Системный процесс решения проблемы в проектной и исследовательской деятельности учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Аннотация: основные компоненты работы - составление и анализ сетевых систем для решения проблемной ситуации в проектной и научно-исследовательской деятельности. Формирование развития навыков аналитической работы при принятии решения. В статье представлен практический подход в обучении к восприятию мира, который ускоряет способности анализировать, принимать решения.

Ключевые термины: системное мышление, сетевые системы, проблемная ситуация, исследование взаимосвязей, системный процесс, проектная и исследовательская деятельность.

Системное мышление - это синоним понятия сетевого мышления. В процессе развития жизненных ситуаций системное мышление является необходимой составляющей развития личности учеников, и как метод познания в рамках учебного процесса.

«Люди должны мыслить системно, оперировать системами, организовывать свои взаимоотношения и действия в системах, иначе они не могли бы выжить» [3, с. 47].

«Под термином система будем понимать организованное множество элементов любой природы, как-то связанных друг с другом и функционирующее во имя исполнения общих целей… Это - мышление, строго учитывающее все положения системного подхода - всесторонность, целостность, многоаспектность, учитывающее влияние всех значимых для данного рассмотрения систем и связей в отличие от детского, нерасчлененного, синкретического мышления». [4] Зная систему, можно ее улучшить.

Разработке целевой сетевой системе предшествует проблема, цель ее решения и соответствующие меры. Задача, которая ставиться на уроке, раскрытие взаимосвязи между отдельными переменными. С помощью целевой системы при выполнении проекта или исследования можно показать ученикам ряд положительных и отрицательных последствий. Все крупные организационные ошибки - это, скорее всего, результат несистемного подхода.

При создании системы всегда надо учитывать связь с окружением. В системном подходе фирмы, процессы потребления домохозяйств, сделки купли-продажи, инвестиционная политика и т.п. рассматриваются в комплексе с экономическим и общественным окружением. И особый упор делается на исследование взаимосвязей между элементами системы. Системный процесс познания или решения проблем можно разбить на 7 шагов. [3, с. 153 ]

  • Разграничение проблемы. Рассмотрение ситуации с разных точек зрения: например, государства, вкладчиков, кредиторов, коммерческих банков, фирм.
  • Выявление взаимосвязей между элементами проблемной ситуации и анализ их воздействия: ликвидность, реальный и номинальный процент, депозиты, процентная ставка, капитализация, ставка рефинансирования, система страхования вкладов. Выявляются существенные элементы, которые необходимо учитывать и включать в систему развития проблемы: темп инфляции, доходность депозитов. На этом этапе создается сетевая структура системы, проводится анализ форм взаимосвязи, которые усиливают или ослабляют друг друга. Эти элементы - основа взаимосвязей в сетевой системе.
  • Определение динамики. Рассмотрение системы в разные временные периоды: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
  • Интерпретация возможностей поведения. Разработка возможных путей развития.
  • Определение управленческих возможностей: управляемые, неуправляемые и наблюдаемые величины. Принимается решение в каком количестве отдельные элементы или переменные включаются в сеть. Разработка стратегий для управляемых величин.
  • Оформление управленческого воздействия. Принятие эффективных мер в соответствии с ситуацией.
  • Реализация и дальнейшее развитие решения проблемы. Жизнестойкость решения проблем, исключение новых проблем в будущем. Оценка системы взаимодействия и системное решение проблемы. Дискуссия о том, что нужно учитывать, какие взаимосвязи необходимо отражать, развивает у учащихся способности к созданию сетевых систем и системному мышлению. Решение проверяется на возникновение неожиданных последствий.

Целенаправленные сетевые системы применимы для работы на уроке спорных вопросов, утверждений. Однако, они не в состоянии дать окончательные ответы. Поэтому при анализе сетевой системы приходиться положиться на свой выбор и собственное целеполагание.

При анализе сетевой системы учитывается спектр факторов: экономических, социальных, политических, технологических. Приобретя опыт составления систем, учащиеся приводят отрицательные и положительные примеры системного мышления: например, строительство спального микрорайона в городе с инфраструктурой или без нее.

Использование сетевого анализа на уроках предметов обществоведческого цикла помогает при решении "качественных задач, в проектной и исследовательской деятельности.

Современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость "формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». [ 1, с.45 ]

Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. Проектная деятельность на уроке экономики направлена на формирование у школьников универсальных способов деятельности. Происходит развитие познавательной активности учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Проектная деятельность - это работа с разнообразными источниками информации, с использованием проблемных, поисковых и исследовательских методов, позволяющих выявить вариативные точки зрения на рассматриваемую проблему, сформировать свою точку зрения, а также необходимость обобщить собранный материал и предъявить его в значимой форме.

Для исследовательской работы по экономике характерны общие правила и методы, которые варьируются в зависимости от характера отрасли науки, а также стадии и категории исследования. При помощи методов собирается необходимый материал для выявления, анализа и решения поставленных проблем.

В работе активно используется метод документации. Он включает сбор оперативной информации из официальных источников, нормативной документации. Такая информация в большей части носит объективный характер. Но тем не менее нельзя не учитывать и элементы субъективного характера в этих документах.

Системный подход включает в себя все формы организации исследовательского обучения, т.е. построения целостной системы: индивидуальная или групповая, дополнение к общему (исследование в дополнительном образовании), элементы в частном, отдельные события.

Формирование исследовательских способностей:

  • Умение видеть проблему (как защитить деньги от риска инфляции);
  • Выстраивание версий (варианты инвестирования свободных денежных средств);
  • Выработка гипотезы (предположение, что депозит может максимизировать потенциальную доходность и минимизировать потенциальные убытки);
  • Наблюдательность (дополнительный доход могут принести заблаговременно сделанные инвестиции;
  • Умение искать и вычленять нужную информацию (определение доходности депозитов в банках с учётом инфляции);
  • Исследовать оперативную информацию из разных источников и анализировать полученные сведения (сравнение ежемесячной капитализации и по окончании срока);
  • Обобщать и формулировать выводы (куда можно вложить хотя бы десятую часть своего дохода, защищая от риска инфляции);
  • Транслировать знания (практическая значимость: исследование поможет выстроить определённую инвестиционную стратегию поведения вкладчика;
  • Рефлексировать путь познания.

Логический аспект, умение рассуждать, помогают учащимся понять причинно-следственные связи, построить сетевые системы, сформируют критическое мышление, помогут потом во многих жизненных ситуациях.

В докладе международной комиссии по образованию для XXIстолетия «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор сформулировал четыре основания - глобальные компетентности, на которых должно строится образование: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» [2, С.156].

Другими словами, образование должно быть направлено не столько на передачу и усвоение конкретных предметных знаний, сколько на умение находить необходимую информацию, преобразовывать ее, применять в различных профессиональных ситуациях, при этом взаимодействуя с другими людьми, отстаивая свою собственную позицию [5, С.14].

Библиографический список

  1. Вигдорчик О.В., Хлызова О.Е., Тараканова В.В. Здоро­вьесберегающие технологии и проектно-исследователь­ская деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 4. С.44-57.
  2. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище.UNESCO, 1996. С.37.
  3. Ф.-Й. Кайзер Методика преподавания экономических дисциплин: Основы концепции, направленные на активизацию процесса обучения: Книга для учителя/ Ф.-Й.Кайзер, Х.Камински. - Перев. С нем.-2-е изд., дораб. -М.: Вита-Пресс, 2007. - 184 с.
  4. Развитие системного мышления [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.triz.natm.ru/sistem/sis_02.htm (дата обращения: 31.07.2017)
  5. Старков С.А. Информационная компетентность студента вуза: понятие и пути формирования. // Научные исследова­ния в образовании. 2006. № 6. С.14-18.