Психологический тренинг для подростков "Познай себя"

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: тренинг для подростков


Данное мероприятие реализуется в рамках программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса ДТДиМ.

Тема мероприятия: «Самопознание».

Форма проведения: тренинг.

Время реализации: 2 академических часа.

Возраст участников: от 13 лет до 15 лет.

Цель занятия: актуализация знаний и представлений учащихся о себе.

Задачи:

Образовательные:

  • Активизировать знания учащихся о себе.
  • Стимулировать осознание своего «Я»

Развивающие:

  • Формировать мотивацию к совместной деятельности
  • Содействовать развитию умений учащихся осуществлять рефлексивную деятельность.

Воспитательные:

  • Содействовать созданию положительного эмоционального фона
  • Воспитывать чувства коллективизма, сотрудничества.

Планируемый результат: в процессе выполнения заданий тренинга, учащиеся познакомятся друг с другом, актуализируют знания о себе, попытаются осознать своё «Я», будут учиться осуществлять рефлексивную деятельность.

Необходимые материалы, ресурсы:

  • Кадровые: ведущий - педагог-психолог; учащиеся - участники мероприятия не менее 10 человек.
  • Бейджи.
  • Таблички с вопросами (Приложение 1).
  • Листы белой бумаги.
  • Фломастеры
  • Карандаши.

Вводная часть

Правила работы группы

Любое тренинговое занятие имеет свои правила. Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: «я думаю», слушать друг друга внимательно.

Принцип нашего занятия «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я пойму и чему-то научусь».

Упражнение 1. «Приветствие. Секрет моего имени»

Цель упражнения: познакомить участников.

Участники по очереди называют свое имя и прилагательное характеризующее его как человека. Рассказывают о том, что значит его имя, кто так назвал, в честь кого так назвали.

Обсуждение: интересно ли тем, кто не знает историю своего имени, её узнать.

Оформление бейджей.

А теперь давайте подпишем бейджи. Каждый напишет на листочке своё имя и вставит в бейдж.

Основная часть

Самопознание

Цель: формирование представления о внутреннем мире, создание мотивации к совместной деятельности.

Ведущий: Как я уже сказала, наше занятие будет посвящено самопознанию. Давайте попробуем определить, что такое самопознание? Зачем человеку познавать себя? Выслушиваются ответы учащихся.

В психологии самопознание определяется как сложный продолжительный процесс получения человеком знаний о самом себе. А как вы думаете, какими способами можно осуществлять самопознание? Что для этого нужно? (ответы учащихся). Действительно самопознание осуществляется посредством самонаблюдения, а также общения с другими людьми, так как, сравнивая себя с ними, мы получаем больше информации о своих особенностях, своей индивидуальности.

Процесс самопознания очень тесно связан с самовоспитанием и самосовершенствованием. Только познав себя, мы можем начать работу по самосовершенствованию, достижению своего идеала. В результате самопознания у нас формируется система представлений о себе, которые регулируют всю нашу жизнь: общение с другими людьми, успешность в различных видах деятельность, цели, которые мы ставим перед собой. К сожалению, часто люди не могут адекватно оценить себя, свои возможности, их отношение к себе искажено. Это приводит к возникновению различных трудностей.

Упражнение 2. «5 позитивных и 5 негативных «Я» во мне»

Цель: самопознание, актуализация своих плюсов и минусов.

Ведущий: Сейчас я хочу попросить вас разделить лист бумаги на 2 части. С одной стороны написать «+», с другой стороны «-». С той стороны где плюс написать 5 своих положительных качеств, которые вам нравятся, помогают в жизни, а с той стороны, где минус - 5 своих отрицательных (негативных) качеств, которые вам не нравятся, мешают.

Обсуждение: В чём были сложности? Вы что-нибудь заметили в себе нового, выполняя это задание? Или может, задумались над чем-нибудь? Все ли качества, которые первоначально воспринимаются как отрицательные таковыми и являются, в чем может быть их польза для человека.

Упражнение 3. «Дождь в джунглях»

Цель: эмоциональная разрядка.

Участники встают в круг. Ведущий интересуется, знают ли участники какой бывает дождь в джунглях. Затем предлагает его всем вместе послушать, повторяя движения за ведущим.

- В джунглях поднялся ветер (трём ладони)

- Начинает капать дождь (щелчки пальцами)

- Дождь усиливается (поочерёдные хлопки ладонями по груди)

- Начинается настоящий ливень (хлопки по бёдрам)

- А вот и град - настоящая буря (топот ногами)

- Но что это? Буря стихает (хлопки по бёдрам)

- Дождь утихает (хлопки по груди)

- Редкие капли падают на землю (щелчки пальцами)

- Тихий шелест ветра (потирание ладоней между собой)

- Солнце! (руки вверх с раскрытыми ладонями и пальцами)

Упражнение 4. «Интересные вопросы»

Цель: актуализация знаний о себе, осознание своего «Я».

В центре лежат таблички, на которых написаны вопросы. Сейчас по очереди каждый будет брать по одной табличке, и отвечать на вопрос, который там написан. Только необходимо помнить, что вопросы там необычные, прежде чем отвечать подумайте, возможно, придется использовать фантазию и воображение.

  1. С каким цветком вы можете себя сравнить и почему?
  2. Каким предметом вы можете себя представить и почему?
  3. Каким сказочным героем и почему?
  4. Каким животным, почему?
  5. Каким временем года, почему?
  6. Каким музыкальным инструментом, почему?
  7. Каким литературным героем вы могли бы быть и почему?
  8. С каким природным явлением вас можно сравнить?
  9. С каким литературным жанром вы могли бы себя сравнить?
  10. Если бы вы были деревом, то, что это было бы за дерево?
  11. Какое качество вам больше всего в себе нравится?
  12. Какое качество в себе вы хотели бы развить?
  13. Какое качество в людях вам больше всего нравится?
  14. Какие у вас увлечения?
  15. Чем бы вы хотели еще заниматься и почему?

Обсуждение: трудно ли вам было представить себя в роли разных предметов и явлений, и рассказать о своих качествах? Что нового вы о себе узнали?

Упражнение 5. «Герб своего «Я»

Цель: раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию.

На листах бумаги с помощью фломастеров вам нужно будет изобразить свой личный герб. Материал для вашего герба у вас уже есть. В идеале человек, увидевший ваш герб, смог бы понять, с кем он имеет дело. Нарисуйте контур герба, в любой форме, но при этом соблюдайте одно правило: контур должен быть разделен на несколько областей.

Обсуждение: Легко или трудно было рисовать свой герб? Насколько полно, по вашему мнению, вам удалось отразить свои особенности? Как вы думаете, смогли бы ваши близкие и друзья понять, что это именно ваш герб? Какие трудности возникли при создании герба? Что вы пытались отразить в первую очередь? Представлены ли в гербе недостатки? Почему?

Заключительная часть

Упражнение 7. «Аплодисменты»

Цель: рефлексия, получение обратной связи от участников.

Мы хорошо потрудились сегодня, и я предлагаю вам поприветствовать друг друга аплодисментами.

Сначала я начинаю тихонько хлопать в ладоши и подходить к одному из участников группы, постепенно увеличивая интенсивность хлопков. Затем этот участник выбирает еще одного участника группы и делает тоже самое, но уже вдвоём с первым ведущим. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует вся группа.

Рефлексия

Проводится обсуждение проведенного занятия. Участники делятся впечатлениями. Какие упражнения понравились больше всего и почему? Что нового они узнали о себе или о других участниках группы.