Предмет: физика.
Класс: 10.
Тип урока: Открытие нового знания.
Методические приёмы: Информационный, иллюстративно-объяснительный, частично-поисковый, аналитическая беседа, лексическая работа.
Цель урока: Организовать деятельность учащихся, направленную на самостоятельное открытие нового знания по теме.
Задачи урока:
Образовательные:
- Совершенствование навыков говорения и аудирования;
- Обогащение лексических знаний по теме продукты питания.
Развивающие:
- Формирование коммуникативных компетенций (умения создавать устное монологическое высказывание, предлагать свою точку зрения, работать в группе);
- Использование приемов информационной обработки текста, совершенствование навыков получения информации из различных источников
Воспитательные:
- Формирование дальнейшей мотивации к изучению английского языка, воспитание сознательного отношения к употреблению здоровой пищи;
Формировать УУД:
- Личностные УУД: самостоятельность, самоорганизация, ценностное отношение к совместной познавательной деятельности, самооценка.
- Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование.
- Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество; построение речевых высказываний; умение слушать и слышать.
- Познавательные УУД: расширение кругозора учащихся через информацию о культуре питания.
Планируемые
|
Предметные:
Личностные: самоорганизация, ценностное отношение к совместной познавательной деятельности, самооценка. Метапредметные:
|
I. Организационный момент.
Добрый день, уважаемые десятиклассники! Меня зовут Артём Иванович, я учитель физики и астрономии из города Зеи. Сегодня я проведу у вас урок физики.
Сначала четко надо проговорить задание. Ребята, так как мы сегодня работаем в группах, поэтому предлагаю разделиться на группы следующим образом: подойдите к столу, выберите карточку с номером, распределитесь по группам в соответствии с номером.
Готовы? Итак, в каждой группе должно получиться по 4 человека. Карточки уберите, к ним мы вернёмся позже. Приветствуем группу № 1,2,3,4.
|
4 картинки
Памятки ТБ
|
3 мин |
II. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд 1 (пауза, на слайде 1 появляются 3 картинки).
|
Заряд, молния, искра
Видеофрагмент |
4
|
Слайд 3 Поэтому мы приступаем к изучению нового, очень важного и достаточно сложного раздела физики, который называется «ЭЛЕКТРОДИНАМИКА» (появляется слайд ЭЛЕКТРОДИНАМИКА)
Слайд 4 Из каких двух слов оно образовано? (появляется ЭЛЕКТРОДИНАМИКА 2-х цветов). Что у вас ассоциируется со словом «электричество»? (выходят на слайде слова) А что значит слово «динамика»? (выходят на слайде слова) Раздел «Электродинамика» изучает электромагнитное взаимодействие заряженных частиц. (остаются только заряд и взаимодействие) |
Электродинамика Электрон, искра, молния, ток, заряд, электричество |
|
Но сегодня мы поговорим о неподвижных зарядах и о свойствах тел, на которых накоплен неподвижный статический заряд, которые изучаются в первом разделе электродинамики - электростатике. | Взаимодействие, движение, процесс, рост, развитие, изменение | |
Слайд 5 Тема нашей встречи зашифрована на слайде. (слайд с ребусом)
Скажите, о чём сегодня пойдёт речь? Слайд 6 Тема нашей встречи "ПРИРОДА электризации тел" Запишите тему в рабочие листы. (тема урока остаётся на экране) |
ПРИРОДА электризации тел |
|
III. Целеполагание. Обратите внимание на доску. Перед вами визуальный органайзер, который поможет спланировать наши действия на уроке. Органайзер состоит из таких разделов: |
Электрический заряд
|
3 мин |
ВСПОМНИМ. Что вы уже знаете об явлении электризации? (имеют представление об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании 2 видов электрических зарядов) |
Виды электрических зарядов: положительный отрицательный заряд
Электрическое поле |
|
ВАЖНОСТЬ. Как вы думаете, чем важна данная тема? Где мы встречаемся с данным явлением? (молния, природа, техника или электризацию широко используют в медицине. На ее основе создают электроаэрозоли, которые используют для лечения заболеваний органов дыхания) |
Применение
Наблюдение Влияние |
|
МНЕНИЕ. Какие шаги предпримем, чтобы узнать новое об электризации? (говорят о задачах на данный урок: провести опыт, изучить теоретический материал, решить задачи) |
Опыты
|
|
ЗАГАДКИ. Узнаем, какие тайны, загадки связаны с данным явлением. |
Факты
Открытия Тайны |
|
IV. Актуализация знаний по теме «Природа электризации тел»
Первый шаг в изучении явления электризации, в этом нам помогут лабораторные опыты. В каждой группе есть набор оборудования и инструкция по выполнению лабораторного опыта. Вам необходимо провести опыт, сделать вывод по взаимодействию тел. По окончании работы, на которую отводится 3 минуты, спикеры представят результаты, а остальные участники группы будут демонстрировать опыт. В РЛ необходимо вписать выводы по всем четырем опытам. |
Цель: подготовить базовые знания по теме |
3 мин
+ 5 мин = 8 мин
|
Слайд 7 Опыт № 1
В РЛ: Электризация происходит через влияние и соприкосновение.
|
Запись вывода в рабочих листах каждого опыта | |
Слайд 8 Опыт № 2
Вывод: Так как баночка металлическая (известно, что металлы хорошие проводники), то у них есть свободные электроны, при взаимодействии со стеклянной палочкой свободные электроны перераспределяются на ту сторону банки, со стороны которой находится заряженная палочка. Поэтому банка начинает двигаться, притягиваясь к палочке. Ребята, скажите, как заряжена палочка? Итак, мы с вами вспомнили 2 вида электрического заряда. Какие виды зарядов вы знаете? А вы знаете, что пока ученые не договорились считать один заряд положительным, а другой отрицательным, их называли стеклянным и эбонитовым. Знали? РЛ: существуют два вида зарядов: положительный и отрицательный |
Влияние
Соприкосновение |
|
Слайд 9 Опыт № 3
Слайд 10 Опыт № 4
|
||
V. Открытие нового знания
|
Электрическое поле |
|
VI. Рефлексия учебной деятельности
ЗАГАДКИ: Слайд 18 огни святого Эльма.
|
|
|
Рассмотрим, что происходит с телами при электризации.
Слайд 13 Представьте себе два одинаковых металлических шара, а мы с вами знаем, что метал является хорошим проводником. Один из них заряжен отрицательно, а другой не заряжен. Внешне они выглядят одинаково.
Слайд 13 Но что есть в первом шаре, чего нет во втором? (ответ: отрицательный заряд)
Слайд 14Известно, что все тела состоят из атомов. А из каких элементов состоит атом? (ответ: положительно заряженные протоны, отрицательно заряженные электроны и нейтроны) Слайд 14
Будем называть их элементарными зарядами, т.е. неделимыми с самым минимальным возможным зарядом в природе. В атоме количество протонов равняется числу электронов и получается, что они компенсируют друг друга и в целом атом нейтрален. Именно из таких атомов состоит заряженный шар.
Слайд 15 В шаре, заряженном отрицательно, электронов больше чем протонов. Тогда при прикосновении заряд будет перетекать с одного заряженного тела на другое незаряженное.
Слайд 16 Величина элементарного заряда уже давным-давно известна 1,6 * 10-19 Кл.
Протон 1,6 * 10-19 Кл, а электрон -1,6 * 10-19 Кл соответственно.
Слайд 17 Так почему при рукопожатии может возникнуть искра? (Что касается искры при рукопожатии, то они возникают из-за того, что, хотя бы один человек заряжен. Он может наэлектризоваться, например, при хождении по шерстяному ковру при трении подошвами по нему. И если другой человек не заряжен, то при прикосновении заряд будет перетекать с одного человека на другого. Иногда это перетекание бывает настолько интенсивным, что может происходить даже по воздуху. В таком случае и появляется искра.)
А какие еще способы электризации тел вы знаете? (ответ: соприкосновение, влияние, под действием света (фотоэффект))
Слайд 18 Представьте себе шар, к которому подносят положительно заряженную палочку. Слайд 18 Разноименные заряды притягиваются. Поэтому электроны, которые были в шаре, притянутся к положительно заряженной палочке и скопятся в той части шара которая ближе к ней. Соответственно с другой стороны будет положительный заряд.
Слайд 19 Слайд. Закон сохранения электрического заряда.
(опыт с 2-мя электрометрами)
Вывод: при прикосновении «перемычки» к 2м электрометрам, имеющим разные заряды, заряд и в первом, и во втором электрометре, станет одинаковым.
Слайд 19 (на экране появляется закон сохранения электрического заряда. Формулировка + формула)
Слайд 20 (Задача на закон сохранения)