За последнее время все больше стало появляться детей-логопатов. Отсюда следует вопрос, почему? А здесь, давайте с вами разберемся.
Кто же такие логопаты? Это дети, у которых присутствуют речевые нарушения. А откуда берутся речевые нарушения и с чем это связано.
Специалисты утверждают: если в 1970-1980 речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, то сегодня тяжело найти дошкольника без речевых нарушений. Увеличилось число детей, у которых речь не появляется до 3 лет.
На сегодняшний день первым фактором и самым серьезным речевого нарушения является педагогическая запущенность. Зачастую родителям некогда в силу своей загруженности полноценно уделить время своему ребенку и его развитию. Связь с родителями стали заменять гаджеты: телефоны, планшеты, телевизоры. К сожалению, все чаще стали усаживать детей за предметы цифрового вещания. Отсюда уже следует второй фактор нарушения речевого развития.
По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят в экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного опережает проведенное время общения с взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, и в то же время чем-то занят, узнаёт что-то новое. Но тем самым ребенок не пытается говорить, ему достаточно того, что он слышит в телевизоре.
Но, казалось бы, ребенок, сидя перед телевизором, постоянно слышит речь, причем громкую, разнообразную и выразительную. Что ему мешает усваивать ее? Дело в том, что речь, слышимая ребенком с экрана телевизора, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается детьми раннего возраста как адресованная им лично и не включена в их практическую активность, а потому не имеет для них никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов. Только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности малыша способны обеспечить нормальное речевое развитие.
Третьим фактором, подталкивающим на задержку речевого развития, является - синдром подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию.
Я перечислила самые распространенные причины речевых нарушений.
Давайте подведем итоги, что нужно сделать, чтобы максимально избежать трудностей речевого развития.
- Говорите как можно больше со своим ребенком.
- Ежедневно старайтесь давать ребенку развивающие игры.
- Присутствие контакта с другими детьми.
- Если слышите ошибки в произношении, обязательно исправляйте их у ребенка.
- Если вы включаете мультики, то очень рекомендуется-развивающие.