Обобщающий урок по теме "Животные"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Класс: 1

Ключевые слова: окружающий мир


Урок по миру природы и человека 1 класс

Цель: Систематизировать, повторить и закрепить знания по разделу "Животные".

Задачи.

Образовательные:

  • Систематизировать, повторить и закрепить знания по разделу "Животные".
  • Закрепить знания о диких и домашних животных, их сходстве и различии.
  • Закрепить знания о пользе диких и домашних животных.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать память через повторение и обобщение знаний о диких и домашних животных через распределение их в 2 столбика: дикие, домашние; через дидактическую игру "Вспоминай-ка".
  • Развивать мышление через дидактическую игру "Покажи и назови"; через дидактическую игру «Чей детёныш» через определение вида содержания домашних животных; через работу с пазлами "Где чей домик".
  • Развивать внимание через дидактическую игру "Покажи и назови"; через работу с пазлами "Где чей домик".
  • Развивавать речь через ответы на вопросы дидактической игры "Вспоминай-ка"; через составление предложений о различии животных; через ответы на вопросы во время работы с интерактивной тетрадью; через составление рассказа о животном.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к животным.
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.
  • Воспитывать интерес к изучению явлений окружающего мира.
  • Воспитывать устойчивый интерес к предмету.

Ход урока

I. Организация начала урока

Цель: настроить обучающихся на работу на уроке.

1. Учитель: Здравствуйте, ребята! Встаньте, подравняйтесь. Садитесь.

Настроение у нас отличное,
А улыбка - дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь начинать урок нам пора.

2. Разминка.

- Какое сейчас время года? (Сейчас зима.)

- Какое время года было перед зимой?

- Какое время года наступит после зимы? (После зимы наступит весна).

- Какой сейчас месяц? Какое число?

- Какой у нас урок по счёту? Как он называется?

II. Артикуляционная гимнастика «Дикие животные»

1. Мимические упражнения.

- «Хитрая лиса»: улыбнуться, хитро прищурив глазки.

- «Трусливый зайка»: выражение лица испуганное.

- «У зайки болят зубы»: страдающее выражение лица.

2. Дыхательное упражнение.

- «Согреем лапки»: подуть на руки, выдыхая ртом тёплый воздух.

Зайке холодно в лесочке:
Греет лапки под кусточком.

3. Артикуляционные упражнения.

- «Пощёлкать зубами»: как это делает злой волк.

- «Зайка»: покусать верхними резцами нижнюю губу.

- «Заяц грызёт кочерыжку»: покусывать язык, постепенно втягивая его в рот.

Нашёл морковку, грызёт её ловко.

- «Зайка играет на барабане» - улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук: д-д-д-д-д-д, язык упирается в верхние зубы, рот открыт.

III. Сообщение темы и цели урока

Цель: сообщить тему и цель урока.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие в «Страну Знаний». Для путешествия нам понадобится чемодан. У нас он будет необычный. В него мы будем складывать знания, поэтому и назовём его «Чемоданчик знаний». Это чемодан твоих успехов и достижений, поэтому я его подписала. Твоя задача - наполнить его знаниями во время путешествия, чтобы потом наши гости увидели, какие знания ты привёз из путешествия.

IV. Повторение пройденного материала по разделу "Животные"

1. Повторение и закрепление знаний по теме "Дикие и домашние животные".

Сейчас тебе необходимо приобрести билет в «Страну Знаний». Для этого тебе необходимо вспомнить, какой раздел мы изучили? /«Животные»/

/Учитель вывешивает на доску картинку с изображением животных/

- Молодец! Получи, пожалуйста, билет и положи его в кармашек своего чемоданчика.

- В добрый путь!

Кластер

Цель: охватить большой объём информации.

- Егор, первая остановка называется «Вспоминай-ка».

- На Земле обитают различные животные. Давай вспомним, с какими группами животных ты познакомился на уроках.

/Учитель выставляет на доску карточки, ученик открывает и называет такие же на листе чемоданчика/

- Молодец! Задание выполнено, верно. Едем дальше и размышляем о том, что почти все животные имеют сходство. Можно выделить части тела у животных. Стоп! Остановка под названием «Покажи и назови».

Твоя задача: показать и назвать части тела животных.

Голова, туловище, ноги (в данном случае лапы, у птиц - крылья, у рыб - плавники) и хвост.

Посмотри внимательно и попробуй собрать картинку, какое животное получилось?

Задание выполнено, верно, положи его в кармашек чемоданчика. А чем же различаются животные? На этот вопрос ты ответишь при выполнении следующего задания

Закончи предложения.

Лошадь большая, а мышь … /Значит животные различаются размерами/

Волк серый, а лиса…/Окраска/

Птицы летают, а рыбы…/Место обитания/

- Заберём эти знания в чемоданчик.

И едем дальше…

Следующая остановка «Интерактивная тетрадь».

- Открой, пожалуйста, интерактивную тетрадь и ответь на вопросы:

- Кого ты видишь на картинке? /Это животные/

- На какие два вида можно разделить животных? /Домашние и дикие/

/Учитель выставляет карточки на доску, дополняя тем самым кластер/

- Заберём эти знания в чемоданчик.

- Назови домашних животных. /Лошадь, корова, овца, собака, свинья/

/Обучающийся рассматривает картинки в интерактивной тетради и называет домашних животных/

- Почему животные называются домашние?

(Ответ: Эти животные - домашние потому, что живут рядом с человеком)

- Как человек заботится о домашних животных?

(Человек продумывает вопросы о жилье, о питании животных, осуществляет уход за ними, если необходимо, то лечит.)

Эти животные дома живут,
Домашними их потому и зовут,
Мы их укрываем в тепле от мороза,
Их кормим и поим, коль надо - стрижем,
Их ласково гладим, всегда бережем,
Они к нам привязаны, очень послушны
И к голосу нашему не равнодушны.
Собаки прилежно наш дом стерегут,
Все кошки, конечно, при доме живут.
И нашу еду от мышей стерегут.

Добавить в кластер картинку с изображением домика.

Забираем эти знания в чемоданчик.

- Назови диких животных. /Медведь, рысь, бобр, заяц, ёж, волк/

/Обучающийся рассматривает картинки в интерактивной тетради и называет диких животных/

- Почему животные называются дикие?

(Ответ: Эти животные живут в лесу и сами заботятся о себе: сами находят пищу, сами устраивают свои дома в норах, дуплах деревьев или находят место для ночлега в лесу)

Добавить в кластер картинку с изображением леса.

- Заберём эти знания в чемоданчик.

- Закрываем интерактивную тетрадь, положи её на край стола, и сейчас проверим какой ты внимательный.

Задание: распределить картинки с изображением животных в 2 столбика:

  1. Домашние.
  2. Дикие.

БЕЛКА, ЛИСА, МЕДВЕДЬ

КОРОВА, СОБАКА, ЛОШАДЬ, СВИНЬЯ

- Молодцы! Справились с заданием отлично!

- А теперь подумайте и решите, куда пойдут жить эти животные. Для этого нужно собрать пазлы «Где чей домик?»

/На парте собирают пазлы и вслух проговорить/

  • Белка живёт в дупле дерева.
  • Медведь - в берлоге
  • Лошадь - в конюшке
  • Корова - в хлеву
  • Свинья - в свинарнике
  • Лиса - в норе

- Забираем эти знания в чемоданчик.

Едем дальше и следующая остановка «Физкультминутка».

IV. Физкультминутка

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, -
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише -
Притихнем, словно в норках мыши.

V. Повторение пройденного материала по разделу "Животные"

Едем дальше и следующая остановка под названием «Моя мама лучше всех».

Стихотворение "Моя мама лучше всех"

Может строго и сурово
На других смотреть Корова.
Лишь Теленком целый день
Любоваться ей не лень.
Мама - Лошадь так красива!
Пышный хвост, густая грива.
Посмотрите, как она
Грациозна и стройна!
Постоим еще минутку -
Поглядим на маму - Утку:
Пусть нагреется вода
Возле берега пруда
- Пи-пи-пи! - поет Цыпленок.
Голосок на редкость звонок.
Мама рада: - Ко-ко-ко!
Полетит он высоко.
Смотрит мама на ягнят.
Полон ласки мамин взгляд.
Нет козы на свете краше
И добрей чем мама наша!

Дидактическая игра «Чей детёныш?»

Сейчас поиграем в игру «Чей детёныш? Ваша задача - образовать пары мама и детёныш и правильно их назвать.

/На доске карточки Домана/

-Забираем эти знания в чемоданчик.

Едем дальше и следующая остановка под названием «Сказка».

Дидактическая игра «Чей хвост?»

- Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверЯм раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.

  • У лисы - (лисий хвост) у волка - (волчий хвост)
  • У зайца - (заячий хвост) у медведя - (медвежий хвост)
  • У белки - (беличий хвост) у оленя - (олений хвост)
  • У кабана - (кабаний хвост)

- Эти знания кладём в кармашек чемоданчика.

Едем дальше и следующая остановка под названием «Питание»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Сейчас мы вспомним, чем же питаются дикие и домашние животные.

Мы уже сказали, что дикие животные сами добывают пищу. Приведём примеры.

  • Что ест медведь? /Они могут поедать как ягоды и плоды деревьев, так и различных животных. Любит мёд, рыбу, ягоды/
  • Что ест белка?/Питаются самыми разнообразными растениями, а также орехами, семенами, хвойными шишками, фруктами, грибами и зеленой растительностью/
  • Что ест лиса? питается зайцами, мышами, ежами, птицами, рыбой, а также любит грибы и ягоды.

В принципе можно сделать вывод, что в основном дикие животные питаются: мясом /карточка на доску/, рыбой/карточку на доску/, ягодами /карточку на доску/, грибами /карточку на доску/.

Давайте сейчас вспомнить , чем питаются домашние животные.

Чем питается кот?

  • Кот питается сосисками.
  • Кот питается сосисками, мясом, рыбой, …

Чем питается собака?

  • Собака питается сосисками.
  • Собака питается мясом, кормом.
  • Собака грызёт кости.

Чем питается лошадь?

  • Лошадь питается сеном.
  • Лошадь питается сеном, травой, яблоками, овсом, чёрным хлебом с солью, …

Чем питается корова?

  • Корова питается сеном.
  • Корова сеном, травой.

Таким образом, можно сделать вывод, что домашних животных человек кормит молоком, сеном, …..

Эти знания тоже кладём в чемоданчик и маленечко отдохнём.

Задание: вставить нужные звукоподражания с подходящей интонацией:

1) Кто похлебку съел мою? - свинка хрюкает: (Хрю-хрю)

2) Дайте свежей травки мне! - блеет козочка: (Мээ-мээ)

3) Молочка налили мало! - кот мяукал: (Мяу-мяу)

4) Хватай вора за рукав! - пес залаял: (Гав-гав-гав)

5) Мой хозяин далеко! - ржет лошадка: (И-го-го)

6) Где теленок - не пойму? - замычит корова: (Му-у-у)

- Молодцы! Едем дальше и следующая остановка под названием «Польза».

Сейчас мы повторим и закрепим знания о том, какую пользу приносят дикие и домашние животные.

Итак, что же человек получает от диких животных?

  • Мех
  • Пищу
  • Лекарства / из оленьих рогов-пант, из яда змей

Что получает человек от домашних животных?

Пищу - молоко (корова, коза)

Кого человек выращивает, чтобы получить такой важный продукт, как мясо?(Свинья, корова, овца, коза)

Кто из домашних животных "снабжает" человека шерстью? (овца)

Едем дальше и перед нами остановка под названием «Расскажи о животном»

- О каком животном тебе предстоит рассказать по плану?

Сейчас я тебе загадаю загадку, а ты отгадаешь её, слово-отгадку составишь из букв и выставишь на доску.

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - её краса.
Этот зверь лесной…. /Лиса/

На доске ЛИ-СА

Рассказ о лисе по плану /смотреть на кластер и рассказывать/

VI. Подведение итогов

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться домой.

- Егор, посмотри, пожалуйста, нас остановил светофор. Давай посмотрим, что ему от нас надо.

Он спрашивает про путешествие и просить выбрать тот по цвету кружок, который ты посчитаешь нужным.

  • Красный - значит в путешествии было много непонятного.
  • Жёлтый - были затруднения
  • Зелёный - всё понятно

Если тебе всё понятно, загорелся зелёный свет - это говорит о том, что мы спокойно можем возвращаться в свой класс с чемоданом знаний.

Сейчас встань, покажи нашим гостям, какой чемоданчик ты привёз из путешествия.

Пока гости рассматривают, ответь, пожалуйста, на вопросы:

  • Интересно ли было изучать животных?
  • Назови диких животных.
  • Назови домашних животных.

Подошёл к концу урок,
Прозвенит сейчас звонок,
Тебе, Егор, спасибо за урок.
Всем спасибо за внимание,
А гостям мы говорим «До свидания».