Урок математики в 4-м классе по теме «Прямоугольный параллелепипед»

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


УМК: Развивающее обучение Л.В.Занкова.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: организация деятельности учащихся по ознакомлению с прямоугольным параллелепипедом и его свойствами.

Планируемые результаты.

Предметные:

  • распознавать, различать и называть геометрические тела: призму (в том числе прямоугольный параллелепипед), пирамиду, цилиндр, конус;
  • определять вершины, ребра, грани прямоугольного параллелепипеда;
  • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Метапредметные:

  • регулятивные УУД: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
  • познавательные УУД: осуществлять разносторонний анализ объекта;
  • коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Личностные: положительной адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Проверим вашу готовность к уроку: у вас на столах должен лежать распечатанный материал (Приложение 1), ручка, коробка из-под чая.

Сядьте правильно, выпрямите спины. Начнем наш урок.

Слайд №1

Внимательно посмотрите на слайд.

Что это за здания и где они находятся? Как эти здания могут быть связаны с нашим предметом «Математика»? Какие геометрические фигуры используются в этих строениях, плоские или объемными?

Предположите, с какими понятиями будет связана тема нашего урока.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

Слайд №2

Для того чтобы понять, как хорошо вы разбираетесь в этом материале, я предлагаю вам выполнить следующее задание.

Подумайте, какие геометрические тела использованы для построения модели этого старинного замка. Какая геометрическая фигура находится под номером 1? Есть ли такие же фигуры под другими номерами? Как называется фигура под номером 3? Назовите фигуру, которая находится под номером 4. Какая фигура расположена под номером 8? Есть ли такие же фигуры под другими номерами?

Я вижу, что вы разбираетесь в геометрических телах и умеете их различать.

Слайд № 3

Как называются фигуры, которые изображены на слайде? Почему? Сколько оснований? Какие они между собой? Равные или неравные? Вы правы, у призмы два основания, они равны и являются многоугольниками.

Какую формы призмы чаще всего выбирают архитекторы при проектировании зданий? Назовите цвет этой призмы. Почему?

Определите особенность этой призмы? Внимательно посмотрите на ее грани? Какими геометрическими фигурами все они представлены?

Слайд №4

Ребята, а как называется призма, у которых все грани прямоугольники?

Предположите, какую цель на наш урок мы можем поставить, если затрудняетесь, вы можете использовать слово-помощник:

Узнать….

Слайд №5

Помимо того, что мы должны узнать, как называются такие призмы, я хочу предложить вам добавить в нашу цель еще и научиться определять их вершины, ребра и грани. Прочитайте получившуюся у нас цель урока.

3. Решение проблемы

Слайд №6

Для того чтобы достичь поставленную цель урока, выполним практическую работу. У вас на столах лежат листы с практической работой. Внимательно прочитайте первое задание. Вам нужно обвести изображение призмы, у которой все грани прямоугольники. Под каким номером вы нашли нужную призму?

Прочитайте про себя то, что написано под фигурами:

Призма, у которой все грани прямоугольники, называется прямоугольным параллелепипедом.

Как называется призма, которую вы обвели? Правильно, теперь вы знаете, что такая призма называется прямоугольным параллелепипедом.

Слайд №7

Прочитайте следующее задание. Что вам нужно сделать? Вам нужно ответить на вопросы:

1. Сколько граней у прямоугольного параллелепипеда?

Для того чтобы ответить на это вопрос и не пропустить ни одну грань, вам поможет коробка из-под чая, которая находится у вас на столах. Рассмотрите ее внимательно, какую форму она имеет? Почему? Покажите каждую грань и посчитайте их количество. Запишите в лист практической работы какое количество граней имеет прямоугольный параллелепипед.

2. Сколько вершин у прямоугольного параллелепипеда?

Покажите каждую вершину и посчитайте их количество. Запишите ответ в лист практической работы.

3. Сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда?

Каждый самостоятельно определите количество ребер прямоугольного параллелепипеда. Докажите свой ответ.

Что мы узнали по итогам выполнения этих заданий? Что особенного вы увидели у противоположных граней прямоугольного параллелепипеда?

4. Первичное закрепление

Для того чтобы закрепить новые знания и умения, предлагаю выполнить интерактивное задание.

Вам нужно соединить описание геометрического тела с его изображением, будьте внимательны, так как имеется лишнее описание. Выходите к доске и с помощью курсора мыши соедините две интерактивные карточки с подходящими ответами.

Чтобы проверить правильно ли вы справились с этим заданием, нажмем на синий значок внизу экрана.

Какое описание было у прямоугольного параллелепипеда?

5. Организация самостоятельной работы

Ребята, не только архитекторы используют геометрические тела в своей работе, но и производители мебели.

Слайд №9

Посмотрите на задание 5. На что похожа фигура, которая в нем изображена?

Самостоятельно в карточках разделите данную фигуру на три прямоугольных параллелепипеда. Найдите несколько способов. Прежде чем начать, посмотрите на слайд, вы видите первый способ, которым можно разделить данную фигуру на три прямоугольных параллелепипед. Можете зафиксировать его в своей карточке.

Теперь попробуйте сами определить какими еще способами можно разделить данную фигуру на три прямоугольных параллелепипеда.

Предлагаю проверить результаты вашей самостоятельной работы. Посмотрите на слайд и проверьте, такие ли варианты решения у вас получились.

Поставьте в своих карточках напротив этого задания:

  • «плюс» - те, кто нашел 3 варианта решений;
  • «полуплюс» - те, кто нашел 2 варианта решений.

Если нашли только один вариант, ничего себе не ставьте.

Надеюсь, сейчас вы поняли, как можно разделить данную фигуру.

6. Рефлексия учебной деятельности

Слайд №10

Итак, наш урок подходит к концу. Подведем итоги.

С каким геометрическим телом вы познакомились сегодня на уроке? В чем его особенность? Какую цель ставили на урок? Удалось ли нам ее достичь?

Оцените свои умения, которые вы получили на уроке с помощью слов «Умею» или «Затрудняюсь».

Слайд №11

Завершить наш урок хочется высказыванием французского архитектора Ле Корбюзье «Прошли века, но роль геометрии не изменилась. Она по-прежнему остается грамматикой архитектора»

Как вы понимаете это высказывание?

Благодарю вас за плодотворную работу на уроке.