Презентация к уроку биологии по теме "Соцветия"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель: способствовать формированию представлений о соцветиях, создать условия для формирования умений различать и сравнивать соцветия.

Задачи урока:

  • образовательные:
    • познакомить учащихся с соцветиями растений;
    • рассмотреть их строение;
    • показать их биологическое значение в жизни растений.
  • развивающие:
    • развитие умений выявлять приспособленность строения органов растения к выполняемым функциям;
    • развитие умений работать с рисунками и гербарием, выявлять сходство и различие, анализировать, обобщать и делать выводы.
  • воспитательные:
    • воспитывать чувство бережного отношения к природе, умение видеть красоту природы.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы работы на уроке:

  • По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
  • По степени взаимодействия учителя и ученика: изложение, беседа, самостоятельная работа, групповая работа.
  • По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, проектор.

Раздаточный материал: рабочие листы, информационные листы, правила работы в группе, гербарные образцы растений.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас всех на уроке и думаю, что этот день принесет нам радость общения друг с другом. Сегодня мы познакомимся с одним из очень интересных приспособлений в природе.

На определенных этапах урока вы будете работать в группах. Важную информацию по уроку будем записывать в тетрадях. Давайте вспомним правила работы в группах.

На столах лежат листочки с правилами.

Правила работы в группе

  • Будь вежлив и сдержан.
  • Уважай мнение других.
  • Умей выслушать каждого.
  • Не согласен - предлагай!

2. Актуализация знаний

Учитель: Наш урок я хотела бы начать с игры «Верю - не верю».

Определите, верны ли утверждения (если утверждение верное, то учащиеся хлопают в ладоши, если утверждение неправильное, то должна быть тишина.)

  1. Существует два способа размножения цветковых растений - семенное и вегетативное. (Да)
  2. Цветок - орган вегетативного размножения. (Нет, цветок - орган семенного размножения)
  3. Главные части цветка - корень и пестик. (Нет, главные части цветка - пестик и тычинки)
  4. Внутри завязи пестика имеется одна или несколько семяпочек. (Да)
  5. Из завязи пестика развивается семя. (Нет, из завязи пестика развивается плод, а семя развивается из семязачатка)
  6. На одном растении тыквы развиваются как пестичные, так и тычиночные цветки. (Да, это растение однодомное)
  7. Любой цветок имеет лепестки и чашелистики. (Нет, есть растения, у которых цветки не имеют околоцветника. Их называют голыми, например, цветки ясеня и ивы)
  8. Цветок тюльпана имеет простой околоцветник. (Да)
  9. Все растения имеют крупные цветки, расположенные поодиночке. (Нет)

Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд. Слайд 1.

В кроссворде 8 слов. Вы сидите группами. Задача каждой группы отгадать по 2 слова. Отгадывать будем по порядку. На размышление дается 10 секунд. Если группа не отвечает, может ответить другая группа.

На столах находятся листочки с вопросами кроссворда «Строение цветка».

Вопросы к кроссворду:

  1. Часть пестика (СТОЛБИК)
  2. Генеративный орган растения (ЦВЕТОК)
  3. Окружает главные части цветка (ОКОЛОЦВЕТНИК)
  4. Самая яркая часть цветка (ВЕНЧИК)
  5. Верхняя часть пестике (РЫЛЬЦЕ)
  6. Из него состоит венчик (ЛЕПЕСТОК)
  7. В нем образуется пыльца (ПЫЛЬНИК)
  8. Главная часть цветка (ПЕСТИК)

В выделенном столбце появляется слово «СОЦВЕТИЕ».

Учитель: Итак, давайте подведем итог «кроссворда». Поставьте количество отгаданных слов командой на рабочем листе в правом верхнем уголке.

Учащиеся проставляют количество отгаданных слов.

3. Введение в тему урока

Учитель: Посмотрите, какое слово у вас получилось в выделенном столбце? Слайд 1

Ученики: Соцветие.

Учитель: А как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Ответы учащихся

Учитель: вот мы и определили тему сегодняшнего урока «Соцветия и их многообразия». Слайд 2

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

4. Изложение нового материала

Учитель: Сегодня мы рассмотрим особенности и виды соцветий, приведем примеры растений, относящихся к разным видам соцветий.

Цветы могут быть крупные, ярко окрашены, с сильным приятным запахом, а могут быть невзрачными, мало заметными и в этом случае они собраны в соцветия для того чтобы быть замеченными насекомыми и быть опыленными.

Соцветие - это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Соцветие может быть частью побега, побегом или системой видоизмененных побегов. Слайд 3

Основная функция соцветий - служит для привлечения насекомых-опылителей.

Соцветия различаются большим разнообразием. Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1-3 у гороха до 1000 у пальмы и могут достигать до 12 метров в размере (пальма).

Биологическая эволюция шла в направлении. Слайд 4

  • увеличение числа цветков,
  • уменьшение размеров
  • образование плотной группы.

Учитель: Каково биологическое значение соцветий?

(Предполагаемые ответы учащихся)

- Приспособление к опылению;

- Крупными соцветиями и запахом привлекают насекомых;

- Приспособления растений к различным условиям жизни;

- Создают красоту в природе.

Учитель: Биологическая роль соцветий. Слайд 5

  • Способствуют большей вероятности опыления насекомыми и ветром;
  • Соцветия делают цветки более заметными, нежели одиночные цветки среди листвы;
  • Обеспечивают рассеивание пыльцы

По расположению цветков на цветоносном побеге определяют виды соцветий и разнообразие соцветий - это результат приспособлений растений к различным условиям среды.

Рассмотрим некоторые виды соцветий. Слайд 6

Примеры растений, имеющих разные соцветия. Слайд 7

  • Кисть: капуста, ландыш, черемуха.
  • Зонтик: примула, вишня, первоцвет.
  • Початок: кукуруза, каллы, антуриум, аир.
  • Головка: клевер, мордовник.
  • Колос: подорожник, ятрышник.
  • Корзинка: подсолнечник, астра, одуванчик, ромашка.
  • Щиток: боярышник, груша, рябина, черешня.
  • Завиток: окопник, незабудка.
  • Метелка: сирень, виноград, спирея.
  • Сложный зонтик: морковь, петрушка, укроп.
  • Сложный колос: пшеница, рожь, ячмень. Слайд 8

5. Физкультминутка

Слайд 9

«Потягивание кошечки».

Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох - потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох - кисти к плечам, локти свести вперед.

6. Закрепление нового материала. Лабораторная работа «Соцветия»

Слайд 10

Задача: развивать знания о строении и многообразии цветков, познакомиться с наиболее распространенными соцветиями на практическом задании.

Оборудование: листы с заданиями; гербарные образцы растений.

Задание.

  • Рассмотрите предложенные соцветия. Обратите внимание на особенности строения каждого соцветия.
  • Разделите соцветия на простые и сложные.
  • Заполните таблицу.

Название растения

Название соцветия

Простое или сложное

Рисунок соцветия

Учащиеся заполняют таблицу, пользуясь информационными листами.

Через 10 минут учащиеся представляют результаты работы своей работы. Проверка осуществляется взаимопроверкой.

7. Подведение итогов урока

Учитель: Ребята, вы сегодня проделали большую работу, для закрепления пройденного материала попрошу ответить вас на следующие вопросы:

- Что называется соцветием?

- Чем отличается простое соцветие от сложного?

- Почему у многих растений цветки располагаются не одиночно, а собраны в соцветия?

- В чем биологическое значение соцветий?

Учитель: А закончить урок я бы хотела стихотворением

Любой цветок - природы совершенство,
Олицетворение чуда, волшебства.
Одаривая нас прекрасным настроением,
Сродни с частичкой тайн и божества.

Цветы чисты, красивы и невинны,
И дарят сил прилив и красоту.
И ощущаю я особое волнение,
Когда я вижу эту ценность наяву.

Люблю я все цветы на этом свете,
Мне ощущения счастья дарят все,
Воспитывая эстетическое чувство
И оставляя на душе особый след.

8. Рефлексия

Слайд 11

Слайд … Учитель: Ребята, определите степень своих достижений на уроке и собрав соцветие выразите свое отношение к уроку, собрав соцветие.

Учащимся раздаются цветочки 3 цветов:

  • Красный - все понятно по теме.
  • Розовый - требует доработки.
  • Желтый - ничего не понял.

9. Домашнее задание

Параграф 47 стр. 188-189.

Выполнить письменно задание, заполни таблицу «Найдите каждому растению свое соцветие».

1. Ромашка а
2. Пшеница
3. Виноград
4. Клевер
5. Вишня
6. Кукуруза
7. Морковь
8. Смородина
9. Подорожник

а) кисть
б) сложная кисть или метелка
в) простой зонтик
г) сложный зонтик
д) простой колос
е) сложный колос
ж) початок
з) головка
и) корзинка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Используемые источники

  1. Пасечник В.В. Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2020.