенка так, чтобы он максимально используя свои когнитивные способности, смог умело синтезировать приобретенные предметные знания для решения практических задач и разрешения возникших проблемных ситуаций.
Литература
- Богоявленская Д.Б. О природе исследовательской деятельности // Исследователь/ Researcher. 2020. № 4 (32). с. 29-39.
- Богоявленская Д.Б. Об истоках творчества // Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM-образование: новые типы образовательной ситуации. Сборник докладов IX Международной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А.С.Обухова. Том. 1. М.: МОД «Исследователь»; Журнал «Исследователь/ Researcher», 2018. С. 12-19.
- Карпов А.О. Два типа раннего вовлечения школьников в научно-исследовательскую деятельность // Педагогика. 2018. № 5. С. 52-60.
- Карпов А.О. Фундаментальные модели образования будущего // Вопросы философии. 2022. № 1. С. 54-64.
- Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся// Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. с. 12-17.