Взаимосвязь наук: математика в русском языке. Сборник заданий и упражнений

Разделы: Начальная школа


Введение

Какой предмет важнее - математика или русский язык?

"Миром управляют числа. Поэтому математика - самая важная наука", - скажут одни.

"Язык мой - друг мой. Русский язык главнее математики", - ответят другие.

Математика и русский язык как учебные предметы различны не только по названию, но и по содержанию. Аргументы обоих спорящих сторон, справедливы. Если говорить о жизни вообще, как о существовании вселенной, то математика и русский язык наряду с другими науками составляют целостную систему окружающей нас действительности. Поэтому однозначно ответить на вопрос что важнее нельзя. Как сказал М.В.Ломоносов: «Все науки в грамматике нужды имеют».

Межпредметная связь математики и русского языка позволяет углубить и расширить знания, развивает познавательный интерес к данным наукам.

I. Математика в русском языке

1.1 «Без грамматики не выучишь математики»

Математика и русский язык. Эти два предмета очень разные на первый взгляд, но тесно связаны друг с другом. Недаром говорили в древности: «Без грамматики не выучишь математики».

Вначале люди научились говорить, гораздо раньше, чем читать и записывать цифры. Учили каждую букву по ее названию.

  • А - аз
  • Б - буки
  • В - веди
  • Г - глаголь
  • Д - добро
  • Е - есть

Поэтому сложилось много пословиц о грамматике. «Аз да буки избавят нас от скуки», «Аз, буки, веди - страшат как медведи», «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Азбука - к мудрости ступенька». Кстати, слово «азбука» и образовалось по названиям двух первых букв: «аз» и «буки».

Вначале в старославянском алфавите присутствовало 42 буквы. В 18 в. царь Петр первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены, и их осталось 33.

После того как выучили грамоту, переходили к изучению математики. Учились писать цифры. Цифры на Руси обозначались буквами старославянского алфавита. Над буквами ставился специальный знак «~» назывался «титло».

Десятки тысяч «тьма». Их обозначали, обводя в кружочек знаки единиц.

A - 10000, - 20000

Сотни тысяч обозначались так.

А - 100000,
Б - 200000

Миллион обозначали из запятых или лучей.

А - 1000000

Прошло очень много времени, прежде чем люди начали пользоваться современными цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Родились эти цифры в Индии более 1500 лет тому назад. А в Европу эти цифры завезли арабы, поэтому их называют арабскими цифрами.

1.2 Множества и подмножества

«Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, считают ее наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего века говорил совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе» (С.Ковалевская - русский математик)

Практически при выполнении каждого упражнения мы применяем понятия множества и подмножества. Множество представляет собой объединение некоторых объектов, предметов или понятий в единую совокупность, по каким либо общим для них свойствам (признакам) или законам.

Например. Дано множество слов:

А = {вкладчик, стульчик, лимончик, вертолетчик, графинчик, переводчик, карманчик, разносчик, стаканчик, водопроводчик}.

Это множество состоит из 10 элементов - слов с суффиксом -чик-.

Задание. Из данных слов, выпишите сначала слова, в которых суффикс -чик - обозначает людей по роду занятий, затем слова, в которых суффикс -чик - придает уменьшительное значение.

В = {вкладчик, вертолетчик, переводчик, разносчик, водопроводчик}; n (В)=5.

С ={стульчик, лимончик, графинчик, карманчик, стаканчик}; n(С)=5.

Множества В и С являются подмножествами множества А, т.е. В Ì А и С А.

Тоже самое задание мы выполняем при чередовании а и о в корнях - кас - и - кос -, -гар - и - гор-, правописании приставок пре- и при - и т.д. Подобная работа развивает языковую логику, способствует пополнению запаса слов. Так математика реально помогает лингвистике.

1.3 Симметрия букв и слов

В наше время, наверное, трудно найти человека, который не имел бы какого-либо представления о симметрии. Мир, в котором мы живем, наполнен симметрией домов и улиц, гор и полей, природы и человека. С симметрией мы встречаемся буквально на каждом шагу: в природе, технике, искусстве, науке. Она встречается и в русском языке.

Написание некоторых букв русского алфавита имеет вертикальную и горизонтальную симметрию. Все буквы можно разбить на 4 группы:

Буквы с горизонтальной осью симметрии

Буквы с вертикальной осью симметрии

Буквы, не имеющие ось симметрии

Буквы с горизонтальной и вертикальной осями симметрии

В - Е Ж З К Н О С Ф Х Э Ю

А - Д Ж L М Н О П Т Ф Х Ш

Б - Г И Р У Ц Ч Я Щ

Ж - Н О Х Ф

Задание: составить слова из букв имеющих горизонтальную ось симметрии.

Ответы: КОФЕ, СОН, НОС, НЮХ, НОЖ и т.д.

Задание: составить слова из букв имеющих вертикальную ось симметрии.

Ответы: ШАLАШ, ПОТОП, ТОПОТ

1.4 Числительные в фразеологизмах, стихотворениях, поговорках

Накопленную столетиями мудрость вобрали в себя пословицы с числительными - количественными (один/два/три), порядковыми (первый/второй/третий) и собирательными (оба/двое/трое). Они сослужат неоценимую службу школьникам, ведь если подумать, то цифрам отводится очень важная роль в общении. Более того, без них невозможно точно выражать свои мысли. Уберите числа из поговорок с числительными - и высказывания потеряют какой-либо смысл. Однако вместе с ними эти изречения помогают расширить кругозор, пополнить словарный запас и развить в итоге интеллект. То, что нужно для успешного обучения ребят! Связь русского языка с областью математики разнообразно проявляется и в мире фразеологизмов, включающих в свой состав числительные. (Приложение 1, 2)

Например:

Числительное

Стихотворение

Фразеологизмы

1

Один

В задачнике жили
Один да один.
Пошли они драться
Один на один.
(С.Маршак)

Одного поля ягоды - похожи друг на друга по своим качествам.

2

Единица

Обещал ребятам Павлик:
Единицу я исправлю.
Я немного подучу,
Завтра двойку получу
(Е.Ефимовский)

3

Два

У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
(К.Чуковский)

Раз-два и обчёлся - очень мало, что даже можно пересчитать

4

Двенадцать

Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят (загадка)

5

Двадцать

Только и съела, бедняга,
Что пятьдесят поросят,
Да полсотни гусят... да двадцать бочонков
Соленых опенков...
(К.Чуковский)

6

Двести

Был китенок весел,
Потому, что весил,
Нанырявшись по морям,
Двести килограмм...
(М.Яснов)

В два счета - очень быстро.

Три

У леса на опушке,
Там, где растут дубы,
3 белки без просушки
Развесили грибы.
Украсили полянку
Гирляндами опят -
Супы готовить станут
Зимою для бельчат.

Заблудиться в трех соснах - не суметь разобраться в чем-нибудь простом.

7

Тринадцать

На чердаке тринадцать крыс
На званый вечер собрались.
13 - это не к добру
Коты затеяли игру.
Пришлось гостям от них спасаться.
Вот и не верь в число 13!.

За тридевять земель - очень далеко.

8

Четыре

Плыли по небу тучки.
Тучек - четыре штучки.
(В.Маяковский)

9

Четырнадцать

Искала старушка
Четырнадцать дней,
А пудель
По комнате
Бегал за ней.
(С.Маршак)

10

Пять

Родились у нас котята -
Их по счету ровно пять.
(С.Маршак)

11

Пятнадцать

Иголкой орудует лихо
Лесная портниха - зайчиха.
15 коротких штанишек
Сшила она для сынишек,
15 передников дочкам,
А внукам связала чулочки

12

Пятьдесят

Только и съела, бедняга,
Что пятьдесят поросят,
Да полсотни гусят...
(К.Чуковский)

13

Шестьдесят

На стене часы висят,
Делят все на шестьдесят.
Все минуты точно делит
На секунды циферблат.
(А.Иванушкин)

14

Шестьсот

Шестьдесят гусей на тридцать
Помножить я не смог.
(А.Барто)

15

Семь

Семь пятниц на неделе.

На седьмом небе - в состоянии высшего счастья.

16

Семнадцать

17 мышей как-то, мучаясь скукой,
Решили серьезно заняться наукой:
Вгрызались в учебник от корки до корки,
Потом, обсуждая познания в норке,
Решили 17 ученых мышей,
Что хлебная корка гораздо вкусней.

17

Семьдесят

Рассыпался горох на семьдесят дорог.

18

Восемь

Восемь шариков воздушных-
Восемь братцев непослушных.
Каждый, хвостиком дразня,
Уплывает от меня.
(Г.Глушнев)

19

Девять

Как-то решили подстричь кучеряшки
ДЕВЯТЬ довольно заросших барашков.
Шерсть им состригли со спин и боков:
Вышло, без малого, ДЕВЯТЬ мешков.

20

Десять

Десять дней Айболит
Не ест, не пьет и не спит,
Десять дней подряд
Он лечит несчастных зверят.
(К.Чуковский)

Не из робкого десятка; не робкого десятка - о смелом, храбром человеке.

21

Одиннадцать

И я нетерпением поглядывал на часы, ожидая, когда наконец стрелки покажут одиннадцать...
(А.Рыбаков)

22

Сто

Сто ужей на двух ребят
Подозрительно шипят.
(С.Михалков)

В сто крат - во много раз.

23

Тысяча

Скоро тысячи скворцов
С домиком подружат,
Скоро множество птенцов
Выглянет наружу.
(Я.Аким)

Числительные встречаются во многих загадках русского языка:

ЗАГАДКИ

  • Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят.
  • Два брюшка, четыре ушка.
  • Сто один брат в один ряд вместе связаны стоят.
  • Четыре братца под одним шатром стоят, одним поясом связаны.
  • Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.
  • Два близнеца - два братца верхом на нос садятся.

Таких загадок существует огромное количество. Это свидетельствует о роли числовых обозначений, связей в картине мира человека. Впервые на использование «математического языка» в русских загадках, пословицах, поговорках обратил внимание Владимир Иванович Даль.

На уроках русского языка и литературы изучается много пословиц и поговорок.

Задание. Я вам сейчас буду называть пословицы, а вы попробуйте придать им математический смысл, назвав их одним математическим термином.

  • Хоть пруд пруди (с избытком, хватит всем) (Много)
  • С гулькин нос (гулькин буквально обозначает голубиный, голубиный клюв) (Мало)
  • От горшка два вершка (вершок - старинная мера длины, равная 4,4 см) (Маленький)

1.5 Математика и русская литература

Поскольку литература является частью русского языка, то математика проникает и в неё. Многим может показаться странным такое сочетание - математика и русская литература. Но ещё в прошлом веке выдающийся математик и писатель Софья Ковалевская на вопрос, как она совмещает две профессии, ответила: "Я понимаю, что вас удивляет, что я могу одновременно заниматься литературой и математикой»

В некоторых художественных произведениях встречаются математические задачи, на которые обычно не обращают внимания, так как они для читателя не главное. И сами авторы часто рассматривают математическую задачу как деталь, фон, эпизод своего повествования. Но были писатели, которые серьезно интересовались математикой и придумали немало задач, которые настолько интересны, что так и хочется попытаться их решить. В некоторых художественных произведениях встречаются математические задачи.

И.С.Тургенев «Муму». «…Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения».

Решение: Зная соотношения между старорусскими мерами длины и современными вычислим рост Герасима: 12* 4,5 см = 54 см. Рост младенца в среднем составляет 51-53 см. Какой же Герасим тогда богатырь? Но раньше указывали лишь число вершков, на которое он превышал два аршина. Проведем повторное вычисление:

1) 2*72см = 144см (2 аршина)

2)144 +54= 198см (2 аршина и 12 вершков).

Ответ: рост Герасима был 1м 98см - высокий человек.

Задача от Григория Остера «38 попугаев». История о том, как главные герои измеряли рост удава. Оказывается, что он составляет 38 попугаев, 5 мартышек или 2 слоненка. А так ли это на самом деле? На самом деле, средний рост попугая = 22см, мартышки = 77см, слона = 335см, удава = 10м.

Выполнив несложные вычисления, получим, что в жизни длина 1 удава = 45 попугаям (1000: 22=45) = 13 мартышкам (1000: 77= 13) = 3 слонам (1000: 335 = 3) Автор в этом произведении пренебрег точными данными.

Н.Н.Носов «Федина задача». «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограмм в каждом. Рожь смололи, причем, из шести килограммов зерна вышло 5 килограммов муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки?»

Решение:

1) 450 • 80 = 36000 (кг) - всего ржи доставили на мельницу.

2) 36000: 6 = 6000 (раз) - по 6 кг зерна имелось на мельнице.

3) 5 • 6000 = 30000(кг) - муки получилось после перемола зерна.

4)30000: 3000 = 10 (маш.) - понадобилась для перевозки всей муки.

Ответ: 10 машин.

Итак, математика и литература, не так далеки друг от друга. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости и наблюдения различных явлений жизни. Литература учит нас понимать окружающий мир, математика - точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир. Если грамотно использовать математические факты, то художественное произведение становится достоверным и реальным.

II. Взаимосвязь наук: математика и русский язык

2.1 Ребусы

Нельзя обойти вниманием и то, что в рамках русского языка существует огромное количество ребусов, включающих в себя и изображения, и символы, и знаки препинания, и буквы, и цифры. В ребусах и шарадах очень часто переплетаются знания русского языка и мира математики. Цифры помогают ожить словам, слова могут превратиться в цифры. (Приложение 3)

2.2 Палиндромы

Математика не обходит и так называемые палиндромы. Палиндромы (греч. - бегущий обратно) - это слова, выражения, словесные или цифровые построения, одинаково читаемые слева направо и справа налево. Так называемые «перевёртыши» - это не только слова казак, комок, радар, наган, топот и т.д., но и числа. Даты исторических и других событий, например, количественные обозначения. Примером палиндрома является число 6886. Известна очень интересная закономерность. На жизнь одного человека может выпасть до нескольких «палиндромных» лет: 1991-й, 2002-й. Перед ними можно назвать только 1881-й, а после них - 2112-й.

Заключение

Говорят, что числа правят миром. Но править в одиночку очень и очень тяжело, и вот здесь находится крепкое плечо, на которое можно опереться - русский язык. Ещё великий учёный, скульптор, художник эпохи Возрождения Леонардо до Винчи в своё время сказал: «Никакое человеческое исследование не может называться настоящим знанием, если оно не прошло через математическое доказательство». Он, творец прекрасных скульптур, он, в чьих рукописях были найдены чертежи подводной лодки и космического корабля, знал, о чём говорит. Многие знаменитые математики проявили себя на литературном поприще, соединив логику и художественное воображение в стихе. Трудно в жизни сделать что-то крупное, имея познания только в естественных или гуманитарных науках. «Вдохновение нужно в поэзии, как в математике», - эти слова принадлежат великому Пушкину. Все наши школьные предметы близки друг другу, они дружно живут бок о бок, помогая нам разобраться в трудных вопросах жизни.

Приложения 1-4