Материалы занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Возраст 5 лет, первый год обучения по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель занятия: Уточнить и закрепить знания детей о посуде.
Задачи:
Коррекционно-развивающая:
- способствовать развитию неречевого слуха через игру «Угадай посуду по звуку»
- формировать целостный образ предмета через работу с разрезными картинками.
Образовательно-познавательная:
- создать условия для закрепления знаний детей по теме «Посуда».
- познакомить детей с изготовление глиняной посуды через использование видеоматериалов,
Воспитательная:
- поощрять умение слушать педагога и друг друга, помогать при необходимости
Ход занятия
Организационный момент (дети стоят вокруг педагога)
- Здравствуйте, ребята! Ребята, в этих конвертах разрезанные на части картинки! Соберите их и узнаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии. (педагог раздаёт детям конверты) Проходите за столы!
Дети садятся за столы, у каждого конверт с разрезанной картинкой (металлическая сковорода, фарфоровая сахарница, фарфоровая кружка, стеклянная тарелка, пластмассовая солонка, металлическая кастрюля). Дети складывают картинки.
- Ребята, рассмотрите свои картинки. Назовите, что видите на них. (ответы детей). О чём мы сегодня будем говорить?
- О посуде!
- Да, сегодня мы вспомним о назначении посуды, о материалах, из которых она сделана и назовём её части.
Основная часть
- Вспомним, что мы знаем о посуде.
- Посуда бывает кухонная (на доску картинка «Кухня»), чайная (картинка со столом, накрытым для чаепития) и столовая (картинка с накрытым обеденным столом).
Далее педагог задаёт вопросы и требует от детей обоснования ответов.
- У кого чайная посуда?
-У меня! (чайник, сахарница)
- Почему ты так думаешь?
- Она для чаепития.
- У кого столовая посуда?
-У меня! (тарелка)
- Почему ты так думаешь?
- Она на столе, когда едим
- У кого кухонная посуда?
- У меня! (сковорода, кастрюля, дуршлаг)
- Почему ты так считаешь?
- В ней на кухне готовят.
- Найдите вашу посуду на столе! Пойдёмте за мной!
Дети проходят за воспитателем к столу, на котором стоит настоящая вышеперечисленная посуда и ещё лежит деревянная скалка, деревянная лопаточка. (до прихода детей посуда закрыта ширмой)
- Ребята, покажите посуду, которая была на вашей картинке.
- Найдите посуду, которой не было на картинках (скалка)
- Скажите о своей посуде так же, как я о скалке
(педагог берёт деревянную скалку и даёт речевой образец: «деревянная скалка»)
Глеб Д., Соня, Даша, Миша К. сразу проговаривают полное словосочетание (фарфоровая сахарница, стеклянная тарелка и т.п.)
Адель, Стёпа, Глеб Ю. проговаривают за педагогом по образцу
Сначала «это тарелка», потом «тарелка фарфоровая»
«это кастрюля» «кастрюля металлическая» т т.п.
- Ребята, у посуды есть части. (вопросы задавать не конкретному ребёнку, а просто для всех. Но если ребёнок отмалчивается, задать один из вопросов ему конкретно)
- У какой посуды есть одна ручка?
- У какой посуды есть две ручки?
- Назовите посуду без ручек.
- Назовите посуду, у которой есть крышка.
- У какой посуды донышко в дырочках?
Не надо требовать полных ответов.
- Ребята, а вы знаете, что по звуку можно узнать, из какого материала посуда сделана? Интересно? Тогда несите стульчики, присаживайтесь и я покажу, как!
Дети несут стульчики, садятся около стола с посудой. Педагог берёт деревянную палочку и стучит по посуде. Дети слушают. Педагог обращает внимание детей: «Так звучит деревянная посуда…. А так металлическая… Это звук фарфоровой посуды…. Так звучит стеклянная посуда…Это звук пластмассовой посуды…. Далее педагог закрывает посуду ширмой и незаметно добавляет горшочек.
- Догадайтесь, из какого материала эта посуда? (по одному разу стучим по каждому из материалов: дерево, металл, стекло, пластмасса, фарфор) Самый последний раз педагог стучит по горшочку. Дети удивляются, звук незнакомый.
- Какая посуда издаёт этот звук? Из чего она? Сейчас узнаем!
(ширма убирается)
- Это горшочек. Назовите части этой посуды. Как думаете, из чего он сделан?
Если дети догадались: «Да, из глины! Хотите посмотреть, как делают глиняные горшочки? Тогда берите стульчики и проходите к телевизору»
Если не догадались: «Вы сейчас увидите, как и из чего делают горшочки. Берите стульчики и проходите к телевизору»
Дети смотрят видео, по ходу можно комментировать:
- Это гончарный круг…на нём работает гончар…он делает посуду из глины…делает горшки, кувшины, тарелки, вазы… Готовую посуду обжигают в печи, и она становится твёрдой и крепкой…Можно украсить посуду узорами. Глина не боится огня, в старые времена горшочки ставили в жаркую печь и варили в них каши.
Далее педагог демонстрирует необожженную глиняную вазу и побуждает детей найти разницу между ней и горшочком. Педагог проводит мокрой губкой по этой посуде, подводит детей к выводу, что горшочек обожжён в печи и им можно пользоваться.
- Ребята, горшочки бывают разных размеров (достать маленький горшочек и большой-капусту), с нарисованными узорами и с лепными узорами. Я приготовила для вас раскраски с разными горшочками. Хотите их раскрасить? Вернёмся за столы!
Дети берут стулья, проходят за столы.
- Ребята, сначала сложите разрезные картинки обратно в конверты и вспомним, о чём мы говорили сегодня на занятии.
- О посуде!
- Да, о её назначении и о её частях, о материале, из которого сделана посуда. Мы увидели, как делают глиняную посуду. А вот и раскраски, которые я обещала!
Дети берут пеналы, начинают раскрашивать, занятие переходит в свободную деятельность.
Оборудование:
- Предметные картинки: металлическая сковорода, фарфоровая сахарница, фарфоровая кружка, стеклянная тарелка, пластмассовая солонка, металлическая кастрюля
- Настоящая посуда: металлическая сковорода, фарфоровая сахарница, фарфоровый чайник, стеклянная тарелка, пластмассовый дуршлаг, металлическая кастрюля, деревянная скалка, глиняный горшочек.
- Деревянная палочка.
- Раскраски с разными горшочками.
- Ширма
- Видеоматериал
- Губка, ванночка
Технологическая карта
построения образовательной деятельности (старшая группа для детей с ОВЗ)
Название |
«Посуда». |
Образовательные области |
Приоритетная: «Познавательное развитие» |
В интеграции: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» |
|
Задачи: |
|
Коррекционно-развивающие |
- способствовать развитию неречевого слуха через игру «Угадай посуду по звуку»
|
Образовательные (навыки, умения) |
- создать условия для закрепления знаний детей по теме «Посуда».
|
Воспитательные |
- поощрять умение слушать педагога и друг друга, помогать при необходимости |
Формируемые предпосылки УУД |
|
Коммуникативные |
|
Регулятивные |
|
Познавательные |
|
Личностные |
Развивать эмоциональную отзывчивость при выполнении задания. |
Оборудование: |
|
- для детей |
|
- для педагога |
1. И.А.Крестинина «Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении» ИРО Кировской области, 2012г.
|
Работа по индивидуальному образовательному маршруту психолого-педагогического сопровождения с учетом трудностей |
ТРУДНОСТИ:
|
Ход занятия
Этапы и виды работы
|
Вид
|
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Организационно-мотивационный этап |
5.3 |
Раздаёт детям конверты с разрезными картинками, предлагает узнать тему занятия. Информирует детей об основных этапах и целях занятия. |
Складывают разрезные картинки, называют посуду на них, озвучивают тему занятия. |
Основной этап |
5.4 |
Активизирует знаний детей о видах посуды, задавая вопросы. Подкрепляет ответы детей опорными картинками (чайная посуда, столовая посуда и т.д) |
Дети устно выбирают группу, к которой относится их посуда с разрезной картинки, обосновывают ответ. |
Смена локации. Дети подходят к столу, где за ширмой находится настоящая посуда. |
5.4 |
Даёт инструкцию найти среди настоящей посуды ту, что была на разрезной картинке и назвать её, упоминая материал. Педагог даёт образец речевого высказывания. |
Дети делают выбор и воспроизводят речевой образец (требования к ответам варьируются в зависимости от речевых возможностей и диагноза ребёнка). |
|
5.4 |
Создаёт условия для систематизации знаний о частях посуды. |
Дети называют посуду, имеющую те части, которые озвучил педагог. |
Развитие неречевого слуха |
5.3 |
С помощью деревянной палочки демонстрирует, как звучит посуда из разных материалов. |
Слушают, как звучит посуда из разных материалов. |
Развитие неречевого слуха через игру «Угадай, какая посуда звучит» |
5.3 |
Закрывает посуду ширмой и предлагает догадаться, из какого материала сделана посуда, по которой педагог стучит палочкой. |
Слушают, определяют, по какой посуде педагог стучит палочкой. |
|
5.3 |
Демонстрирует детям новую посуду - глиняный горшочек. |
Слушают, какой звук может издавать глиняная посуда. |
Демонстрация видеоматериала «Труд гончара» (смена локации: дети переходят к телевизору) |
5.4 |
Показ детям видеоматериала (с пояснениями и комментариями педагога). |
Смотрят, при необходимости что-то уточнить задают вопросы. |
5.4 |
Демонстрирует необожженную глиняную посуду и обожженную, побуждает детей к сравнению. |
Смотрят, сравнивают |
|
5.4 |
Демонстрирует различные глиняные горшки (разные по размеру, с узорами и без них) |
Смотрят, сравнивают |
|
Рефлексия |
5.1 |
Повторяет реализованные задачи занятия, подводит итог.
|
Работают с раскрасками. |
5. Специфические виды детской деятельности
5.1 Продуктивная: лепка, аппликация
5.2 Познавательно-исследовательская
5.3 Игровая: игровая ситуация, дидактическая игра, игровые упражнения, физкультминутка
5.4 Коммуникативная: свободное общение с взрослыми и сверстниками, умение высказать свою точку зрения, взаимодействие в паре, группе, коллективе (договориться, распределить обязанности, выполнить свою часть работы)
5.5 Чтение художественной литературы
5.6 Трудовая: трудовая деятельность ручной труд
5.7 Художественно-эстетическая деятельность