Класс: 2-й.
Цели:
- Формировать умение работать со словарем
- Закрепить правописание словарных слов
- Развивать орфографическую зоркость
Задачи:
- Повысить грамотность
- Формировать мотивацию к запоминанию словарных слов ассоциативным методом
- Воспитать интерес к русскому языку
Ожидаемые результаты:
- Личностные УУД:
- Развивать навыки самоконтроля при выполнении заданий
- Формировать правильную речь и грамотное письмо обучающихся
- Регулятивные УУД
- Воспитать умение совмещать зрительное и слуховое восприятие словарных слов
- Познавательные УУД
- Развивать познавательный интерес к русскому языку
- Пополнять в активной форме словарный запас обучающихся
- Коммуникативные УУД
- Использовать суждения учеников для выработки общих решений
- Формировать умение задавать вопросы
Понятия: орфографическая зоркость, словарное слово, ассоциативное слово, лексическое значение слова.
Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация, плакаты, рисунки.
Ход урока
1. Организационный этап
- Ребята проверяют свою готовность к уроку. На партах у всех должны быть учебник, орфографический словарик, рабочая тетрадь, тетрадь для работы со словарными словами, дневник, пенал и сигнальные карточки по номерам.
2. Актуализация знаний
Учитель: - Ответьте на вопросы, которые вам задаст ученик нашего класса. Сначала назовите слово целиком, а затем проговорите его по слогам. (Ученик выходит к доске и начинает словарную разминку.)
- Столица России. (Москва.) Мос-ква
- Домашнее животное, друг человека. (Собака.) Со-ба-ка
- Тарелка, чашка, блюдце, одним словом. (Посуда.) По-су-да
- Огородное растение, растущее кочаном. (Капуста.) Ка-пус-та
- Крупное рогатое домашнее животное. (Корова.) Ко-ро-ва
- Сильный холод. (Мороз.) Мо-роз
- Маленькая городская птица, забияка и воришка. (Воробей.) Во-ро-бей
- Дикое животное с длинными ушами. (Заяц.) За-яц
Учитель: - Чем похожи все слова ответы? (Это всё словарные слова.)
- Какие слова называют словарными (Ответы детей)
Учитель: Ребята, словарные слова - это слова, в которых есть орфограммы (буквы), которые не проверяются правилами русской орфографии (правописания). Слово «Орфография» греческого происхождения и переводится как «правильно» «пишу». Написание любого словарного слова определяется по словарю - отсюда и название «словарные слова»
- Ребята, кто назовет тему нашего урока? (ответы детей)
- Как вы думаете, почему целый урок будет посвящён этой теме? (ответы детей)
Учитель: - Словарных слов в русском языке очень много и писать их надо правильно.
Учитель: - А какие знания необходимы, чтобы быстро найти нужное слово в словаре? (ответы детей)
Учитель: Нужно знать русский алфавит.
- Посмотрите и скажите, как расположены слова в словаре? (Ответы детей)
Учитель: Правильно, ребята, слова расположены в алфавитном порядке.
- Расскажите алфавит по цепочке.
- Задайте друг другу вопросы, чтобы проверить, насколько хорошо знают алфавит все ученики класса. (Какая буква стоит перед буквой…, после буквы…, между буквами…?)
3. Объяснение нового материала
Учитель: - Сегодня мы познакомимся с новыми словарными словами. Как мы уже сказали, правильное написание которых нужно просто запомнить или проверить их написание по словарю. В русском языке таких слов очень много. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из таких слов. Эти слова вы узнаете, когда разгадаете мои загадки.
Загадка первая:
В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница)
Загадка вторая:
Дом громадный по морю плывет-
Людей на себе через волны везет
(Корабль)
Загадка третья:
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост -
Понесется до звезд.
(Ракета)
Загадка четвертая:
Два горба, копыта, хвост…
У него огромный рост!
Перед ним толпится люд.
Дети, кто же он?
(Верблюд)
Загадка пятая, последняя:
На нижней полке
Миски, блюда,
А выше чайная...
(Посуда)
4. Выявление затруднения
Учитель:- Ребята, я написала отгадки на доске. Но, как вы видите, в каждом слове отсутствует одна буква. Как вы думаете? Какую букву нужно написать в слове «Пшеница» после буквы «ш». Кто ответит?
(Учитель выслушивает разные ответы)
- Какую букву нужно написать в слове «Корабль» после буквы «к»?
(Учитель выслушивает разные ответы)
- Давайте продолжим. А какую букву нужно написать в слове «Ракета» после буквы «р»?
(Учитель выслушивает разные ответы)
- Какую букву нужно написать в слове «Верблюд» после буквы «в»?
(Учитель выслушивает разные ответы)
- Какую букву нужно написать в слове «Посуда» после буквы «п»?
(Учитель выслушивает разные ответы)
- Ребята, вы называли разные буквы. Сегодня мы научимся как выходить из этой трудной ситуации.
А сейчас физкультминутка.
Разработка плана по выходу их создавшегося затруднения
Учитель:Ребята, мы продолжаем словарную работу. Я вам открою секрет. Словарные слова очень легко запоминаются, если мы сможем найти мостик между словом, которое мы хотим запомнить, и другим словом, в котором "упрямая" буква слышится ясно и четко. ... Но помните! Вы должны придумать такое слово, которое связано с нашим словом, это и есть мостик.
5. Открытие нового знания
Учитель: - Ребята, в слове «Пшеница» (вписывает букву) пишется буква «е». Мы сейчас с вами попробуем найти такое слово (мостик) к слову «пшеница», чтобы звук «е» прозвучал ясно. (Ответы детей)
- Молодец, (имя ребенка). Какое хорошее слово «хлеб» ты нашел (нашла). Допишем слово «хлеб» так, чтобы получился маленький кроссворд (учитель пишет на доске).
- А сейчас, откройте свои рабочие тетради. Пропускаем две рабочие строки. На третьей записываем число, а ниже пишем «Классная работа».
(Учащиеся записывают в тетрадях число, классную работу.)
Ребята пишут слово «Пшеница». Делим это слово на слоги и для переноса.
Учитель: Ребята, из пшеницы что делают? (ответы детей)
А из муки что делают? (ответы детей)
Как нужно относиться к хлебу? (ответы детей)
Учитель: - Да, ребята, отношение к хлебу должно быть бережное.
- А как называется хлеб, который делают из пшеницы (Ответы детей)
- Записываем на доске: пшеничный хлеб.
- Ребята, кто составит предложение со словами хлеб и пшеница. (Ответы детей)
В тетрадях записываем предложение:
Из пшеницы делают хлеб.
Учитель на доске пишет по горизонтали слово «пшеница», по вертикали слово «хлеб».
- Ребята, а вы знаете, что такое кроссворд? (ответы детей)
Спишите с доски наш маленький кроссворд (ребята по горизонтали пишут слово «пшеница», по вертикали-слово «хлеб»)
Учитель предлагает выделить слог (цветом, обвести, подчеркнуть), который вызывает трудности при написании.
6. Первичное закрепление нового знания
Учитель: - В нашем кроссворде подчеркните букву «е». Ребята, слово «хлеб» называется ассоциативным. И чтобы нам правильно написать слово «пшеница» достаточно вспомнить слово «хлеб». Сейчас вам расскажу, что такое ассоциация. Ассоциация рождается у любого человека. Когда человек слышит знакомое слово, то у него в мозгу возникает образ, картинка не только знакомого слова, но и слов, которые связаны с первым словом. Подобные связи очень хорошо отразил Владимир Иванович Даль (учитель показывает словарь) в своем "Словаре живого великорусского языка". Например, к слову «корова» Даль указывает такие ассоциации по цвету шерсти коровы: «белая, белуха, серая; бурая, буренка; рыжая; черная; беломордая». Вы же понимаете, ребята, что речь идет о корове, когда кто-то говорит «буренка».
Такая же работа ведется со словарным словом «Посуда»
7. Самостоятельная работа
Учитель: - А теперь придумайте ассоциативные слова к остальным словарным словам.
- Я даю вам на выполнение задания три минут.
- Ребята. Время закончилось. Давайте послушаем, что у вас получилось. Кто хочет прочитать свои слова? (Ответы детей).
Учитель с помощью правильно заданных наводящих вопросов подводит ребят к ожидаемому ответу.
8. Рефлексия
После того как все словарные слова урока изучены, учитель проводит итоговое запоминание: он диктует ассоциативное слово, а ученики записывают или произносят вслух соответствующее словарное слово.
Учитель называет словарное слово, дети - ассоциативное.
Например, море-корабль; ложка-посуда, старт-ракета; корабль-море, посуда-ложка, ракета-старт.
Ребята составляют предложения, используя пару слов.
Все предложения выслушиваются, а лучшее предложение по мнению детей записывается в тетрадь под диктовку учителя.
9. Домашнее задание
Учитель: - Дома вы должны проиллюстрировать (нарисовать) мини-кроссворды.
- Составить предложение, в котором используется и словарное слово, и ассоциативное слово.
P.S.: На следующий день в классе дети без всякого принуждения с моей стороны показывают друг другу свои рисунки и читают составленные предложения, где использовали словарное и ассоциативное слова. Сами того не подозревая, они фиксируют в памяти написание трудных слов и развивают орфографическую зоркость, поскольку, знакомясь домашней работой своих одноклассников, ученик повторяет словарное слово и ассоциативное слово.
Недаром в народе говорят: «Повторение - мать учения».