«Образование это то, что остается после того,
когда забывается все, чему нас учили».
А.Эйнштейн
Актуальность данной темы объясняется тем, что на выходе из школы выпускники не всегда могут применить свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Знания учеников зачастую разрознены и не складываются в единую систему.
В федеральном государственном образовательном стандарте метапредметность представлена как способ формирования не только теоретического, но и критического мышлений; универсальных способов деятельности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), обеспечивающих формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.
В стремительно изменяющемся современном обществе на первый план в образовании выходят развитие и воспитание мобильной личности, которая непрерывно осваивает новые знания и компетенции.
ЧТО ТАКОЕ МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ?
"Мета "- («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее.
Метапредметность обозначает надпредметную сущность полученных знаний и всего образования в целом. Она формируется не на одном школьном предмете, а в ходе всего обучения. Метапредметными знаниями пользуются не только в школе для решения образовательных задач, но и в повседневной жизни.
Например, на уроке математики дети учатся решать задачи, но одновременно они получают навыки познавательного процесса, анализа, поиска информации, учатся ставить вопросы и отвечать на них, выстраивать алгоритмы и просчитывать последовательность действий. Эти способности ученики оттачивают и на других уроках, а затем применяют в жизненных ситуациях.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК?
Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам на практическую жизнедятельность учащихся, их подготовка к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы.
Метапредметный урок по любому предмету включает три составляющие:
- мотивацию к действию;
- анализ знаний, которые помогут правильно действовать;
- поиск и применение конкретных способов действия.
Урок начинают с обобщения ранее известной информации и создания ситуации, в которой ученики понимают, что им недостаточно этих знаний. Например, в начальной школе можно предложить детям распределить геометрические фигуры в группы. Недостаток знаний дает детям понять, что они не могут выполнить задание с абсолютной точностью: у всех будут разные результаты. Прийти к единственному верному решению помогут новые знания и навыки, которые детям необходимо получить на уроке.
Правильно построенная метапредметная форма подачи материала на уроках способствует развитию самостоятельных действий учеников. Чтобы проверить, соответствует ли урок этому требованию, проанализируйте, отвечает ли он на три вопроса:
- Для чего нужны конкретные знания и навыки? Это мотивация к познавательным действиям и формирование критического мышления.
- Каких именно знаний недостаточно и что нужно узнать? Это анализ и систематизация материала.
- Как получить недостающие знания и правильно их применить? Это развитие практико-ориентированности обучающихся, навыков поиска новой информации и отработка методов применения полученных знаний.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира.
Метапредметный подход является универсальным, то есть он применим к разным областям.
Например: Допустим, вы работаете на уроке с понятием «государство». Предлагая учащимся разные источники, вы можете показать, что данное понятие у разных мыслителей предстает по-разному. У Ленина - одно. У Платона - другое. У Мандельштама - третье. И хотя мы имеем дело с текстом политика, философа и поэта, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе сравнения, различения. Это правило можно применить при работе с любым другим понятием на любом другом уроке.
Другой пример:
На основе текста сказки «Три поросенка» можно составить задания, которые развивают метапредметные навыки, например, на уроке математики:
Задача № 1. Сколько понадобится прутиков поросенку, если на одну стену однокомнатного домика понадобилось 200 прутиков. Какова масса всех прутиков, если один прутик весит 500 г?
Задача № 2. Ниф-Ниф и Наф-Наф за месяц израсходовали одинаковое количество горячей воды. Наф-Наф заплатил 440 рублей, а Ниф-Ниф - 660 рублей, потому что в каменном домике стоят счётчики на воду, а в соломенном нет. На сколько процентов больше платит Ниф-Ниф, потому, что не не установил счётчики?
Задача № 3. Скорость волка 5 км/ч, а поросят 2 км/ч. Между ними расстояние 3 км. Через какое время волк догонит поросят, если они не успеют спрятаться?
Задача № 4. В поперечном сечении трубы квадрат. Какова должна быть сторона квадрата, чтобы волк с радиусом головы 25 см НЕ пролез в трубу? Какова вероятность того, что волк больше не вернется?
И в заключение приведем слова древнегреческих философов: «Детей надо учить тому, что им пригодится, когда они вырастут».