Дополнительные ресурсы и инструменты при изучении иностранных языков (немецкого) на уровне основного общего образования в условиях дистанционного обучения.

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


В современном мире информационные технологии занимают очень значимое место. На примере образования рассмотрим использование информационных технологий как дополнительного ресурса получения знаний, отработки навыков и умений. Что же такое дистанционное обучение?

Понятие «дистанционное обучение» - определяют как «взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [2]. С появлением дистанционного образования появилась необходимость использования дистанционных технологий. Что же входит в понятие «дистанционные технологии»?

Дистанционные технологии - это образовательные технологии, которые реализуются в основе своей с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога.

Как и любая форма обучения, дистанционное имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим положительные стороны дистанционного обучения:

  • гибкость;
  • модульность;
  • параллельность;
  • дальнодействие;
  • асинхронность;
  • охват («массовость»);
  • рентабельность;
  • новая роль преподавателя (в системе дистанционного образования - тьютора);
  • новые информационные технологии.

Как же осуществляется процесс дистанционного обучения? Педагог осуществляет обучение в три этапа: в дистанционной форме происходит организация учебной деятельности (решаются методические и организационные вопросы), далее следует практическая часть: готовится содержание учебного курса, подбирается теоретический и практический материал, выбираются технологии реализации обучения, педагог продумывает способы контроля и проверки знаний обучающихся и, наконец, реализация самого обучения.

Обучающийся, приступая к заданиям, изучает теоретический материал, затем выполняет сами задания (контрольные работы, тесты). Теоретические знания усваиваются легче после просмотра видео материалов, пояснений педагога, а формирование практического опыта (отработки и закрепления) происходит в процессе работы с интерактивными заданиями с использованием различных онлайн - сервисов и образовательных платформ.

Рассмотрим формы организации учебной деятельности в процессе дистанционного образования:

  • представление учебного материала;
  • построение заданий на закрепление (упражнений);
  • наличие «электронных тренажеров» (упражнения по уровню знаний обучающегося, подсказками и повторениями);
  • групповая работа в дистанционной учебной среде;
  • индивидуальная работа под руководством педагога-тьютора посредством электронной почты или в реальном времени;
  • выполнение индивидуальных учебных проектов и исследовательских работ;
  • измерение уровня успешности обучающегося на основе объективно наблюдаемых индикаторов.

Какие же существуют онлайн-сервисы для успешной работы педагога в процессе дистанционного образования?

Чат-занятия - проводится с использованием диалога. Они проводятся одновременно, все обучающиеся имеют одновременный доступ к чату.

Веб-занятия - дистанционные уроки, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы, проводимых с помощью средств Интернета.

Видеоконференции - дают возможность организации сеансов видеосвязи, одной из которых является телеприсутствие на двух или более площадках. Связь организуется в форме видео и аудио общения между группами обучаемых, которые находятся в разных городах и даже странах.

Мультимедиа - объединяют информационные технологии, сочетающие различные средства передачи информации: текст, звук, рисунки, фотографии, видео, анимацию. Популярными мультимедийными средствами являются анимация и видео.

Веб-сервисы - это программное обеспечение, предоставляющее доступ к данным и программам в распределённой среде. Значительно облегчает решение сложных задач для пользователей за счёт автоматического объединения материалов по их описанию.

В последнее время ввиду дистанционного обучения большую популярность приобрела такая технология, как Zoom. Посредством данной технологии можно проводить групповой урок, есть возможность использовать экран компьютера для демонстрации файлов, учитель использует дидактические материалы, иллюстрации, карты, видео- и аудиофайлы, выделяет цветом, шрифтом, то есть при применении специальных технологий стираются различия между обучением в очной и дистанционной форме. Преимуществом данной технологии является конечно и то, что ученики в процессе обучения (в процессе урока) могут задать вопрос учителю или остановится на непонятных моментах. При желании можно записать видео и просмотреть материал еще раз.

В следствие того, что дистанционное образование носит интерактивный характер, мы говорим об индивидуализации обучения. Но, имея ряд преимуществ, дистанционное обучение имеет также и недостатки:

  • Отсутствие прямого контакта между обучающимся и педагогом.
  • Наличие хорошего интернета и наличие компьютера.
  • Недостаток общения со сверстниками.

Не смотря на существенные минусы, в некоторых случаях дистанционное обучение бывает полезно и даже необходимо.

  • При работе с детьми с особыми образовательными потребностями и часто болеющими детьми.
  • При выполнении проектных и исследовательских работ, сопровождение обучающихся, поиск необходимой информации, работа с электронными библиотечными ресурсами.
  • При работе с одаренными детьми (педагог может дать индивидуальное дополнительное задание)
  • При подготовке выпускников к ОГЭ, ЕГЭ.

В своей работе используем различные дистанционные технологии и ресурсы как для подготовки к урокам, так и для работы на уроке, проверке знаний, закрепления материала.

Представляю некоторые из ресурсов и технологий, которые мы используем в своей работе.

  • Образовательная платформа ВЗНАНИЯ.РУ. Данный образовательный ресурс даёт возможность обучающим закрепить изученную лексику посредством интерактивных заданий.
  • Цифровые образовательные ресурсы ЯКЛАСС.РУ, videouroki.net, edu.skysmart.ru позволяют не только использовать имеющиеся задания, но и создавать свои. Все задания распределены по темам и разделам. Даётся подробное пояснение грамматических правил. Учитель имеет возможность отслеживать процесс, управлять количеством попыток и временем, отводимым на выполнение того или иного упражнения.
  • Различные каналы на YouTube и сайты для изучающих немецкий язык, которые можно использовать как в качестве интерактивной составляющей, так и в качестве ресурса для подготовки к урокам.
  • Немецкий язык из Германии www.RUS-DE.com - веб-сайт, авторская система упорядоченных уроков не только для начинающих, но и для продвинутого уровня. Обучение учащихся новым словам и грамматическим правилам от носителя языка, а также популяризации немецкого языка в русскоязычном обществе.
    • Deutsch fur euch - видеоуроки на английском.
    • StartLingua - канал репортажей и упражнений.
    • Deutsch.info
    • Deutsch Online
    • englishonlinefree.ru - сайт 5иностранных языков с нуля, все подходящие материалы по грамматике, чтению, видео и книги.
    • deutsch-welt.info
    • EasyGerman - сайт, где немцы сами рассказывают, как произносить те или иные звуки. или узнать род существительных.
    • LearnGerman with Herr Antrim - все тонкости немецкой грамматики за 3 минуты.

В заключение хотим отметить, что не смотря на наличие существенных недостатков в дистанционном обучении, является полезным использовать дистанционные технологии как дополнительный ресурс получения знаний. Педагог в своей работе должен пользоваться дистанционными технологиями для мотивации обучающихся. Хотим отметить, что дистанционное обучение дает широкий спектр возможностей для отработки языковых навыков, как в письменной, так и устной речи.

Литература

  1. Закон «ОБ образовании» РФ № 3266-1. Ст. 32.
  2. http://ru.wikipedia.org (дата обращения. 25.12.11).
  3. Проблемы информатизации высшей школы/ Гос. НИИ системной интеграции. Вып 3. - М., 1995.