Реализация Лэпбук-технологии как средства обучения, воспитания и развития детей с умеренной умственной отсталостью

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: лэпбук, дети с умственной отсталостью


Возраст обучающихся: 10-11 лет.

Цель: формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей с УУО через использование современной образовательной технологии «лэпбук», самостоятельное применение полученных умений.

Задачи:

  • формирование представлений о предметах личной гигиены;
  • закреплять умения самообслуживания;
  • учить пользоваться индивидуальными предметами гигиены;
  • воспитывать аккуратность во внешнем виде;
  • учить правилам пользования туалетом, правильному мытью рук;
  • развивать речь, внимание, память, логическое мышление.
  • воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
  • развивать познавательную и речевую активность через дидактические игры и упражнения.
  • содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.

Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

Дети с умеренной умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.

Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других - повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.

Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.

Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.

Данный лэпбук предназначен для работы с детьми с УУО. Его цель заключается в формировании и развитию культурно-гигиенических навыков у детей. Лэпбук представляет собой папку - раскладушку, где размещены кармашки, в которых лежат дидактические игры, загадки, пазлы.

Разделы лэпбука:

1) Строение человека.

Цель: усваивать названия частей тела человека и их функции.

Сюжет: Покажите Мойдодыру на картинке, какие названия частей тела вы знаете, а потом какие части тела есть у вас.

2) Алгоритм умывания.

Цель: развивать умение вести диалог с педагогом, активизировать в речи детей слова обозначающие действие: умыться, закатать рукава, намылить, смыть мыло, вытереть руки; воспитывать аккуратность.

Сюжет: Давай вместе вспомним, как нужно правильно умываться и расскажем порядок умывания Мойдодыру.

3) Правила посещения туалета.

Цель: обобщение знаний о личной гигиене.

Сюжет: Расскажите Мойдодыру, глядя на картинки о правилах личной гигиены.

4) Алгоритм одевания летом (зимой), весной (осенью).

Цель: формировать представление о летней, зимней, весенней, осенней одежде, и изучить последовательность надевания.

Сюжет: Мойдодыру очень интересно, знаете ли вы что такое летняя и зимняя одежда, весенняя и осенняя. Покажите по картинкам название летней одежды и последовательность надевания.

5) Алгоритм как чистить зубки.

Цель: познакомить детей о необходимости ухода за зубами, поддерживать желание ухаживать за зубами.

Сюжет: Мойдодыр очень хочет узнать, как вы владеете культурно-гигиеническими навыками. Давай вместе расскажем и покажем ему, как нужно чистить зубки, чтобы они остались у нас здоровыми.

6) Предметы личной гигиены (лото).

Цель: познакомить детей с предметами личной гигиены (расчёска, зубная щётка, мочалка, полотенце).

Сюжет: Расскажите Мойдодыру, как хорошо вы знаете предметы личной гигиены и покажите как они помогают.

7) Загадки.

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки, развитие речи.

Сюжет: Мойдодыр знает, что дети очень любят отгадывать загадки. И он приготовил для вас очень интересные загадки. Внимательно их послушайте и назовите отгадки.

8) Собираем пазлы.

Цель:

  • развивающая: формировать представления о предметах личной гигиены (мыло, полотенце, зубная щетка, шампунь, носовой платок, расческа);
  • коррекционная: учить соотносить сюжетную картинку с предметом личной гигиены, развивать зрительное восприятие;
  • воспитательная: формировать навыки личной гигиены.

Сюжет: У Мойдодыра разбились все картинки, поможем ему собрать их?

9) Потешки о гигиене.

Цель: способствовать воспитанию аккуратности и потребности к личной гигиене. Формирование речи.

Сюжет: Послушайте потешки.

10) Советы родителям.

Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей.

11) Помоги Мойдодыру раскрасить картинки.

Цель: развитие моторики рук, способствующее развитию речи.

Сюжет: Какие вы все молодцы! Но Мойдодыр просит вас помочь ему раскрасить картинки. Давайте поможем ему.

12) Дидактическая игра «Одень куклу».

Цель: развивать умение дифференцировать одежду для мальчиков и девочек. Называть виды одежды, подбирать по цветовой гамме. Развитие словарного запаса.

Сюжет: помогите одеть куклу на прогулку.

13) Режим дня.

Цель: закрепить знание о последовательности режима дня.

Сюжет: Мойдодыр хочет узнать, как вы хорошо знакомы с режимом дня. Давайте разложим по порядку последовательность режима дня.

Для чего же нужен лэпбук: помогает лучше понять и запомнить материал;

это отличный способ для повторения пройденного материала; в любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную книжку; ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию; и, притом, это интересно!

С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе. Такая форма организации детей очень эффективна в плане формирования навыков взаимодействия детей со сверстниками в микрогруппе.

Самая главная ценность «Лэпбука» - он позволяет ребёнку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов, развивает у детей любознательность, произвольность, инициативность. Все игры в лэпбуке интерактивны, ребёнок использует разные виды деятельности в ходе заполнения этой папки, таким образом происходит интеграция образовательных областей и видов деятельности. В этом состоит новизна и нестандартность этой формы работы. При подготовке и проведении занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Известно, что в игре усвоение знаний происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом, как бы не замечает того, что он учится. Именно по этой причине, я решила оформить дидактический материал в виде лэпбука.

Презентация

Лэпбук видео "Лото"

Лэпбук видео "Потешка"