Сценарий мероприятия духовно-нравственной направленности. Музыкально-литературная гостиная: "Искусство во время Великой Отечественной войны"

Разделы: Конкурс «Дорогами Великой Отечественной»

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Пояснительная записка

Воспитывая детей, необходимо уделять должное внимания их всестороннему развитию, формированию у них интереса и любви к искусству, ведь оно оказывает существенное позитивное воздействие на нравственно-эстетическое развитие личности ребенка, его сознание, чувства и поведение. В процессе внеклассной работы дети приобретают умение коммуницировать с учениками других классов, узнают о музыкальных и литературных произведениях, знакомятся с авторами, поэтами и музыкантами, узнают о кинематографе. У детей развивается интерес к различным направлениям искусства, а в дальнейшем и любовь к ним.

Участники проекта: учащиеся 5-9 классов.

Продолжительность проекта: 3-4 учебные недели.

Тип проекта: познавательно-творческий. Внеклассная работа учащихся и учителей общеобразовательной православной школы.

Проблема: узкий кругозор учащихся в области искусства времен Великой Отечественной войны.

Актуальность: музыкальное, литературное воспитание занимает в развитии личности особое место. Музыка, литература и кинематограф, как и любые другие направления искусства, способны воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям.

Цель: приобщение детей к сохранению исторического наследия Великой Отечественной войны через музыкально-театрализованную деятельность.

Задачи:

  • формирование патриотических чувств на основе исторических ценностей;
  • сохранение и развитие чувство гордости с помощью музыкально-театрализованной деятельности;
  • воспитание уважения к подвигу советского народа и любовь к Родине;
  • приобщение детей к искусству через знакомство с музыкой, литературой и кинематографией времен Великой Отечественной войны;
  • развитие у детей образного мышления, фантазии, творческих способностей, коммуникабельности и умения общаться;
  • расширить кругозор детей, связывать обучение с жизнью, учить применять знания на практике - реализовать возможность исполнительского навыка;
  • формировать музыкально-эстетические знания;
  • составление сценария музыкально - литературной гостиной;
  • оформление афиши и стендов;
  • подготовка презентации, видео и аудио сопровождения классного часа;
  • подготовка музыкально-хореографических и литературно-театрализованных номеров;
  • приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства;
  • уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, традициям христианской культуры.

Гипотеза: совместная творческая деятельность помогает не только узнать о музыкальных произведениях, литературном творчестве и кинематографе, но и проникнуться духом того времени.

Методы: сотрудничества, активного обучения, импровизации, опережающего обучения, оптимизации, подготовка номеров, пение, инсценирование, игра на музыкальном инструменте, речевые упражнения, подбор материала, подготовка видео и аудио сопровождения, презентации, художественное оформление.

Форма проведения итогового мероприятия - общешкольный классный час средней и старшей школы.

Продукт проекта - сценарий музыкально-литературной гостиной.

Возможности общеобразовательной школы позволяют реализацию данного проекта: наличие музыкального инструмента; наличие компьютера, телевизора или экрана, музыкальной колонки; наличие концертного зала, костюмов и реквизита.

Произведения:

  1. «Симфония №7» (Ленинградская) Д.Д.Шостаковича (1941 год)
  2. «Священная война» стихи В.И.Лебедева-Кумача, музыка Б.А.Александрова (1941 год)
  3. «Смуглянка» стихи Я.З.Шведова, музыка А.Г.Новикова (1940 год)
  4. «Три танкиста» стихи Б.Ласкин, музыка Братья Покрасс (1939 год)
  5. «Жди меня» стихи К.М.Симонова (1941 год), музыка М.И. Блантера
  6. «Не» и «Ни» стихи С.Я.Маршак (1942 год)
  7. «Василий Теркин» А.Т.Твардовский (1942-1945 гг.)

Кинофильмы:

  1. «В бой идут одни старики» режиссёр Л.Ф.Быков, авторы сценария - Е.Оноприенко, А.Сацкий, Л.Быков (1973 год)
  2. «Жди меня» режиссёры - А.Столпер, Б.Иванов, автор сценария К.Симонов (1943 год)
  3. «Трактористы» режиссёр И.Пырьев, автор сценария Е.Помещиков (1939 год).

Ожидаемые результаты по проекту:

  • У детей расширятся знания о событиях Великой Отечественной войны, подвиге советского народа, роли музыки, литературы и кино в победе над фашистскими захватчиками, истории создания произведений военных лет.
  • Сформируются духовно-нравственные эстетические чувства, достаточный уровень знаний в разных областях искусства.
  • Все школьники приобретут дополнительные навыки коллективно-творческой деятельности: актерское мастерство, сценическая речь, пение на публике, постановка музыкально-хореографических номеров.

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

  • Подбор музыкальных, литературных и кинематографических материалов;
  • Разработка сценария музыкально - литературной гостиной;

2 этап. Основной

  • Распределение материалов, музыкальных и литературных номеров по ученикам;
  • Раздельные репетиции номеров;
  • Подготовка видео и аудио материалов;
  • Оформление афиши и стендов;
  • Общая репетиция классного часа;

3 этап. Заключительный:

  • Генеральная репетиция и выступление.

Вывод: с помощью коллективной деятельности учащиеся узнали о музыкальном, литературном и кинематографическом наследии времен Великой Отечественной войны; приобрели навык совместной творческой работы; научились держаться на сцене, создавать сценический образ, следить за своей дикцией во время выступления.

Литература и интернет-сайты

  1. Бирюков Ю.Е. (составитель) «Песни, опаленные войной: страницы песенной летописи Великой Отечественной» - Москва : Русский импульс, 2011.
  2. Гапон В.К. «Военные корреспонденты». М.: изд. «Патриот» 2018 г.
  3. Криштапович Л.Е., Геращенко А.Е. «Священная война» Минск: изд. «Альтиора-Форте», 2021 г.
  4. Твардовская М.И. (составитель) «Воспоминания об А.Твардовском». Сборник. М.: изд. «Советский писатель», 1978 г.
  5. Шостакович Д.Д. «Седьмая симфония» издательство Московской консерватории имени П.И. Чайковского 1942 г.
  6. https://histrf.ru
  7. https://herzenlib.ru
  8. s-marshak.ru
  9. www.mos.ru

Сценарий музыкально-литературной гостиной «Искусство во время Великой Отечественной войны»

Ведущий: Добрый день! Рады приветствовать вас в нашей Музыкальной гостиной. Тема нашей встречи «Искусство времен Великой Отечественной войны». Сегодня мы с вами вспомним с одной стороны известные музыкальные и литературные произведения военных лет, а с другой стороны узнаем об интересных фактах их создания. Песни, стихи, музыку, прозу военных лет по праву можно назвать летописью Великой Отечественной войны. Эти произведения рождались в трудное для страны время, и с первого и до последнего дня войны согревали сердца наших соотечественников, помогали выстоять и выжить.

Аня: Что такое мужество?

- спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности; душевная стойкость и смелость; вообще совокупность качеств, ожидаемых от мужчины.

- одна из добродетелей, отражающая нравственную силу при преодолении страха. Мужество зачастую выступает, как способность переносить страдания, включая физическую боль. Высшее душевное мужество - доблесть, а свойственная герою доблесть, необыкновенное мужество - Героизм.

София: Мужество бывает разным:

  • Духовное - способность честно и объективно увидеть себя со всеми недостатками и достоинствами.
  • Гражданское мужество - способность защитить себя и свои права в обществе, своих близких, просто, находящихся радом людей.
  • Боевое - характеризующее способность устойчиво переносить длительные физические нагрузки, психическое напряжение и сохранять при этом присутствие духа, в опасных ситуациях проявлять высокую боевую активность.

Маша: одержать победу над фашизмом в советском союзе помогали не только военное мастерство и техника, но также боевой и моральный дух солдат. В сохранении этого боевого духа важную роль играло искусство, которое даже в годы войны не переставало быть значимым для людей.
Большее значение во время Великой отечественной войны имели песни, музыка, стихи, проза, кинофильмы. Они сохраняли силы уставших бойцов и вдохновляя их в бою, сокращали расстояния, приближая друг к другу родных и близких.

Сегодня мы расскажем Вам о некоторых из них.

Включают песню «Священная война», через 30 секунд выходят ученики 6 «А» класса

Слайд 1

Света: Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны - «Священная война». 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…»

Слайд 2

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

Слайд 3

Федор: - Будем разучивать новую песню - «Священная война».

Софья: Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни - печатать не было времени! - а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день - на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

Слайд 4

Ксюша: Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.

Ира: В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост - своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает…

Включают песню «Священная война. Ученики, которые будут читать остаются на местах, остальные делают шаг назад.

Ира: Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах… Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь - пять раз подряд! - пел ансамбль «Священную войну».

Слайд 5

Света: так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.

Слайд 6

Артем: Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

6 « А» уходит со сцены, выходит Магдалена.

Слайд 7

Магдалена: Писатели, ставшие на время Великой Отечественной войны военными корреспондентами фронтовых газет, сражались за Родину оружием и словом, были в гуще самых важных событий.

Военные корреспонденты писали для газет очерки, публицистические статьи и передовицы, создавали песни полков, дивизий и армий, сочиняли стихотворные подписи под фотографиями и рисунками делали всё, что было необходимо газетам сегодня и завтра.

Писатели и поэты выступали по радио, выезжали в воинские части, госпитали, в освобождённые города.

Слайд 8

Самуил Яковлевич Маршак стихотворение о частицах «Не» и «Ни».

Магдалена присаживается на место. Выходит, 5 класс и начинают читать стихотворение.

Андрей:

Мне рассказывал смоленский
Паренек:
- В нашей школе деревенской
Шел урок.
Проходили мы частицы
"Не" и "ни".
А в селе стояли фрицы
В эти дни.

Коля:

Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.

Артем:

Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.
И сказал учитель:

Ева:

"Фразу
Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
"Ни" и "не"."

Ваня:

Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали:

ВСЕ:

"От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!"

5 класс уходят со сцены, выходят 7 и 8 классы.

Слайд 9

Настя: 81 год назад, 14 января 1942 года, в газете «Правда» впервые было опубликовано стихотворение «Жди меня, и я вернусь…». Сейчас его называют символом Великой Отечественной войны. 26-летний фронтовой корреспондент Константин Симонов написал эти строки об одном из самых тревожных месяцев - июле 1941 года. Они посвящены любимой женщине, позже ставшей женой поэта, - Валентине Серовой, известной актрисе театра и кино.

Артем: Стихотворение очень быстро завоевало всенародное признание - в тяжелое военное время людям как никогда нужно было напоминание о любви и надежде на встречу разлученных людей. Повторяющиеся рефреном слова «жди меня» стали клятвой верности для многих воинов, заклинанием спасения от смерти, обещанием выжить и вернуться.

В 1943 году по мотивам этого стихотворения был снят одноименный фильм.

8 класс садятся у костра

Анисья:

Жди меня, и я вернусь…
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Женя:

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Переход на пение песни под сопровождение гитары (8 класс)

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Слайд 10

Николай: Великая Отечественная война - «историческая схватка… между разумом и мракобесием, между культурой и варварством, между светом и тьмой», - так писал Шостакович в статье газеты «Правда», где он рассказывал о своей Седьмой симфонии. Это великое произведение создано в июле - декабре 1941 года. Седьмая симфония Шостаковича - это одно из значительнейших произведений мировой музыкальной культуры; - это вдохновенная поэма. В ней автор с большой художественной силой выразил мысли и чувства советского народа.

Слайд 11

Не только в симфонии, но и в речи Д.Шостаковича, произнесенной по ленинградскому радио, прозвучало нечто несоизмеримо большее, чем просто музыка или слова:

Звук радио

Николай: «Час тому назад я закончил вторую часть своего нового симфонического произведения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет назвать его Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом? Я сообщаю об этом для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего народа идет нормально. Все мы несем свою боевую вахту… Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать…»

Слайд 12. Включают звук радио.

Мария: Премьера Симфонии состоялась в Ленинграде, в августе 1942 года. В осажденном городе люди нашли в себе силы исполнить симфонию. В оркестре радиокомитета осталось всего пятнадцать человек. Некоторые музыканты ушли в армию - защищать город, некоторые больны, другие, не выдержав тягот блокадной зимы, погибли. Эти оставшиеся пятнадцать человек решили: во что бы то ни стало, симфония должна быть исполнена здесь, в Ленинграде. Для этого нужно было не менее ста человек. Была объявлена обязательная регистрация всех музыкантов города.

Когда в Ленинград, на самолете, прорвавшемся через кольцо блокады, прибыла партитура Седьмой симфонии - начались долгие репетиции.

Слайд 13

Алиса: наконец 9 августа была назначена премьера Седьмой симфонии Шостаковича. Великолепный зал Филармонии был ярко освещен, и весь его праздничный, торжественный вид соответствовал возбужденному и приподнятому настроению ленинградцев. На сцену вышли музыканты. Огромная эстрада Филармонии оказалась заполненной, за пультами сидел большой сводный ленинградский оркестр. За дирижерский пульт встал Элиасберг.

Слайд 14

Мария: Мгновение полной тишины - и начинается музыка. И ленинградцы - все, кто находился в зале, все, кто слушает музыку по радио, - знают, что это о них. Они знают, что враг еще слишком близко от города, что враг готовится к штурму, что он попытается обрушить на Ленинград новые жестокие испытания. И воодушевленные Седьмой симфонией, своей, Ленинградской симфонией, ленинградцы уходят с концерта, полные уверенности в силе и мужестве стойкого человеческого коллектива - называемого Ленинградом.

На экране включают финал Симфонии №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.

Слайд 15

Маша: Александр Трифонович Твардовский - русский советский писатель, поэт и прозаик, журналист, специальный корреспондент. Подполковник. Главный редактор журнала «Новый мир». Поэма «Василий Тёркин» (1941-1945), «книга про бойца без начала, без конца» - самое известное произведение Твардовского; это цепь эпизодов Великой Отечественной войны. Образ отважного, смекалистого, с чувством юмора, красноармейца Василия Тёркина был создан Твардовским во время работы в газете «На страже Родины» в период советско-финской войны. Впервые стихи о нём появились в номере газеты от 5 января 1940 года.

См. продолжение сценария

Презентация