Проект по техническому конструированию на тему «Создание макета мини-пекарни «ТехноПекарушка»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Информационная карта проекта

Полное название проекта: «Создание макета минипекарни «ТехноПекарушка».

Руководители проекта: Морозова Ольга Юрьевна, Фомина Анна Анатольевна воспитатели СП «Детский сад «Журавушка» ГБОУ СОШ №1 г. Похвистнево Самарской области

Участники проекта: дети старшей группы (6 лет), родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Сроки проведения: 1 месяц

Количество участников проекта: 14 человек (6 детей, 6 родителей, 2 воспитателя)

Форма проведения: подгрупповая.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Ребенок - прирожденный изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в дошкольном возрасте, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать, исследовать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Актуальность проекта в том, что наряду с исследовательскими образовательными задачами в ходе реализации проекта у дошкольников формируются инженерно-технические представления, развивается техническое творчество, которое так актуально в наше время.

Новизна проекта заключается в том, что не только педагог работает над образовательными задачами, но происходит преемственность межу детским садом и семьёй, и уже совместно с родителями дома в ходе исследовательской деятельности, дети узнаю о ценности хлеба, о том, как он производится, какое оборудование при этом используется.

Цель детская: Хотим узнать, как в пекарне булочки получаются разные, и от чего это зависит?

Продукт деятельности: макет хлебопекарни «ТехноПекарушка».

Цель педагогическая:

  • Развитие начальных предпосылок исследовательской и поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, способности добывать информацию с помощью взрослых и пользоваться ею через практическую деятельность.
  • Познакомить детей с этапами и оборудование по производству хлебобулочных изделий.

Задачи проекта:

  • В ходе реализации проекта создать оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально - личностного, творческого развития.
  • Формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности в целостном образовательном процессе.
  • Расширить кругозор дошкольников.
  • Развивать мыслительные способности детей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление взаимосвязей, а также техническое творчество в процессе создания макета хлебопекарни.
  • Создать условия для развития конструктивных творческих способностей через конструирование специального оборудования, способствовать совершенствованию конструктивных способностей посредством программирования моделей, приведение их в движение, обогащению и активизации конструктивного опыта детей.
  • Поощрять самостоятельность, инициативность, упорство при достижении цели, организованность, умение работать в коллективе, в паре, воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам труда.

Ожидаемые результаты:

  • В ходе реализации проекта у дошкольников расширятся представления о производстве хлебобулочных изделий и механизмах, которые применяются для производства разнообразной хлебобулочной продукции.
  • Обогатится словарный запас, разовьется связная речь, дошкольники приобретут уверенность в собственных силах.
  • У детей обогатится опыт создания разнообразных механизмов из различных конструкторов, будет реализовано задуманное, создан макет хлебопекарни «ТехноПекарушка».
  • Родители вовлечены в образовательный процесс дошкольной организации, укреплена их заинтересованность в сотрудничестве, организованы совместные экскурсии в пекарню-кулинарию «Штрудель», кафе «Березка», магазин «Зернышко».
  • Повыситься мотивация детей к совместной деятельности, что будет способствовать более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов у дошкольников.
  • создание макета хлебопекарни из различных видов конструктора, позволит каждому ребенку научиться презентовать свою работу, рассказать о ней и ее значении сверстникам.

Реализация проекта

На первом этапе реализации проекта была обозначена проблемная ситуация, которая заключалась в том, что во время посещения пекарни «Штрудель» Арсений С. Обратил внимание на то, что булочки разной формы. Он рассказал об этом на занятии по теме «Продукты» и спросил: «Почему булочки получаются разными?» Дети заинтересовались этим вопросом, стали обсуждать, высказывать свои предположения. После просмотра мультфильма «Царевна лягушка» дети восхищались, какой красивый и нарядный каравай похожий на солнце испекла Василиса Премудрая. Дошкольники заинтересовались темой. Они захотели узнать почему булочки получаются разной формы? Что нужно сделать, чтобы испечь разные булочки, как придать тесту разную форму? От чего зависит форма изделия? Какое оборудование есть в пекарнях? И решили это выяснить. Так определилась тема проекта.

Исходя из интересов детей, мы предложили детям совместно с родителями в ходе проектной деятельности узнать, исследовать и ответить на вопрос «Почему булочки получаются разные?»

Была применена модель трех вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что надо сделать, чтобы узнать?

Вместе с детьми был разработан план действий, намечен продукт детской деятельности: макет хлебопекарни в объекте (хлебнице) из разных видов конструктора, модули: «конвеерная лента», «печь для выпекания», «мини-робот и упаковочный станок», где самую тяжелую работу будут делать минироботы. Семьям предлагалось не только построить продукты деятельности, но и составить рассказы о своем модуле.

На втором исследовательском этапе в ходе исследовательской деятельности, бесед, занятий дети познакомились с историей производства хлебобулочных изделий. Совместно с воспитателями и родителями читали книги, смотрели в интернете и в энциклопедии и выяснили, что, оказывается, раньше тесто замешивали руками и пекли каравай в русской печи, а сейчас тесто замешивается в специальных ёмкостях с помощью тестомесилки. Дома с мамами и папами смотрели мультфильмы: «Солнечный каравай», «Три калача и одна баранка», «Чудо мельница», «Золотые колосья», в результате расширились представления о производстве хлебо-булочных изделий и приспособлениях и механизмах, которые используются для и производства.

С родителями ходили на экскурсию в пекарню-кулинарию «Штрудель», кафе «Березка», магазин «Горячий лаваш», где рассматривали оборудование и готовую продукцию: багет, хлеб, пироги, пиццу, курники.

В ходе виртуальной экскурсии на хлебозавод, дети узнали, что тесто замешивается в тестомесильной машине, затем готовое тесто подаётся в механизм, который называется «тестоспуск», а затем идет в тестоделитель, где специальные ножи отрезают кусочки теста и оно попадает на конвейер. По конвейеру тесто отправляется на «тестоокруглитель», где ему придают округлую форму. Из него пекут круглые булочки, например, «Весенняя» булочка. Если нужно сделать батон, то тесто по транспортеру едет через специальную формовку, которая придает тесту длинную форму, а если багетт, то ещё длиннее. Затем тесто поступает в шкаф предварительной расстойки. Там тепло и тесто поднимается. Это делается для того, чтобы хлебобулочные изделия были пышными и мягкими. Затем по транспортёру булочки едут в печь, и пока они находятся на транспортере, над ними проезжает специальный механизм, на котором закреплены острые ножи, он делает надрезы на тесте и получаются батоны. Если выпекают бублики, то специальные круглые ножи вырезают из теста колечки, а чтобы получить красивую форму цветка или пирамидки, тесто выдавливают через специальные резные насадки, так получаются например пирожные «Эклер». Выпеченные изделия отправляются на упаковочную установку, а затем в магазин. Во время виртуальной экскурсии у детей обогатился опыт восприятия многообразии продукции, расширился словарный запас детей. После просмотра дети отвечали на вопросы, рассказывали о том, что увидели, называли механизмы, которые используются на хлебозаводах, в пекарнях.

На третьем практическом этапе проходила непосредственная работа над созданием продуктов проекта - макета мини-пекарни «ТехноПекарушка». Родители поддержали идею проекта. Для осуществления задуманного мы с детьми решили использовать разные наборы конструкторов: «Техник», «LEGO Wedo 2.0», «Веселые шестеренки». После знакомства с деталями конструкторов с большим удовольствием дети и родители приступили к строительству модулей. На данном этапе работы дети нарисовали схематические рисунки установок: конвеерная лента, печь для выпекания и миниробот-упаковочный станок, проявили познавательную активность, описали структуру, состав и назначение модулей проекта:

1. «Конвеерная лента»

Она стоит на пяти пластинах соединенных штифтами, шкивы и валы ленты установлены на кубиках. На уголках и планках закреплены механизмы для смешивания сухих компонентов, «миксер» для замеса теста и «механическая рука» для формовки теста. Подвижность всего обеспечивается моторчиком при помощи червячной передачи, ремней, малого и большого зубчатых колёс, валов.

Назначение: смешивание сухих компонентов, замес теста и формовка теста.

2. «Печь для выпекания»

Состоит из деталей с креплениями в виде пазл, шестеренок, главного блока (двигателя), который работает от батареек. С помощью зубчатых колес, сконструировали вентилятор и дополнили подсветкой.

Назначение: выпекать хлебобулочные изделия.

3. «Мини-робот и Упаковочный станок»

Его корпус состоит из двух больших пластин, длинных планок, кирпичиков, «смартхаб» с мотором. К мотору подсоединен блок зубчатых колес, соединенных приводами, с помощью которых миниробот выполняет движения. Специальная программа установлена на планшете, с её помощью можно управлять механизмом.

Назначение: упаковывает в защитную оболочку каравай.

Детям пришла отличная идея разместить свою постройку в хлебнице. Для этого родителями была приобретена пластмассовая хлебница. Вместе с родителями дети наклеили снаружи картинки продуктов для изготовления хлебобулочных изделий, полочки и арочные окна, сделали отверстия для проводов, из фоамирана с глиттером вырезали колосья и каравай и наклеили название для макета.

На заключительном этапеособое внимание было уделено формированию у дошкольников способности презентовать результат своей деятельности. Все участники проекта получили удовлетворение от совместной творчески-технической работы. Было решено привлечь родителей к презентации и провести ее для детей из других групп и для их родителей, а также разместить информацию на страничке детсада.

Схема реализации проекта