Практический материал для работы над совершенствованием слогового чтения в букварный период в начальных классах, реализующих АООП

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


Знакомство со звуками и буквами, обучение чтению и письму на начальных этапах реализуется одновременно. Многими специалистами считается, что это - серьёзная ошибка, так как ученики с ограниченными возможностями здоровья не могут одновременно в полном объёме усваивать предлагаемую информацию, им трудно одновременно выполнять два вида работы: чтение и письмо. Считается, что у ребёнка сначала должно сформироваться понятие о том, какой смысл несёт графический знак, и лишь после того, как ребёнок научится читать, он сможет, услышав слово, преобразовать его в графическую форму, сложить из букв и записать. Только после этого его можно учить писать. Не читающий или плохо читающий ребёнок не сможет писать без ошибок!

Чтобы научить ребенка читать, необходимо помнить об особенностях поэтапного формирования навыка и необходимости прохождения всех этапов:

  • 1 этап - знакомство с буквами;
  • 2 этап - чтение слогов разной степени трудности;
  • 3 этап - чтение и понимание смысла прочитанного слова;
  • 4 этап - чтение и восприятие прочитанного слова как часть какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.

Такое непростое поэтапное формирование навыка чтения приводит к тому, что возможны затруднения на разных его этапах.

Конечно, единичные ошибки в процессе чтения могут встречаться даже и у взрослого человека, хорошо владеющего данным навыком, при утомлении, заболевании, в состоянии аффекта. Однако они носят фрагментарный характер, не являются стойкими и исчезают при изменении указанных условий. Также и у детей на начальных этапах обучения наблюдаются такие же случайные недостатки чтения, их именуют «ошибками роста». Эти ошибки свидетельствуют о том, что навык чтения еще не сформирован полностью. Наряду с «ошибками роста» иногда у детей выявляются стойкие повторяющиеся ошибки чтения, которые не преодолеваются по мере развития данного навыка, и их устранение требует длительного коррекционного вмешательства. Возникновение у ребенка подобных ошибок свидетельствует о наличии у него специфического нарушения чтения - дислексии.

Акцентировать внимание хочется на этапе чтения слогов, так как именно в этот период появляется большинство трудностей. Ребёнок долго идёт к достижению главной конечной цели данного этапа - закреплению связи между видом слога и его произнесением, а иногда с некоторыми трудностями он не в состоянии справиться на протяжении всей жизни.

Учителя начальных классов, реализующих АООП, сталкиваются с данными трудностями. Соответственно возникает необходимость сделать работу на этапе чтения слогов наиболее целенаправленной, доступной, интересной и понятной детям. Это и стало главной причиной для разработки систематизированного практического материала с учетом содержания учебника для общеобразовательных организаций, реализующих АООП. Данный материал используется в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Рисунок 1

Чтение слога - это произнесение нескольких звуков на одном выдохе. Слог должен восприниматься и читаться одномоментно, как единое целое. Многие учащиеся с ограниченными возможностями здоровья читают слоги одномоментно, а некоторые по буквам. Данное методическое пособие и серия упражнений направлены на автоматизацию навыка чтения слогов, служат помощником учителю в отработке данного навыка в игровой форме.

Рисунок 2

Упражнение 1. «Чтение в паре». Учитель ставит задачу перед одним учеником - прочитать слог из таблицы, перед другим - найти прочитанный слог под таблицей и обвести (соединить, зачеркнуть) его маркером (на слух или с показом прочитанного слога).

Рисунок 3

Упражнение 2. «Запомни и найди». Учитель читает 2-3 слога из таблицы. Перед учеником ставится задача найти, прочитать и закрыть фишкой под таблицей прочитанные учителем слоги.

Рисунок 4

Упражнение 3. «Найди закрытые слоги». Учитель закрывает несколько слогов под таблицей. Перед учеником ставится задача прочитать слоги в таблице и догадаться, какие слоги спрятал учитель.

Рисунок 5

Упражнение 4. «Читай в заданном направлении». Перед учеником ставится задача прочитать слоги в таблице слева направо (справа налево, сверху вниз), найти и зачеркнуть прочитанные слоги под таблицей.

Рисунок 6

Упражнение 5. «Собери радугу». Учитель закрывает кругами 7 цветов радуги слоги в таблице. Перед учеником ставится задача открыть слоги в нужной последовательности, прочитать их, найти такие же слоги под таблицей и закрыть их тем же кругом.

Рисунок 7

Упражнение 6. «Числовой ряд». Учитель закрывает цифрами от 1 до 10 слоги в таблице. Перед учеником ставится задача прочитать слоги в заданной последовательности (от 1 до 10, от 10 до 1, только чётные, только нечётные), найти прочитанный слог под таблицей и переложить цифру.

Рисунок 8

Упражнение 7 «Секундомер». Учитель устанавливает время 1-3 минуты. Перед учеником ставится задача за короткий отрезок времени, как можно быстрее, прочитать и найти слоги в таблице. После сигнала, учитель подсчитывает количество прочитанных и найденных слогов.

Рисунок 9

Упражнение 8 «Столько же». Перед учеником ставится задача прочитать столько слогов из таблицы, сколько раз хлопнет (топнет) учитель. Далее ученик закрывает глаза и вспоминает прочитанные слоги. Открыв глаза, он находит названные слоги под таблицей.

Рисунок 10

Упражнение 9 «Бабочка». Перед учеником ставится задача прочитать слог в таблице, на который «села» бабочка. Под таблицей необходимо найти такой же слог и закрыть его второй бабочкой.

Рисунок 11

Упражнение 10 «Навигатор». Перед учеником ставится задача найти, прочитать и закрыть фишкой слог в таблице, который находится между слогами ЛИ и ЛЁ (слева (справа) от слога ТЫ, сверху (снизу) от слога РЮ).

Рисунок 12

Упражнение 11 «По маршруту собери все слоги». Учитель в таблице расставляет «указатели» (стрелки) от первого слога до последнего. Перед учеником ставится задача прочитать слоги по порядку, ориентируясь на указатель. После, в той же последовательности, ученик читает слоги под таблицей.

Рисунок 13

Упражнение 12 «Кто в домике живёт?» Перед учеником ставится задача в таблице найти и прочитать слог, который «живёт» во втором «подъезде» (столбике) на третьем «этаже» (строке) и найти «соседа» под таблицей - такой же слог.

Рисунок 14

Вопрос формирования навыка чтения далеко не так прост, как может показаться. Навык чтения является одним из сложнейших навыков человеческой деятельности. Нарушение чтения у детей является весьма распространённым явлением. Данные нарушения серьёзно препятствуют освоению школьных знаний и не могут быть компенсированы ребёнком самостоятельно без посторонней помощи. Учитель начальных классов должен понимать, что именно от него, от его знаний, от его умений правильно организовать процесс обучения первоклассника чтению и письму зависит, насколько успешно будет обучаться ребёнок в дальнейшем.