Сенсорная интеграция в логопедической работе с детьми с ТНР

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Инклюзивное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: ТНР – тяжелое нарешение речи, ТНР


В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ активно используется метод сенсорной интеграции. Он был разработан американским врачом-трудотерапевтом Джин Айрес (1923-1988), работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения.

Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг.

Известно, что для успешного развития ребенка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает извне, которую сообщает его тело, органы чувств. Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции.

В первые 7 лет жизни дети развиваются в определенной последовательности. Данный возраст играет ключевую роль для сенсорной интеграции. В этот период мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке.

Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь.

К сожалению, с каждым годом количество воспитанников с ТНР увеличивается. У них наблюдается нарушение сенсомоторных, высших психических функций, затрудняющих социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции.

Каждая сторона развития речи - звукопроизношение, лексико - грамматические категории, связность высказываний - основана на сенсорных связях и напрямую зависит от них. Сенсорные стимулы оказывают большое влияние на мотивацию к любой детской деятельности, в том числе на речь. Без сенсорики не развивается мышление. Успешность умственного, речевого, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В связи с этим одна из задач деятельности с детьми является развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы и захотелось что - то делать, чтобы появлялась мотивация к речи.

В нашем дошкольном учреждении наряду с обычными детьми воспитываются дети с ТНР. У данной категории детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.

Мы считаем, что одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы.

Метод сенсорной интеграции в моей работе предполагает стимуляцию всех органов чувств, направлен на активизацию всех сторон речи через сенсорику. Этот метод помогает развивать психические и речевые функции, ознакомиться с предметами, которые нужны детям в жизни, осуществить процесс индивидуализации и наладить взаимодействие с окружающим миром.

Для преодоления сенсорной интеграции в своей работе использую разнообразные игры, задания, упражнения:

 при развитии тактильных ощущений подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых: дать ребенку новые чувственные ощущения.

Развиваю мелкую моторику, работаю с материалами разной фактуры и плотности. В рамках лексических тем, детям предлагаю такие игры «Назови фрукты круглой (овальной, треугольной) формы», «Узнай овощ (фрукт) по форме (по цвету)», «Чудесный мешочек», «Узнай предмет по контуру»,

«Угадай какую букву напишу у тебя на спине».

Вместе с воспитателями дети играют с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга), водой, мыльными пузырями, льдом. Игры с песком, природным материалом. Игры с тканями и бумагой: трогаем различные виды тканей и бумаги, после чего, начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя эти материалы. Игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя массажеры су-джок.

При развитии вестибулярной системы использую игры с мячом, прыжки, перешагивание через предметы, выполнение движений со словами потешек, стихов. Все эти игры проводятся во время организационных моментов, физминуток, квестов.

Для развития вкусовых ощущений предлагаю родителям поиграть с детьми в игру «Узнай по вкусу фрукт (овощ)».

Так же развиваем зрительные и слуховые процессы. В дошкольном возрасте огромное внимание уделяется развитию пяти основных чувств - это зрение, обоняние, осязание, слух и вкус.

Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.

Игры, тренирующие зрительное восприятие развивают наблюдательность, внимание, память, формируют представление о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов, увеличивают словарный запас, например «Найди сходства и различия», «Найди такой же»,

«Что лишнее?», «Что изменилось?», «Продолжи ряд», «Зверюшки на дорожке», «Графические диктанты», «Найди предмет» (наложенные изображения), «Почини буквы».

- при автоматизации звуков мы используем игры «Пчелы и соты» (автоматизация звука Ш), ребенок соотносит предмет с тенью; в игре

«Тройки» (автоматизация звуков Р, Ш), ребенок собирает картинки - предмет, его тень и контур.

Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия.

Например, при развитии фонематических процессов мы играем в игры

«Послушай что звучит? (звуки которые издают предметы)», «Угадай, на чем играет Незнайка (звуки музыкальных инструментов), «Кто позвал?»,

«Звучащие баночки», «Кто как голос подает (слушают голоса животных и угадывают)».

Для развития воздушной струи мы используем емкость с водой - запускаем кораблики, пособия «Бабочки на лугу», «Футбол». Например, во время постановки звука [Ш] ребенок подставляя ладонь ко рту узнает, что воздушная струя теплая, а при произнесении звука [С] - воздушная струя идет холодная. Далее эти знания помогают нам при дифференциации этих звуков.

В процессе НОД при подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения мы используем фишки разного цвета, формы для анализа слов, предложений. Играем в игры «Отгадай, какой звук произношу (артикуляция гласных звуков)», «Найди буквы» (заштрихованные, не правильно написанные).

Развитие сенсорики происходит и в других видах деятельности, дети рисуют свечами, песком, ходят ладонями и ногами по различным дорожкам.

Сенсорный подход в интеграции всех видов деятельности эффективен, так как каждый фактор развития психических процессов (мышление, память, внимание) влияет на факторы развитие речи, коммуникацию, игру, движение, мотивацию, контакт с миром, волю, воображение. Сенсорная интеграция - комплексный метод, который стимулирует детей на вербальную и невербальную коммуникацию, способствует развитию обучения в целом.

Таким образом, игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и речевые процессы. Так же способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ТНР, а также этот метод требует творческого отношения педагога к процессу обучения.