Цель: способствовать формированию представлений о соцветиях, создать условия для формирования умений различать и сравнивать соцветия.
Задачи урока:
- образовательные:
- познакомить учащихся с соцветиями растений;
- рассмотреть их строение;
- показать их биологическое значение в жизни растений.
- развивающие:
- развитие умений выявлять приспособленность строения органов растения к выполняемым функциям;
- развитие умений работать с рисунками и гербарием, выявлять сходство и различие, анализировать, обобщать и делать выводы.
- воспитательные:
- воспитывать чувство бережного отношения к природе, умение видеть красоту природы.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы работы на уроке:
- По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
- По степени взаимодействия учителя и ученика: изложение, беседа, самостоятельная работа, групповая работа.
- По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, проектор.
Раздаточный материал: рабочие листы, информационные листы, правила работы в группе, гербарные образцы растений.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас всех на уроке и думаю, что этот день принесет нам радость общения друг с другом. Сегодня мы познакомимся с одним из очень интересных приспособлений в природе.
На определенных этапах урока вы будете работать в группах. Важную информацию по уроку будем записывать в тетрадях. Давайте вспомним правила работы в группах.
На столах лежат листочки с правилами.
Правила работы в группе
- Будь вежлив и сдержан.
- Уважай мнение других.
- Умей выслушать каждого.
- Не согласен - предлагай!
2. Актуализация знаний
Учитель: Наш урок я хотела бы начать с игры «Верю - не верю».
Определите, верны ли утверждения (если утверждение верное, то учащиеся хлопают в ладоши, если утверждение неправильное, то должна быть тишина.)
- Существует два способа размножения цветковых растений - семенное и вегетативное. (Да)
- Цветок - орган вегетативного размножения. (Нет, цветок - орган семенного размножения)
- Главные части цветка - корень и пестик. (Нет, главные части цветка - пестик и тычинки)
- Внутри завязи пестика имеется одна или несколько семяпочек. (Да)
- Из завязи пестика развивается семя. (Нет, из завязи пестика развивается плод, а семя развивается из семязачатка)
- На одном растении тыквы развиваются как пестичные, так и тычиночные цветки. (Да, это растение однодомное)
- Любой цветок имеет лепестки и чашелистики. (Нет, есть растения, у которых цветки не имеют околоцветника. Их называют голыми, например, цветки ясеня и ивы)
- Цветок тюльпана имеет простой околоцветник. (Да)
- Все растения имеют крупные цветки, расположенные поодиночке. (Нет)
Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд. Слайд 1.
В кроссворде 8 слов. Вы сидите группами. Задача каждой группы отгадать по 2 слова. Отгадывать будем по порядку. На размышление дается 10 секунд. Если группа не отвечает, может ответить другая группа.
На столах находятся листочки с вопросами кроссворда «Строение цветка».
Вопросы к кроссворду:
- Часть пестика (СТОЛБИК)
- Генеративный орган растения (ЦВЕТОК)
- Окружает главные части цветка (ОКОЛОЦВЕТНИК)
- Самая яркая часть цветка (ВЕНЧИК)
- Верхняя часть пестике (РЫЛЬЦЕ)
- Из него состоит венчик (ЛЕПЕСТОК)
- В нем образуется пыльца (ПЫЛЬНИК)
- Главная часть цветка (ПЕСТИК)
В выделенном столбце появляется слово «СОЦВЕТИЕ».
Учитель: Итак, давайте подведем итог «кроссворда». Поставьте количество отгаданных слов командой на рабочем листе в правом верхнем уголке.
Учащиеся проставляют количество отгаданных слов.
3. Введение в тему урока
Учитель: Посмотрите, какое слово у вас получилось в выделенном столбце? Слайд 1
Ученики: Соцветие.
Учитель: А как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Ответы учащихся
Учитель: вот мы и определили тему сегодняшнего урока «Соцветия и их многообразия». Слайд 2
Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.
4. Изложение нового материала
Учитель: Сегодня мы рассмотрим особенности и виды соцветий, приведем примеры растений, относящихся к разным видам соцветий.
Цветы могут быть крупные, ярко окрашены, с сильным приятным запахом, а могут быть невзрачными, мало заметными и в этом случае они собраны в соцветия для того чтобы быть замеченными насекомыми и быть опыленными.
Соцветие - это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Соцветие может быть частью побега, побегом или системой видоизмененных побегов. Слайд 3
Основная функция соцветий - служит для привлечения насекомых-опылителей.
Соцветия различаются большим разнообразием. Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1-3 у гороха до 1000 у пальмы и могут достигать до 12 метров в размере (пальма).
Биологическая эволюция шла в направлении. Слайд 4
- увеличение числа цветков,
- уменьшение размеров
- образование плотной группы.
Учитель: Каково биологическое значение соцветий?
(Предполагаемые ответы учащихся)
- Приспособление к опылению;
- Крупными соцветиями и запахом привлекают насекомых;
- Приспособления растений к различным условиям жизни;
- Создают красоту в природе.
Учитель: Биологическая роль соцветий. Слайд 5
- Способствуют большей вероятности опыления насекомыми и ветром;
- Соцветия делают цветки более заметными, нежели одиночные цветки среди листвы;
- Обеспечивают рассеивание пыльцы
По расположению цветков на цветоносном побеге определяют виды соцветий и разнообразие соцветий - это результат приспособлений растений к различным условиям среды.
Рассмотрим некоторые виды соцветий. Слайд 6
Примеры растений, имеющих разные соцветия. Слайд 7
- Кисть: капуста, ландыш, черемуха.
- Зонтик: примула, вишня, первоцвет.
- Початок: кукуруза, каллы, антуриум, аир.
- Головка: клевер, мордовник.
- Колос: подорожник, ятрышник.
- Корзинка: подсолнечник, астра, одуванчик, ромашка.
- Щиток: боярышник, груша, рябина, черешня.
- Завиток: окопник, незабудка.
- Метелка: сирень, виноград, спирея.
- Сложный зонтик: морковь, петрушка, укроп.
- Сложный колос: пшеница, рожь, ячмень. Слайд 8
5. Физкультминутка
Слайд 9
«Потягивание кошечки».
Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох - потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох - кисти к плечам, локти свести вперед.
6. Закрепление нового материала. Лабораторная работа «Соцветия»
Слайд 10
Задача: развивать знания о строении и многообразии цветков, познакомиться с наиболее распространенными соцветиями на практическом задании.
Оборудование: листы с заданиями; гербарные образцы растений.
Задание.
- Рассмотрите предложенные соцветия. Обратите внимание на особенности строения каждого соцветия.
- Разделите соцветия на простые и сложные.
- Заполните таблицу.
Название растения |
Название соцветия |
Простое или сложное |
Рисунок соцветия |
|
|
|
|
Учащиеся заполняют таблицу, пользуясь информационными листами.
Через 10 минут учащиеся представляют результаты работы своей работы. Проверка осуществляется взаимопроверкой.
7. Подведение итогов урока
Учитель: Ребята, вы сегодня проделали большую работу, для закрепления пройденного материала попрошу ответить вас на следующие вопросы:
- Что называется соцветием?
- Чем отличается простое соцветие от сложного?
- Почему у многих растений цветки располагаются не одиночно, а собраны в соцветия?
- В чем биологическое значение соцветий?
Учитель: А закончить урок я бы хотела стихотворением
Любой цветок - природы совершенство,
Олицетворение чуда, волшебства.
Одаривая нас прекрасным настроением,
Сродни с частичкой тайн и божества.Цветы чисты, красивы и невинны,
И дарят сил прилив и красоту.
И ощущаю я особое волнение,
Когда я вижу эту ценность наяву.Люблю я все цветы на этом свете,
Мне ощущения счастья дарят все,
Воспитывая эстетическое чувство
И оставляя на душе особый след.
8. Рефлексия
Слайд 11
Слайд … Учитель: Ребята, определите степень своих достижений на уроке и собрав соцветие выразите свое отношение к уроку, собрав соцветие.
Учащимся раздаются цветочки 3 цветов:
- Красный - все понятно по теме.
- Розовый - требует доработки.
- Желтый - ничего не понял.
9. Домашнее задание
Параграф 47 стр. 188-189.
Выполнить письменно задание, заполни таблицу «Найдите каждому растению свое соцветие».
1. Ромашка а
2. Пшеница 3. Виноград 4. Клевер 5. Вишня 6. Кукуруза 7. Морковь 8. Смородина 9. Подорожник |
а) кисть
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Используемые источники
- Пасечник В.В. Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2020.