Как научить учиться?

Разделы: Общепедагогические технологии


Вид: Обзорная лекция - мини-спектакль.

Тип: урок общеметодологической направленности.

Форма: STAND-UP.

Ресурсы: медиа-аппаратура, презентация, классная доска, мини-баннеры, гибкое пианино, микрофон, динамики, колонки, аудио-видеофотосъёмка, фонограммы (минус) песен и баллад из мюзикла М.Дунаевского «д'Артаньян и три мушкетёра».

Реквизит: Магистерская шапочка, шляпы мушкетёра, перо, шпаги.

Планируемые результаты:

  • Знать общие характеристики труда учителя;
  • Понимать специфику слагаемых Методики обучения младших школьников;
  • Уметь создавать организационно-методические условия успешности научения и учения;
  • Владеть потенциалом классической и современной методики и технологий обучения младших школьников

Основная идея: Осознание и усвоение студентами Закона всеобщего педагогического и методически особенного в обучении младших школьников.

План-сценарий педагогического моноспектакля: Организационно-мотивационная настройка, 7 этапов, резюме.

Орг. момент: классический вариант начала занятия (о Я.А.Коменском - на фоне анимационного слайда презентации с портретами Я.А.Коменского, М.Ломоносова, Д.Менделеева, К.Д.Ушинского).

1-й Этап: стенд ап вариант начала занятия (приветствие с приколами)

2-й Этап: Ориентировочный. Про три Закона научения и Трёх мушкетёров. Переделка песенки Егорова В. «Монолог сына». Напев песни «Взрослые и дети».

3-й Этап: Теория (в шутку - по мюзиклу: Переделка на балладу Атоса); (в серьёз - Разговор о важном: о Педагогике и Педагогии). На слайде (классной доске) - формула с комментарием.

4-й Этап: Методика (в шутку - по мюзиклу: Переделка на дуэт д,Артаньяна и де Тревиля «О Гаскони»); (в серьёз - Разговор о важном: о Методике как искусстве). Мудрая песенка «Я тебе… На слайде (классной доске) - формула с комментарием.

5-й Этап: Технология (в шутку - по мюзиклу: Переделка на песню «Констанция»); (в серьёз - Разговор о важном: о Технологии как мастерстве). Мудрая песенка «Разговор сына с отцом… Алгоритм научения за пять минут: Метро-темпо-ритм (Боса Нова). На слайде (классной доске) - формула с комментарием.

6-й Этап: «Один за всех и всё на одного» - Учителя, раз их ЧЕТЫРЕ (в шутку - по мюзиклу: Переделка на песню «Все за одного»); (в серьёз - Учи учась?! у учеников).

7-й Этап: Практика (в шутку - по мюзиклу: Переделка на песню 3-х мушкетёров «Мерси боку»); (в серьёз - Разговор о важном: о Практике как творчестве). На слайде (классной доске) - формула с комментарием.

Резюме: Хотел было попрощаться на переделку песни «До свиданья, Москва» А.Пахмутовой (напев двустишья: «В институте становится тише, Завешается Главный урок…»,

но решил закончить наше занятие на оптимистической ноте, не прощания, а приветствия-восхищения от замечательного артиста Андрея Миронова: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте - дорогие мои студенты!

«Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте - вы заслуживаете аплодисменты!!!

Сценарий педагогического мини-спектакля

Интродукция: Гимн России; Гимн Удмуртии.

(проверка готовности медиа-аппаратуры, включение гибкого пианино, усилителя голоса, головного микрофона.) Передать дневник посещаемости старостам групп.

  1. Наигрываю начало мелодии А.Пахмутовой «До свиданья, Москва
  2. Напеваю приветствие на эту мелодию

В институте становится тише,
Начинается важный урок.
Вас приветствует мудрый учитель
Ваш наставник, и друг - педагог

На экране Заставка презентации (1 слайд)

Добрый день, дорогие студенты!

Тема сегодняшнего занятия: «Теоретико-методологические основы и организационно-методические условия правильного обучения младших школьников».

Основоположником дидактики, как известно, был Ян Коменский - выдающийся средневековый чешский педагог-гуманист, писатель, общественный и религиозный деятель. Служил епископом Чешско-братской церкви, основал педагогику, как самостоятельную дисциплину, систематизировал и популяризировал классно-урочную систему.

«Ньютон педагогики» - так сегодня зовут Яна Коменского, так как его роль в развитии этой науки можно сравнить с тем вкладом, который Исаак Ньютон внес в физику. После Коменского осталась четкая система педагогических приемов, на которой и базируется современная школа. Он сумел разработать классно-урочную систему обучения, нормировать учебную нагрузку, использовать в обучении наглядные пособия. Именно Коменский выпустил первый в мире иллюстрированный учебник, изобрел детскую игру с картинками. Одновременно с этим, его можно считать и ведущим философом того времени, так как его перу принадлежат более двух сотен философских трудов.

На экране покачивающие головами портреты Я.А.Коменского, М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева, К.Д.Ушинского, С.И.Гессена. (не спеша - клик на каждый портрет)

В 1657-1658 годах увидел свет большой педагогический труд «Великая дидактика». Четырехтомное сочинение сразу получило известность: вся Европа читала и восхищалась, отдельные части «Дидактики» даже перешагнули европейские границы.

Длительная полемика с оппонентами привела Коменского к мысли создать свое жизнеописание и выразить в ней свои мысли и действия в различные периоды жизни. Он решил создать «Пансофию» - всеобщую мудрость, истинное знание всеми людьми всего самого важного о мире, знание, приведенное в логическую систему и изложенное в единой энциклопедической книге».

Коменский сознавал, что поставил перед собой невыполнимую задачу. Однако два первых тома «Совета» были закончены и напечатаны: «Всеобщее пробуждение» и «Всеобщее озарение».

В первой книге подробно описывается цель - будущий мир без войн, с процветающим населением, во второй - условия достижения этой цели, их три: природа, разум, Священное писание.

Следующие три тома посвящены средствам достижения цели. Это «Всеобщая мудрость» - «Пансофия». Это своеобразная энциклопедия научных знаний.

Четвертая часть «Совета» носила название «Всеобщее воспитание». В ней заложен призыв к людям с помощью разума заниматься самосовершенствованием.

Во «Всеобщем языке», Коменский возвращается к мысли об универсальном, общем языке, который поможет расширению универсальной культуры. Шестой том «Всеобщее исправление» и седьмой - послесловие и обращение к читателю «Всеобщий призыв».

«Скучно, не правда ли?»

А давайте, попробуем, попробуем раскрыть эту тему по-другому, на более понятном для современных студентов языке, в жанре музыкального Стэндапа.

Да и ему лекции назовём просто: «Как научить учиться, или Три Закона научения».

Давайте, поменяем мизансцену.

На слайде: Магистерская шапочка, перо, мушкетёрские шляпы, шпаги.

(Звучит фанфарная музыкальная заставка)

(устанавливается подставка (гладильная доска), раскладывается гибкое пианино, подключается педаль)

Вбегаю на авансцену:

Всем привет!

Я педагог - учитель креатологии, профессиональной педагогики, основ научной деятельности, педагогической психологии, базовых ценностей России; психолого-педагогического сопровождения субъектов образования в деятельности классного руководителя в начальной школе; теоретических основ творческой деятельности детей, школьников, студентов; педагогического творчества учителя; театральной педагогики; эвриологии; музицирования, устно-песенного творчества; методики музыкального воспитания младших школьников; теории и технологий музыкального воспитания детей дошкольного возраста; методики дополнительного образования; (наконец) -

Методики обучения и воспитания младших школьников

- А поднимите руки, будущие учителя биологии, учителя математики, учителя начальных классов, педагоги дошкольного воспитания, раннего творческого развития?

Сколько красивых учителей и педагогов ждут детские сады и школы. Без вас молодых - школы и детские сады обескровлены!

Есть такой юридический принцип: «Незнание закона, не освобождает от ответственности». Точно также и в школьной жизни, только ещё более неотвратимо. Махнул учитель небрежно рукой в сторону ученика - получил троечника а то и двоечника, неудачника.

Неторопливо схожу со сцены и направляюсь к музыкальному инструменту - пианино.

Поэтому на практике, изучение школы жизни начинается задолго до школы. В этом нам помогают родители. Особенно папы.

Вот послушайте монолог сына и всё поймёте.

Наигрываю вступление-припев песни (мелодия + бас)

Напеваю песенку прохаживаясь между рядами лекционного (концертного) зала (3 мин.)

Автор Егоров В. «Монолог сына»

1.

Нам с сестренкой каюк,
Наша мама на юг
Улетела недавно.
Это ж каждый поймет,
Жизнь без мамы не мед,
А с отцом и подавно.

В доме трам-тара-рам,
Папа нас по утрам
Кормит жженою кашей.
Он в делах, как в дыму,
И ему потому
Не до шалостей наших.

А пошалить хочется очень,
Мы ведь не так много и хочем,
Каждый отец и даже отчим это поймет.

2.

Вот вчера, например,
Я такое имел,
Полетать захотелось.
И, была ни была,
Два бумажных крыла
Мы приделали к телу.

И пошли на балкон,
Пусть на нас из окон
Поглядят домочадцы.
Как с балкона мы, ах,
Сиганем на крылах,
Будем по небу мчаться.

Плыли внизу реки, поля бы,
У всех бы пап падали шляпы,
Вот красота, только бы папа не увидал.

3.

Я уже улетал,
Но отец увидал,
Представляете, жалость.
Он расширил глаза,
И схватил меня за
То, что ближе лежало.

Папы страшен оскал,
Я от папы скакал
Как лошадка в галопе.
И как будто коня
Папа шлепал меня
По гарцующей попе.

У всех отцов богатый опыт
По мастерству шлепанья попы,
Вот подрасту и буду шлепать попы я сам.

4.

Мы отца не виним,
Мы помиримся с ним
И забудем о ссоре.
Есть такой порошок,
С ним летать хорошо,
Называется порох.

Мне б достать порошка,
Пол посыпать слегка,
Кинуть спичечку на пол.
Как взлететь я хотел,
Что ж, коль сам не взлетел,
Так взлечу вместе с папой

Со второго куплета выхожу в левый проход зала; четвёртый куплет - возвращаюсь за пианино)

* поднимаюсь на сцену:

- А похлопайте в ладоши те, кому напевала колыбельные на ночь мама?

- А кому папа привязывал к расшатавшемуся молочному зубику ниточку и привязывал её к дверной ручке?

- А кого папа подсаживал себе на плечи, или подбрасывал выше крыши?

- А теперь, прошу похлопать тех, кто «буквы разные писать, тонким пёрышком в тетрадь»… научился до школы?

- А читать?

- А считать? («Дважды два - четыре, дважды два - четыре»…)

* Возвращаюсь за пианино

А вот послушайте, чему надо учить, и учат папы и мамы своих детей.

  • Наигрываю вступление, а затем -
  • Напеваю песню Танича и Шаинского «Взрослые и дети». (2 мин.)

Михаил Танич и композитор Владимир Шаинский

Слова песни «Взрослые и дети»

Ехать замечательно на плечах на папиных,
Доставать макушкою до сигнала «Стоп!».
Папы, даже важные, - все одноэтажные,
А вот так, с добавкою, папа - небоскрёб.

Припев:

Неразлучные друзья, неразлучные друзья
Есть на белом свете.
Неразлучные друзья, неразлучные друзья - Взрослые и дети.

До чего же вкусная булка калорийная!
Постовой не сердится, транспорт подождёт!
Переходит улицу мама двухсерийная
И вторую серию за руку ведёт.

Припев:

Дети могут по морю плавать капитанами,
Докторскими каплями насморки лечить,
Управлять послушными башенными кранами -
Этому лишь только их надо научить.

Припев:

Вот именно - на-у-чить!!!

Сегодня я хочу рассказать про 3 закона Научения. Они такие разные, но действуют сообща.

Мне они напоминают Трёх мушкетёров и их девиз: «Один за всех, и все за одного!» Для раскрытия темы об основах профессионализма учителя воспользуемся мюзиклом М.Дунаевского «д,Артаньян и три мушкетёра».

Поговорим о Трёх законах Научения - и в шутку, и всерьёз.

Начнём с закона первого - мудрого, фундаментального.

Звучит он так: «Всё делать нужно по науке».

Послушайте!

На экране портрет Атоса.

Из левых кулис появляется мушкетёр, пройдясь (до экрана), усаживается на стул, изображая размышления о жизни (с кружкой в руке)

Напеваю под фонограмму (минус) переделку на балладу Атоса «Милледи».

1. Песня Атоса Педагогическая наука (Теория)

Учить детей желают все
Да, все кому не лень
И учат их на свой манер,
Но только толку нет.

И так, и сяк, и наобум,
Считать, писать, но где же ум?

Припев:

Есть у науки дивный путь,
Теорией зовут,
Дидактикой зовут,
Учить.

С наукой Педагогикой,
Учитель молодой
Сдружился так, что говорят,
Не разольёшь водой.

Законы, принципы не лень
Учить и знать на каждый день

Припев:

Есть у науки дивный путь,
Теорией зовут,
Дидактикой зовут,
Учить!

На экране выплывает формула педагогической науки.

Первый Мушкетёр вынимает шпагу и как указкой последовательно показывает (расшифровывает) формулу педагогиики.

Архитектоника науки

S (субъект -> О (бъект),
Восприятие, представление, опыт;
Мышление, логика, диалектика, креатика

Пара фраз о зарубежной (портрет А.Коменского) педагогике и отечественной (портрет М.Ломоносова) ПЕДАГОГИИ.

Западная педагогика: (призвана) Учить мыслить правильно, приучать к порядку (Ordnung). Однако, многие студенты частенько путают Коменского - великого педагога, с Каменской из сериала «Улицы разбитых фонарей».

На экране слайд с портретами Я.А.Коменского и М.В.Ломоносова

См. продолжение статьи