Что же такое современный урок?
Когда мы говорим о новом современном уроке мы подразумеваем его оснащение всеми материалами, которые нам доступны, различными педагогическими приемами, а также технологиями, находящимися в нашем распоряжении. Но что бы учитель не использовали всегда останется необходимость доводить до ребенка новый материал, всегда останется необходимость этот материал закреплять путем обсуждения, останется необходимость использовать какие-то практические задания и вопросы для того, чтобы этот материал усвоился.
Как отмечает К.В.Шапиро, к.н.п., методист, председатель общественного совета ОО «Новое электронное пространство в школе», сегодня в условиях реализации образовательного процесса мы имеем дело с паллиативной дидактической средой - совокупностью методологических подходов, методических представлений, информационных технологий, электронных и других образовательных ресурсов, временно или частично обеспечивающих условия для организации учебной деятельности в цифровой среде.
Почему же существующие коллекции различных ресурсов не приживаются в образовании? Ответ очевиден, каждый педагог считает, что предлагаемый материал не полностью соответствует тому представлению о предмете, который практикует лично он. Во-вторых, нет ничего постоянного, какие-то ресурсы исчезают или не обновляются, какие-то ресурсы, напротив, появляются. В этой ситуации нет никакого другого выхода кроме как постоянно актуализировать ту дидактическую среду, которую мы используем постоянно и соответствовать рабочей программе педагога по предмету.
Нельзя сегодня раз и навсегда решить вопрос дидактического сопровождения. Необходимо привыкнуть к тому, что дидактическая среда все время меняется, как прогноз погоды, но мы же не перестаем использовать прогноз погоды как важный инструмент своей жизни, точно так же сегодня с дидактической средой - она никогда не будет оставаться неизменной и соответствовать тому, к чему мы привыкли.
Единственный выход - это разрабатывать алгоритмы механизма, позволяющие поддерживать ее в актуальном состоянии.
Почему же педагоги не любят создавать электронные уроки? К.В.Шапиро выделяет следующие страхи и риски:
- Нужно потратить много времени на создание одного урока.
- Недостаточно адекватных ресурсов.
- Один раз использовал, а потом?
- Зачем мне делать дистанционный курс, если дети в классе?
- Дети не способны долго сосредотачиваться на одном ресурсе.
- Почему я должен создавать электронные ресурсы?
Согласно государственному стандарту профессиональной деятельности педагога, педагог сам отвечает за содержание своей работы и организации методического и дидактического сопровождения, поэтому наша задача перемещается из плоскости, а кто же это за меня сделает в плоскость, а как же мне так сделать, что потратить меньше ресурсов и обеспечить высокое качество. Методология создания когнитивных карт уроков позволяет это сделать.
Итак, что же такое современный урок? Современный урок сегодня, это сочетание не менее трех компонентов: традиционного УМК, многообразные электронные образовательные ресурсы, которые присутствуют в цифровой образовательной среде и конечно же это те сервисы, с помощью которых мы можем реализовать те или иные функции работы с информацией.
Сочетание этих компонентов позволяет нам создать сегодня современный урок, который не потеряет своей содержательности, так как мы используем традиционный УМК, а также будет интересен детям, которые воспринимают сегодня цифровую среду как естественную среду обитания. Создание когнитивных карт позволяет сделать процесс более четким и регулируемым, способным поддерживать дидактическую среду в актуальном состоянии.
Итак, для чего же мы создаем когнитивные карты (КК)?
Во-первых, когда мы создаем когнитивную карту урока мы начинаем с проектирования цели урока. Очень часто педагог не задается этим вопросом Какова же цель моего урока, как и каков состав задач моего урока? Чаще всего урок посвящен тому, что указано в рабочей программе педагога и это сужает задачу урока до узко предметных результатов. Предметные результаты - это важные результаты, но они не единственная цель нашего урока. Целью, например, может быть развитие аналитических способностей учащихся или развитие способности к поиску информации в сети и так далее.
Во-вторых, мы должны определить те типы и виды ресурсов которые будем использовать для данного урока. Мы должны определить эти технологии взаимодействия, которые будут использованы, чтобы технологии были адекватные целям и задачам урока.
Далее мы можем приступать к созданию сценария. А что такое создание сценария? Это прежде всего поиск соответствия между задачамей, технологии и используемым ресурсами, во-вторых это организация методического сопровождения сценария урока и обеспечение вариативности.
Последний этап при проектировании когнитивной карты урока- это введение понимания, как мы будем реализовывать урок, каково место создаваемой когнитивной карты. Отвечаем на вопросы: у меня есть ресурс, который называется методическое и дидактическое сопровождение предметной деятельности, у меня это личная страница или в блоге, это когнитивная карта общедоступна и является частью общешкольной системы или это только для личного использования, которую я реализую только в тех классах, которых преподаю.
Почему так важно ответить на эти вопросы? Мы все живем в эпоху презентации и мы помним, что презентация, созданная одним учителем, в принципе не может быть использована другим учителям, потому что за кадром осталось семьдесят процентов того, что имела в виду педагог.
К.В.Шапиро разложил проектирование когнитивных карт урока на следующие этапы:
- Выбираем ту тему урока, для которой эту КК создаем.
- Фиксируем границы урока. Мы определяем печень и масштаб тех предметных понятий, которые мы должны сформировать у ребенка.
- Проектирование элементной базы урока. По сути дела, мы осуществляем подбор используемых ресурсов.
- Выбор технологии. В нашем случае это будет технология интерактивного плаката сервиса genial.ly.
- Создание интерактивной карты.
В перечень элементов когнитивной карты урока входят этапы урока, а также все то, что мы можем использовать в своей работе по реализации урока: ресурсы традиционного УМК (учебник, рабочая тетрадь, задачник), ресурсы сети интернет, картинки из интернета, иллюстрации, плакаты, видео и так далее, то есть все то, что можем использовать, все то, с чем работаем, все те сервисы, которые мы используем.
Создание КК является важным этапам, поскольку позволяет не забыть, какой из видов ресурсов был использован, а также является наглядным материалом так называемого списка (перечня) наших средств, которые мы используем для организации собственного урока. В результате мы получаем универсальную матрицу доступных нам для проведения урока ресурсов.
Создание интерактивной карты возможно в различных сервисах и урок может быть реализован в виде настольной игры где учащиеся движутся от старта к финишу или же поэтапного прохождения заданий, где каждый элемент карты открывает какое-либо задание. Прелесть сервиса genial.ly в том что несмотря на англоязычный интерфейс время на освоение приемов интерактивности изображения затрачивается очень немного, ролик, который повествует о всех возможностях интерактивного изображение длится 2 минуты. Далее вы уже выбираете необходимый вам шаблон (Presentations, Infographics, Quizzes, Games, Interactive image и многое другое) и создаете свою интерактивную карту, прикрепляя к ней ссылки, презентации, видео и все, что вам необходимо для данного урока согласно КК урока.
По сравнению с табличным методом представления электронных образовательных ресурсов, которые используются многими, где мы не можем четко определить последовательность изучения и взаимосвязь между этими элементами, в данный форме мы видим стрелочки, которые ведут нас последовательно через необходимые этапы от старта к финишу.
Учитель ориентируется на особенности учащихся и соответственно предлагает, и самостоятельно выбирает тот сценарий, который является актуальным для данного класса. Он может разместить карту урока в открытый доступ и дать возможность учащимся самостоятельно «проиграть» эту игру-бродилку от старта к финишу, самостоятельно освоить тот материал, который учитель считает целесообразным. По готовому сценарию урока дети могут осваивать либо все вместе, либо в индивидуальном темпе. Так же решается проблема для тех, кто отсутствовал на уроке, они точно знают, что надо изучить и в какой последовательности, то же самое касается детей, которые хотят самостоятельно изучить материал, повторить пройденный материал. Так же карту может использовать, и родитель, который следит за тем, как ребенок эту карту использует.
Таким образом мы один раз создаем карту элементов и дальше мы можем работать по этой одной карте, формировать сколько угодно разных маршрутов, которые будут ориентированы уже на конкретный класс, на особенности конкретного контингента и соответственно использовать много лет одну и ту же карту, только расширяя перечень строк и удаляя неактуальный ресурс, добавлять новый.
Данный подход по созданию современного урока впервые был апробирован мною в 2021 в 6 и 7 классах. Использование данного метода позволило оптимизировать образовательный процесс, в частности время на подготовку, проверка домашнего задания. Кроме этого наблюдается повышение мотивации к изучению английского языка обучающимися, так как этапы урока изображены наглядно и отвечают интересам подростков и современным педагогическим тенденциям. При дистанционном обучении этот подход незаменим. Таким образом можно сделать вывод, что применение учителем когнитивных карт урока дает четкое представление в структурировании современного урока как такового, легкость воспроизведения данного урока через какое-либо время, а применение интерактивных карт обеспечивает наш урок наглядностью и увлеченностью обучающихся.