Роль дыхательных упражнений в формировании звукопроизношения

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Логопедия


Дыхательные упражнения играют важную роль в формировании звукопроизношения. Результат по автоматизации звуков будет намного лучше, если дыхательные упражнения проводятся не только в кабинете с логопедом, но и с родителями дома.

Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений дома:

  • упражнения лучше всего проводить до приема пищи (если после еды, то нужно подождать 1,5-2 часа);
  • комната должна быть проветрена;
  • занятия не должны быть слишком долгими - для достижения результата хватает 3-5 минут (но упражнения нужно проводить каждый день);
  • вдох - через нос, выдох - длинный и плавный;
  • кратковременность одного упражнения (от 30 секунд до 1,5 минут;
  • дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутьё проводится не более 5 раз за 1 приём, в течение нескольких секунд;
  • нельзя надувать щёки;
  • выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля;
  • на начальных этапах можно использовать зеркало для зрительного контроля;
  • контроль за выдыхаемой струёй воздуха, осуществляется с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться;
  • упражнения могут выполняться под счёт.

Ошибки детей при выполнении дыхательных упражнений:

  • Неправильная осанка;
  • Выпячивание грудной клетки вперед и вверх или втягивание живота на вдохе;
  • Слишком большой шумный вдох;
  • Укороченные частые выдохи;
  • Сильное напряжение лицевых мышц;
  • Надувание щек.

Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык.

Выделяют три направления по формированию воздушной струи:

I. Дутьё при сомкнутых губах (для укрепления мышц щек):

рис.1

а) «Толстяк» (рис.1) Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.

б) «Перекатывание шаров» - щеки надуваются поочередно.

рис.2

в) «Худенький» (рис.2) Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.

II. Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой (напряжение круговой мышцы рта):

  • Не надувая щёк, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие посередине круглое «окошечко».
  • Сдувать с поднесённой ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку, перышко и т.п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе.
  • Дутьё на парусник, салфетку, лист, флюгер и т.п.

«Листопад» (рис.3) Вырезаем из цветной бумаги листья (если на дворе осень, то можно собрать на улице). Устраиваем своеобразный листопад, сдувая вместе с ребенком листья со стола.

рис.3

  • Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.
  • Задувание свечи - глубокий вдох носом и сильный выдох ртом.
  • Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.
  • Дутьё с использованием вертушки, свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.
  • Сильно дуть на воду или в соломинку в стакане до образования брызг.

«Буря в стакане». Упражнение можно проводить как с чистой водой, так и с мыльной водой. В стакан опускаем соломинку и начинаем дуть в нее - чем сильнее и дольше ребенок дует в нее, тем выше получается пенная шапка. Очень полезное упражнение, потому что соблюдаются два основных условия правильного дыхания, т.е. вдох через нос, а через рот долгий выдох.

  • Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочерёдно дуть на лёгкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.

«Кораблики» (рис.4) В тазик с водой запускаются бумажные кораблики. Нужно продемонстрировать ребенку, что ими можно двигать выдыхаемой струей воздуха. Можно посоревноваться с ним, кто задует корабль дальше. Одно условие - «двигать» корабль нужно на одном выдохе.

рис.4

  • Можно натянуть горизонтально нитку и к вертикально висящим на ней ниткам привязать лёгких бумажных птичек.
  • Дутьё с катанием по желобку лёгких деревянных или целлулоидных шариков.

III. Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы:

  • «Пропеллер». Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребёнок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.
  • Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Ребёнку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.
  • Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. «Пошлёпать» язык губами, произнося на выдохе слоги «пя - пя- пя».
  • Дутьё на язык.
  • Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку»- положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.
  • Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
  • Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Почувствуй, как подую я!» Можно использовать зеркало, чтобы ребёнок видел положение своего языка.
  • Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свёрнуты так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.