Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительного образа букв и для дифференциации близких по начертанию букв. Однако у многих детей к началу школьного обучения остаются эти функции недостаточно сформированными, что приводит к затруднению усвоения школьниками визуального и графического образа буквы, усложнению начального этапа обучения письму и чтению.
Таким образов, с увеличением числа детей с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений возникает потребность к более тщательному выстраиванию работы над формированием и закреплением графического образа букв в период обучения грамоте.
Если своевременно не проводить работу, то в процессе овладения письмом в начальной школе у школьников отмечают различные по механизму и типу допускаемые специфичные ошибки. Они могут встречаться как независимо друг от друга, так и сочетаться между собой или с другими:
- неправильное начертание изолированной буквы (литеральная дисграфия);
- замены и смешение оптически сходных букв в составе слова (вербальная дисграфия);
- «отражённое» (повернутое в противоположную строну) изображение букв (зеркальное письмо);
- искажение моторной схемы буквы (кинетическая дисграфия).
Обучаясь письму, ребенок должен запомнить не 33 буквы, которые есть в алфавите, а больше, так как некоторые из них имеют два различных начертания заглавной и строчной букв. К тому же ему необходимо научиться соотносить печатные буквы, которые он уже знает с их письменным написанием и умением изобразить их.
Младшие школьники хорошо ориентируются в письменном алфавите, если имеется образ, на который можно ориентироваться. Дети достаточно быстро находят искомую букву, но если такой подсказки нет, то процесс воспоминания письменной буквы может продолжаться достаточно долго, что подтверждает несформированность графического образа буквы и невозможность соотнесения буквы с ее наименованием.
Ошибки на письме у младших школьников могут носить стойкий, системный характер и их не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Лишь при правильно выстроенной работе над формированием и закреплением графического образа букв в период обучения грамоте ошибки исчезают или их количество заметно сокращается.
У учителей начальных классов, реализующих АООП, возникает потребность в подборе методического материала по данному направлению работы. Это и стало главной причиной для разработки систематизированного практического материала с учетом содержания учебника для общеобразовательных организаций, реализующих АООП. Данный материал используется в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Использование в работе данных пособий позволит учителю в течение года провести эффективную коррекционную работу и поможет отследить динамику состояния письменной речи ребенка. У детей формируются прочные представления об образе письменных букв, что помогает им легко различать близкие по написанию буквы и успешно овладевать навыками письма. Включение в ход урока выполнение упражнений направленных на устойчивое формирование графического образа письменных букв, является хорошим способом профилактики оптической дисграфии.
1. Блокнот "В поисках буквы"
Цель:
- формирование и закрепление стабильного графического образа букв;
- формирование и закрепление знаний о правильном написании букв;
- формирование и закрепление способности к различению оптически сходных букв.
Ход: перед ребёнком ставится задача найти и обвести (подчеркнуть, закрыть фишками) только правильно написанные буквы.
2. Альбом "Игры с буквами"
Цель:
- формировать умение запоминать образы букв;
- развитие умения соотносить графическое и каллиграфическое написание букв.
Ход: перед ребёнком ставится задача назвать все печатные буквы и соотнести (соединить, закрыть одинаковыми фишками) их с письменными.
3. Тренажёр "Крутим-вертим-подбираем"
Цель:
- развитие навыка графического запоминания букв;
- формирование и закрепление устойчивого образа букв разных шрифтов;
- развитие умения соотносить графическое и каллиграфическое написание букв.
Ход: перед ребёнком ставится задача, прокручивая диски, соотнести буквы графического и каллиграфического написания.
4. Карточки "Буквы-перевёртыши"
Цель:
- развитие внимания;
- формирование и закрепление знаний о правильном написании букв;
- развитие пространственно-ориентировочных представлений о букве.
Ход: перед ребёнком ставится задача, найти правильно написанные буквы и зачеркнуть буквы, которые написаны зеркально.
Работу по запоминанию букв можно сделать интересной и увлекательной для детей, если применять подобранные упражнения.