Ознакомление с окружающим миром и развитие речи по теме «Посуда»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Материалы занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Возраст 5 лет, первый год обучения по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель занятия: Уточнить и закрепить знания детей о посуде.

Задачи:

Коррекционно-развивающая:

  • способствовать развитию неречевого слуха через игру «Угадай посуду по звуку»
  • формировать целостный образ предмета через работу с разрезными картинками.

Образовательно-познавательная:

  • создать условия для закрепления знаний детей по теме «Посуда».
  • познакомить детей с изготовление глиняной посуды через использование видеоматериалов,

Воспитательная:

  • поощрять умение слушать педагога и друг друга, помогать при необходимости

Ход занятия

Организационный момент (дети стоят вокруг педагога)

- Здравствуйте, ребята! Ребята, в этих конвертах разрезанные на части картинки! Соберите их и узнаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии. (педагог раздаёт детям конверты) Проходите за столы!

Дети садятся за столы, у каждого конверт с разрезанной картинкой (металлическая сковорода, фарфоровая сахарница, фарфоровая кружка, стеклянная тарелка, пластмассовая солонка, металлическая кастрюля). Дети складывают картинки.

- Ребята, рассмотрите свои картинки. Назовите, что видите на них. (ответы детей). О чём мы сегодня будем говорить?

- О посуде!

- Да, сегодня мы вспомним о назначении посуды, о материалах, из которых она сделана и назовём её части.

Основная часть

- Вспомним, что мы знаем о посуде.

- Посуда бывает кухонная (на доску картинка «Кухня»), чайная (картинка со столом, накрытым для чаепития) и столовая (картинка с накрытым обеденным столом).

Далее педагог задаёт вопросы и требует от детей обоснования ответов.

- У кого чайная посуда?

-У меня! (чайник, сахарница)

- Почему ты так думаешь?

- Она для чаепития.

- У кого столовая посуда?

-У меня! (тарелка)

- Почему ты так думаешь?

- Она на столе, когда едим

- У кого кухонная посуда?

- У меня! (сковорода, кастрюля, дуршлаг)

- Почему ты так считаешь?

- В ней на кухне готовят.

- Найдите вашу посуду на столе! Пойдёмте за мной!

Дети проходят за воспитателем к столу, на котором стоит настоящая вышеперечисленная посуда и ещё лежит деревянная скалка, деревянная лопаточка. (до прихода детей посуда закрыта ширмой)

- Ребята, покажите посуду, которая была на вашей картинке.

- Найдите посуду, которой не было на картинках (скалка)

- Скажите о своей посуде так же, как я о скалке

(педагог берёт деревянную скалку и даёт речевой образец: «деревянная скалка»)

Глеб Д., Соня, Даша, Миша К. сразу проговаривают полное словосочетание (фарфоровая сахарница, стеклянная тарелка и т.п.)

Адель, Стёпа, Глеб Ю. проговаривают за педагогом по образцу

Сначала «это тарелка», потом «тарелка фарфоровая»

«это кастрюля» «кастрюля металлическая» т т.п.

- Ребята, у посуды есть части. (вопросы задавать не конкретному ребёнку, а просто для всех. Но если ребёнок отмалчивается, задать один из вопросов ему конкретно)

- У какой посуды есть одна ручка?

- У какой посуды есть две ручки?

- Назовите посуду без ручек.

- Назовите посуду, у которой есть крышка.

- У какой посуды донышко в дырочках?

Не надо требовать полных ответов.

- Ребята, а вы знаете, что по звуку можно узнать, из какого материала посуда сделана? Интересно? Тогда несите стульчики, присаживайтесь и я покажу, как!

Дети несут стульчики, садятся около стола с посудой. Педагог берёт деревянную палочку и стучит по посуде. Дети слушают. Педагог обращает внимание детей: «Так звучит деревянная посуда…. А так металлическая… Это звук фарфоровой посуды…. Так звучит стеклянная посуда…Это звук пластмассовой посуды…. Далее педагог закрывает посуду ширмой и незаметно добавляет горшочек.

- Догадайтесь, из какого материала эта посуда? (по одному разу стучим по каждому из материалов: дерево, металл, стекло, пластмасса, фарфор) Самый последний раз педагог стучит по горшочку. Дети удивляются, звук незнакомый.

- Какая посуда издаёт этот звук? Из чего она? Сейчас узнаем!

(ширма убирается)

- Это горшочек. Назовите части этой посуды. Как думаете, из чего он сделан?

Если дети догадались: «Да, из глины! Хотите посмотреть, как делают глиняные горшочки? Тогда берите стульчики и проходите к телевизору»

Если не догадались: «Вы сейчас увидите, как и из чего делают горшочки. Берите стульчики и проходите к телевизору»

Дети смотрят видео, по ходу можно комментировать:

- Это гончарный круг…на нём работает гончар…он делает посуду из глины…делает горшки, кувшины, тарелки, вазы… Готовую посуду обжигают в печи, и она становится твёрдой и крепкой…Можно украсить посуду узорами. Глина не боится огня, в старые времена горшочки ставили в жаркую печь и варили в них каши.

Далее педагог демонстрирует необожженную глиняную вазу и побуждает детей найти разницу между ней и горшочком. Педагог проводит мокрой губкой по этой посуде, подводит детей к выводу, что горшочек обожжён в печи и им можно пользоваться.

- Ребята, горшочки бывают разных размеров (достать маленький горшочек и большой-капусту), с нарисованными узорами и с лепными узорами. Я приготовила для вас раскраски с разными горшочками. Хотите их раскрасить? Вернёмся за столы!

Дети берут стулья, проходят за столы.

- Ребята, сначала сложите разрезные картинки обратно в конверты и вспомним, о чём мы говорили сегодня на занятии.

- О посуде!

- Да, о её назначении и о её частях, о материале, из которого сделана посуда. Мы увидели, как делают глиняную посуду. А вот и раскраски, которые я обещала!

Дети берут пеналы, начинают раскрашивать, занятие переходит в свободную деятельность.

Оборудование:

  • Предметные картинки: металлическая сковорода, фарфоровая сахарница, фарфоровая кружка, стеклянная тарелка, пластмассовая солонка, металлическая кастрюля
  • Настоящая посуда: металлическая сковорода, фарфоровая сахарница, фарфоровый чайник, стеклянная тарелка, пластмассовый дуршлаг, металлическая кастрюля, деревянная скалка, глиняный горшочек.
  • Деревянная палочка.
  • Раскраски с разными горшочками.
  • Ширма
  • Видеоматериал
  • Губка, ванночка

Технологическая карта
построения образовательной деятельности (старшая группа для детей с ОВЗ)

Название

«Посуда».

Образовательные области

Приоритетная: «Познавательное развитие»

В интеграции: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

Коррекционно-развивающие

- способствовать развитию неречевого слуха через игру «Угадай посуду по звуку»
- формировать целостный образ предмета через работу с разрезными картинками.

Образовательные (навыки, умения)

- создать условия для закрепления знаний детей по теме «Посуда».
- познакомить детей с изготовление глиняной посуды через использование видеоматериалов,

Воспитательные

- поощрять умение слушать педагога и друг друга, помогать при необходимости

Формируемые предпосылки УУД

Коммуникативные

  • Умение формулировать свои мысли в виде связного высказывания.
  • Участвовать в совместной деятельности.

Регулятивные

  • Формировать умение работать по инструкции взрослого.

Познавательные

  • Моделировать и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов (материал, из которого сделана посуда; части посуды)

Личностные

Развивать эмоциональную отзывчивость при выполнении задания.

Оборудование:

- для детей

  • Детские столы, стулья по количеству детей.
  • Разрезные картинки по теме
  • Картинки для обозначения столовой, чайной, кухонной посуды
  • Посуда: кастрюля, сковорода, чайник, сахарница, тарелка, дуршлаг. Горшочек, скалка.
  • Деревянная палочка

- для педагога

  • Телевизор
  • Видеоматериалы «Труд гончара»
  • Ширима
  • Литература

1. И.А.Крестинина «Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении» ИРО Кировской области, 2012г.
2. Интернет-ресурсы.

Работа по индивидуальному образовательному маршруту психолого-педагогического сопровождения с учетом трудностей

ТРУДНОСТИ:
Коммуникативные
Неумение выражать свои мысли в общении с педагогом и со сверстниками.
Регулятивные
Трудности в осуществлении действий по речевой инструкции.
Познавательные
Обще учебные
Кругозор ограничен, знания об окружающем мире бессистемны, обрывочны.
Предметные
Трудность в обогащении и активизации словаря.
Трудность в овладение качественным и количественным словарём по разным лексическим темам.
Личностные
Возбудимость, гиперреактивность, снижение познавательных интересов, дефицит внимания.

Ход занятия

Этапы и виды работы

Вид
деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационно-мотивационный этап

5.3

Раздаёт детям конверты с разрезными картинками, предлагает узнать тему занятия. Информирует детей об основных этапах и целях занятия.

Складывают разрезные картинки, называют посуду на них, озвучивают тему занятия.

Основной этап

5.4

Активизирует знаний детей о видах посуды, задавая вопросы. Подкрепляет ответы детей опорными картинками (чайная посуда, столовая посуда и т.д)

Дети устно выбирают группу, к которой относится их посуда с разрезной картинки, обосновывают ответ.

Смена локации. Дети подходят к столу, где за ширмой находится настоящая посуда.

5.4

Даёт инструкцию найти среди настоящей посуды ту, что была на разрезной картинке и назвать её, упоминая материал. Педагог даёт образец речевого высказывания.

Дети делают выбор и воспроизводят речевой образец (требования к ответам варьируются в зависимости от речевых возможностей и диагноза ребёнка).

5.4

Создаёт условия для систематизации знаний о частях посуды.

Дети называют посуду, имеющую те части, которые озвучил педагог.

Развитие неречевого слуха

5.3

С помощью деревянной палочки демонстрирует, как звучит посуда из разных материалов.

Слушают, как звучит посуда из разных материалов.

Развитие неречевого слуха через игру «Угадай, какая посуда звучит»

5.3

Закрывает посуду ширмой и предлагает догадаться, из какого материала сделана посуда, по которой педагог стучит палочкой.

Слушают, определяют, по какой посуде педагог стучит палочкой.

5.3

Демонстрирует детям новую посуду - глиняный горшочек.

Слушают, какой звук может издавать глиняная посуда.

Демонстрация видеоматериала «Труд гончара» (смена локации: дети переходят к телевизору)

5.4

Показ детям видеоматериала (с пояснениями и комментариями педагога).

Смотрят, при необходимости что-то уточнить задают вопросы.

5.4

Демонстрирует необожженную глиняную посуду и обожженную, побуждает детей к сравнению.

Смотрят, сравнивают

5.4

Демонстрирует различные глиняные горшки (разные по размеру, с узорами и без них)

Смотрят, сравнивают

Рефлексия

5.1

Повторяет реализованные задачи занятия, подводит итог.
Раздаёт детям раскраски с изображением горшочков.

Работают с раскрасками.

5. Специфические виды детской деятельности

5.1 Продуктивная: лепка, аппликация
5.2 Познавательно-исследовательская
5.3 Игровая: игровая ситуация, дидактическая игра, игровые упражнения, физкультминутка
5.4 Коммуникативная: свободное общение с взрослыми и сверстниками, умение высказать свою точку зрения, взаимодействие в паре, группе, коллективе (договориться, распределить обязанности, выполнить свою часть работы)
5.5 Чтение художественной литературы
5.6 Трудовая: трудовая деятельность ручной труд
5.7 Художественно-эстетическая деятельность