В современном быстро меняющемся и развивающемся обществе резко возросла личная и социальная значимость навыков творческого мышления. Именно поэтому вопрос развития творческих способностей учащихся стал предметом обсуждения. Важной задачей современной школы является создание такой учебной среды, которая была бы максимально психологически комфортной для учащихся и предоставляла им возможности для интенсивного развития в соответствии с их индивидуальными потребностями и способностями. Компетентность - это потенциал человека к более глубокому усвоению знаний и навыков, являющийся "резервом" его психического развития. Индивидуальный подход к воспитанию и обучению имеет решающее значение для развития творческих способностей ученика.
Современная психология доказывает, что любая способность может быть развита только в процессе деятельности. Это связано с тем, что процесс работы требует развития внимания, преодоления препятствий и запоминания последовательности выполнения определенных заданий. Это развивает волю учеников, укрепляет их внимание и память. Для учителей крайне важно повысить интерес учащихся к учебе и творчеству.
Творческие люди обычно успешны во всех сферах своей деятельности, от простого общения до специализированной деятельности. Творческие способности помогают им находить креативные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству и создавать условия для развития творческой компетентности.
Ученые понимают творческие способности как способность конструировать свой образ мира,свое восприятие мира (слова, образы, музыка, действия) и себя в этом мире.
Креативность - это способность удивляться и учиться, находить решения в нестандартных ситуациях, концентрироваться на открытии нового и глубоко осознавать свой опыт.
Американский психолог Э.Фромм утверждает, что креативность - это способность удивляться и учиться, находить решения в нестандартных ситуациях, фокусироваться на открытии нового и глубоко осознавать свой опыт. Ключевыми показателями креативности являются текучесть и гибкость мышления, оригинальность, любопытство, точность и смелость.
- Текучесть мышления - это количество идей, возникающих в единицу времени.
- Гибкость мышления - это способность быстро переключаться с одной идеи на другую без внутренних усилий.
- Оригинальность - способность генерировать нестандартные, парадоксальные идеи и неожиданные решения.
- Любознательность - способность удивляться, любопытство и открытость новому.
- Точность - способность дорабатывать или доводить до конца свой творческий продукт.
- Смелость - способность принимать решения вне определенных ситуациях и не бояться своих выводов.
Условия, влияющие на развитие творческих навыков. Язык учителя должен обращаться к чувствам и сознанию, стимулировать мышление и воображение и создавать потребность в исследовательской деятельности.
Очень важно, чтобы учителя имели конструктивную, поддерживающую и гармоничную личностную ориентацию, которая в ключает в себя:
- Поощрение детей к самостоятельному мышлению и действиям, если они не вредят другим;
- Не препятствовать желанию ребенка выразить что-то по-своему; и
- Уважать мнения детей - не подавлять их своими собственными "правильными" взглядами или мнениями.
- Поощрение детей к более свободному рисованию в классе и спонтанному творческому самовыражению - словами, звуками, вкусовыми и тактильными образами.
- Другими словами, не применяйте четкую систему оценки творческих способностей детей и не сравнивайте их с другими детьми, только с собой и своим прошлым опытом;
- Не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка. Это связано с тем, что вызывает дискомфорт и страх сделать что-то "не так" и подавляет спонтанное желание экспериментировать и исследовать самостоятельно в будущем;
- Иногда они творят и играют вместе с детьми;
- Пытаются понять логику детского воображения, а не навязывают свои образы, действия, способы выражения и мышления;
- Сосредоточиться на организации и поддержании творческого процесса создания чего-либо, а не на результате.
- Не допускать монотонности, излишнего напряжения и чрезмерной утомляемости; Обеспечивать на занятиях разнообразие интересных заданий, включая гимнастические элементы, развивать у детей чувство меры в отношении к творческой деятельности любого рода;
- Поддерживать на уроках преимущественно положительные эмоции, включая бодрую атмосферу, спокойную сосредоточенность, радость и уверенность в своих силах и способностях;
- Использовать психологические и творческие методы и задания, творческие игры.
Творческая деятельность является неотъемлемой частью здоровой и гармоничной жизни. Развитие творческой личности ребенка обусловлено развитием гармоничного процесса творческой деятельности и ориентацией на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество доставляет радость и укрепляет личность и здоровье ребенка.
Можно сделать вывод, что одним из основных направлений профессионального развития и творческого роста педагогов является самообразование в конструктивных направлениях (перечисленных выше), которые повышают эффективность усилий педагогов в развитии творческих способностей детей. Внимательный и честный анализ своего отношения и поведения к ученикам позволяет выявить хорошие и плохие стороны своей педагогической деятельности и наметить пути изменения и совершенствования организации своей работы.
Литература
- Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности. Вопросы психологии.
- Вопросы психологии. - 1996. - №3. - с. 28-33
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1991. - 90с.
- Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.: Мир, 1992. - 435-442 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: «Питер», 2000.
- Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов.Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 375с Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981.
- Круглова Н. В. Творческая личность в фокусе науки. - "ТРИЗ", 1991.
- Симоненко В.Д. Технология: Учебник для 11 класса. - М.: Вентана-Граф, 2012г.
- Солдатова Е.Л. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте). Дис. канд. псих. наук. - М., 1996г.
- Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника.