Пояснительная записка
Патриотизм - одна из главных черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Стратегия развития воспитания до 2025 года ориентирована на формирование и принятие личностью юного гражданина России ценностей патриотизма.
Патриотическое воспитание школьников невозможно без погружения в обстановку событий героического прошлого страны. Одной из наиболее доступных форм работы со школьниками является литературно-музыкальная композиция.
Материалы для проведения литературно-музыкальной композиции подобраны таким образом, чтобы воспитать у подрастающего поколения чувство уважения к событиям Великой Отечественной войны, чувство благодарности и гордости ко всем, кто пережил это тяжелое для страны время, чтобы заинтересовать обучающихся историей Великой Отечественной войны, а также познакомить ребят с творчеством поэта Анатолия Молчанова, жителя блокадного Ленинграда, жителя нашего города, чье имя в апреле 2014 года было занесено в Золотую книгу Санкт-Петербурга.
Актуальность данной работы заключается в её правдивости, в действительном отображении фактов с помощью поэтической литературы, созданной непосредственным участником исторических событий.
Использование такой формы работы будет способствовать патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения.
Литературно-музыкальная композиция рассчитана на исполнение обучающимися средней школы (5-11-е классы) и является заключительным этапом мероприятий «Недели памяти», посвященной Дню полного освобождения Ленинграда от блокады.
Подготовительными этапами могут быть: знакомство с видео и фотоматериалами о блокаде, киноурок, посвященный историческим событиям и жителям блокадного Ленинграда, например, документальный короткометражный фильм «Дети блокадного Ленинграда», экскурсии в музеи, к памятникам и мемориалам, связанным с блокадой Ленинграда, классный час, посвященный творчеству Анатолия Мартынова и т.д.
Проведение мероприятия следует приурочить к 27 января - Дню полного освобождения Ленинграда от блокады.
Рефлексия
После выступления с литературно-музыкальной композицией важно провести анализ проведения мероприятия с творческой группой участников.
Примерные вопросы для анализа:
- С какими сложностями столкнулись при подготовке фрагментов композиции?
- Какие чувства возникали при работе по сбору материала?
- Удалось ли воплотить режиссерский замысел?
- Как зрители реагировали на происходящее?
- Важно ли сегодня вспоминать события тех лет? Почему?
Состав детей, принимающих участие в подготовке мероприятия намного больше, чем количество исполнителей композиции. Практически, весь класс задействован во время подготовки дела, поскольку каждый занимается подготовкой своего фрагмента, разработкой сценария, режиссурой, подборкой музыкального сопровождения, созданием презентации.
Сценарий мероприятия может быть использован в воспитательно-образовательном процессе классными руководителями, педагогами-организаторами ОДОД.
Сценарий литературно-музыкальной композиции на стихи А.Молчанова, посвященной Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
«… Все дальше от нас блокада, всё больше в блокаде мы…»
Цель. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи.
Образовательные:
- расширить знания о Великой Отечественной войне, о подвиге жителей Ленинграда и воинов, защищавших город.
Развивающие:
- развивать у обучающихся интерес к историческому прошлому нашей страны;
- развивать творческие способности обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать чувства благодарности и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы;
- способствовать формированию чувства уважения к людям, пережившим блокаду,
- старшему поколению, к истории и культуре своей страны.
Оформление: зал украшен плакатами, фотографиями военных лет, рисунками учеников.
Оборудование: компьютер, экран для демонстрации презентации, колонки, микрофоны.
Выступление творческой группы обучающихся 5-11 классов перед ветеранами, учениками гимназии, их родителями, учителями.
Ход мероприятия
Звучит мелодия песни «Ведь мы же с тобой ленинградцы"(муз. В.Плешака).
На экране - портрет поэта Анатоля Молчанова.
Вступительное слово педагога: Уважаемые ветераны и педагоги, дорогие ребята!
Сегодня вы услышите замечательные стихи ленинградского поэта Анатолия Молчанова. Мы не случайно называем его «ленинградским»: для Анатолия Владимировича это слово было свято, и город на Неве для него всегда был и оставался только Ленинградом. Не будет преувеличением сказать, что Анатолий Молчанов был поэтическим голосом жителей блокадного Ленинграда, настоящим набатом блокадного времени. Поэт неустанно призывал к сохранению памяти о тех годах. Он часто выступал в школах, рассказывал о своем блокадном детстве, читал стихи, а еще он рассказывал народные и литературные сказки, в том числе и собственного сочинения. Были в его багаже и подлинные сказки времен Великой Отечественной войны - уникальный и до сих пор малоизвестный жанр литературы того времени.
Анатолия Владимировича уже несколько лет нет с нами, но он навсегда останется для нас удивительным человеком, который был настоящим образцом ленинградского чувства достоинства, порядочности, уважения и всего того, что вкладывалось когда-то в почти ушедшее из нашей жизни понятие «интеллигентность». И пусть памятью о творчестве замечательного поэта Анатолия Молчанова будет сегодняшнее выступление наших учеников.
Мелодия песни «Ведь мы же с тобой ленинградцы" (муз. В.Плешака) звучит громче.
Слайд 3.
На сцену выходят два ученика - участника литературно-музыкальной композиции.
Ученик 1.
Нам наше прошлое свято и дорого -
Гордость победами, горечь утрат.
Вечная память ЗАЩИТНИКАМ города!
Вечная слава СПАСИТЕЛЯМ города!
Вечная слава тебе, ЛЕНИНГРАД!
Ученик 2.
Исполняет песню «Все дальше уходит блокада» на стихи А.Молчанова (мелодия собственного сочинения)
Всё дальше уходит блокада
В историю, бронзу, гранит.
Всё глуше её канонада
В сердцах ветеранов звучит.Всё меньше блокадников с нами,
Всё больше - в родимой земле.
Уходит живая память
Легендою ставших лет.Уходит, как в бой с парада,
Светя как маяк из тьмы.
Все дальше от нас блокада, /
Все больше в блокаде мы. / 2 раза
Слайд 4.
Ученик 3.
Сорок первый, сентябрь, восьмое число.
В этот день нас блокады огнём обожгло.
Мы не знали ещё, что сомкнулось кольцо
И что смерть нам уже заглянула в лицо.
Что в огне на Бадаевских не рафинад,
Не мука, а блокадников жизни горят.
Мы в тот день не могли даже предположить,
Как нам долго терпеть и как мало нам жить.
Ну а если б и знали, какой нас ждёт ад,
Всё равно бы не сдали врагу Ленинград!
Слайд 5.
(Мелодекламация. Звучит мелодия песни «На всю оставшуюся жизнь» музыка: В.Баснера)
Ученик 4.
У всех, кто в блокаду выжил,
Был добрый ангел-хранитель,
Не с кущ небесных, а ближе -
Земной ленинградский житель.Под тёмным блокадным небом
Он горя не сторонился,
Делился теплом и хлебом
И жизнью своей делился.Он был молодым и старым,
Знакомым и незнакомым,
И он помогал задаром -
По братским блокадным законам.Он был то девчонкой тонкой -
В чём только держалась сила?
Но сколько же та девчонка
Дистрофиков воскресила?Он к нам в трудный час являлся
Жильцом соседней квартиры,
Бойцом надо мной склонялся,
Матросом с крейсера «Киров» …Но чаще был ангел мамой, Святой
ленинградской МАМОЙ, Свой
хлеб отдающей МАМОЙ,
Бессмертной блокадной МАМОЙ!О, женщины дней блокады!
Достойной вас нет награды.
Вам каждой - простой, сердечной,
Воздвигнуть памятник надо
И надпись высечь навечно:
ВЫ ЖИЗНЬ СБЕРЕГЛИ В ЛЕНИНГРАДЕ!
Слайд 6.
Ученик 5.
«Дорога жизни»
И.Е.ГришановичуНа Невском в сугробах троллейбусы стынут.
Неделю дымится горящий Гостиный.
На некогда шумном проспекте пустынно,
Лишь изредка тихо проедет машина...А где-то на Ладоге, в белом просторе
От бомб и мороза взрываются льдины,
И воют моторы, и стонут моторы,
И тянут гружённые хлебом машины -В пургу и обстрелы, без сна и покоя,
За жизнь и борьбу Ленинграда в ответе.
И было на трассе движенье такое,
Как в мирное время на Невском проспекте.И если бывало, что сил не хватало
На трудном пути у бедняги мотора,
Ему помогало, машину толкало
Усталое, верное сердце шофёра.Металл не выдерживал этой нагрузки,
И лёд уставал, напряженье изведав.
Лишь люди смогли - по-советски, по-русски
Свершить невозможное ради победы.У арки, над Ладогой гордо взметённой,
Пред подвигом этим склоняются люди.
И город, Дорогою Жизни спасённый,
Героев её никогда не забудет.
Вокальная группа обучающихся исполняет «Песню о Ладоге», муз. Павла Краубнера и Льва Шенберга на стихи Петра Богданова.
Песня о Ладоге.
1.
Сквозь ветры, штормы, через все преграды
Ты, песнь о Ладоге, лети!
Дорога здесь пробита сквозь блокаду,
Другой дороги не найти.
Припев.
Эх, Ладога, родная Ладога! Метель
и штормы, грозная волна. Недаром
Ладога родная
«Дорогой жизни» названа.
2.
Пусть ветер Ладоги поведает народу,
Как летом баржу за баржой
Грузили мы и в зной, и в непогоду,
Забыв про отдых и покой.
Припев.
Эх, Ладога, родная Ладога! Метель
и штормы, грозная волна. Недаром
Ладога родная
«Дорогой жизни» названа.
3.
Зимой машины мчались вереницей,
И лёд на Ладоге трещал.
Возили хлеб для северной столицы,
И Ленинград нас радостно встречал.
Припев.
Эх, Ладога, родная Ладога! Метель
и штормы, грозная волна. Недаром
Ладога родная
«Дорогой жизни» названа.
Слайд 7
Ученик 6.
Гремят, швыряя смерть, «большие берты»,
А музы в Ленинграде не молчат:
Работает театр оперетты,
Симфонии и оперы звучат,И льются песни - что давно любимы
И новые, рожденные в кольце.
Они сейчас, как хлеб необходимы,
Они нужнее витамина С.А радио разносит их в эфире
Сквозь адские симфонии боев,
Чтоб знали все во всем огромном мире,
Что жив наш город, борется, поет.
Сольное исполнение танца «Катюша» (муз. Матвея Блантера) обучающейся гимназии.
Слайд 8.
Ученик 7.
Опять приходит в январе
Наш ленинградский День Победы.
Мы оставляем на дворе
Заботы, нынешние беды.И память вновь скликает нас -
Блокадных лет святое братство,
Чтоб ненадолго, хоть на час,
Нам возвратиться в Ленинград свой,Что был в блокаду защищён
Не только мужеством и кровью,
Терпеньем адским, но ещё
И добротою, и любовью.Собравшись, мы начнём листать
Блокадной памяти страницы,
И, может быть, (чего скрывать!)
Не раз придётся прослезиться.Припомнив то житьё-бытьё
Сквозь все блокадные напасти,
И горе страшное своё,
И нашего салюта счастье!И до порога вечной тьмы
Мы помнить это будем всюду.
Ведь если позабудем мы,
То внуки наши знать не будут.
Слайд 9.
Ученик 8.
Нет, эта медаль не из бронзы,
Она из сердец ленинградцев,
Не дрогнувших в выборе грозном -
Бороться с блокадой иль сдаться.Нет в мире металла и сплава
Надёжнее, твёрже, дороже -
Защитникам города слава
Вовеки померкнуть не сможет.Так пусть же сердца наших братьев,
Что жизни за город отдали.
Стучат в ленинградской медали,
И время бессильно прервать их!
Сольное исполнение песни «Медаль за оборону Ленинграда» (музыка Я.Дубравина, слова В.Суслова) обучающейся гимназии.
Медаль «За оборону Ленинграда»
1.
Время слово сказать о солдатской медали,
Ту медаль в сорок третьем на фронте вручали.
Поздравлял награждённых комбат,
И темнел за спиной Ленинград.
Припев.
Медаль за оборону Ленинграда -
Не просто наша память о войне.
Металл её откован в дни блокады
И закалён в невиданном огне.
2.
Может вам рассказать ветеран, вспоминая,
Как до линии фронта ходили трамваи,
Как стояли - ни шагу назад -
Ленинградцы за свой Ленинград.
Припев.
Медаль за оборону Ленинграда -
Не просто наша память о войне.
Металл её откован в дни блокады
И закалён в невиданном огне.
3.
Он не дрогнул в бою,
Бастион над Невою -
Он в едином строю
Был со всею страною.
Лютый холод и сотни тревог -
Всё он вынес и всё превозмог.
Припев.
Медаль за оборону Ленинграда -
Не просто наша память о войне.
Металл её откован в дни блокады
И закалён в невиданном огне.
4.
Тихо волны стучат о гранитные плиты,
Сколько б дней не промчалось, ничто не забыто.
Не забудет наш город-герой
Тот январский салют над Невой!
Припев.
Медаль за оборону Ленинграда -
Не просто наша память о войне.
Металл её откован в дни блокады
И закалён в невиданном огне.
Слайд 10.
Ученик 9.
Слава в веках ленинградцам-блокадникам,
Мир поразившим своею борьбой!
Слава всем вам, землякам и соратникам,
Русскую честь защитившим собой!Вашим терпением, стойкостью, мужеством
Вы превзошли всех героев легенд.
Жертвы блокадные с болью и ужасом
Мир будет помнить сквозь тысячи лет.Не помышляя о славе и вечности,
Вы вместе с городом в вечность вошли,
Дивным примером святой человечности
Той, что все муки убить не могли.Пусть же вас помнят не только по праздникам,
Не откупаются медью наград,
Честь и почет ленинградцам-блокадникам,
Вечная слава тебе, Ленинград!
Звучит мелодия песни «Город над вольной Невой», музыка В.Соловьёва-Седого.
(Все участники литературно-музыкальной композиции выходят на сцену, вручают цветы ветеранам, детям блокадного Ленинграда)
Литература
- Молчанов А., Мы из блокады. СПб., 2001;
- Морсова Н.Е., Блокады острые осколки - sukhomlin - LiveJournal;
- Энциклопедический словарь "Литераторы Санкт-Петербурга. XX век": Молчанов Анатолий Владимирович;
- Каталог песен военной тематики. https://notes.tarakanov.net/katalog/zhanri/pesni- voennoi-tematiki/#genres=58!page=1!str=
- Памяти поэта Анатолия Молчанова https://lenoblast.bezformata.com/listnews/pamyati-poeta-anatoliya- molchanova/416244/