Данное мероприятие реализуется в рамках программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса ДТДиМ.
Тема мероприятия: «Самопознание».
Форма проведения: тренинг.
Время реализации: 2 академических часа.
Возраст участников: от 13 лет до 15 лет.
Цель занятия: актуализация знаний и представлений учащихся о себе.
Задачи:
Образовательные:
- Активизировать знания учащихся о себе.
- Стимулировать осознание своего «Я»
Развивающие:
- Формировать мотивацию к совместной деятельности
- Содействовать развитию умений учащихся осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные:
- Содействовать созданию положительного эмоционального фона
- Воспитывать чувства коллективизма, сотрудничества.
Планируемый результат: в процессе выполнения заданий тренинга, учащиеся познакомятся друг с другом, актуализируют знания о себе, попытаются осознать своё «Я», будут учиться осуществлять рефлексивную деятельность.
Необходимые материалы, ресурсы:
- Кадровые: ведущий - педагог-психолог; учащиеся - участники мероприятия не менее 10 человек.
- Бейджи.
- Таблички с вопросами (Приложение 1).
- Листы белой бумаги.
- Фломастеры
- Карандаши.
Вводная часть
Правила работы группы
Любое тренинговое занятие имеет свои правила. Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: «я думаю», слушать друг друга внимательно.
Принцип нашего занятия «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я пойму и чему-то научусь».
Упражнение 1. «Приветствие. Секрет моего имени»
Цель упражнения: познакомить участников.
Участники по очереди называют свое имя и прилагательное характеризующее его как человека. Рассказывают о том, что значит его имя, кто так назвал, в честь кого так назвали.
Обсуждение: интересно ли тем, кто не знает историю своего имени, её узнать.
Оформление бейджей.
А теперь давайте подпишем бейджи. Каждый напишет на листочке своё имя и вставит в бейдж.
Основная часть
Самопознание
Цель: формирование представления о внутреннем мире, создание мотивации к совместной деятельности.
Ведущий: Как я уже сказала, наше занятие будет посвящено самопознанию. Давайте попробуем определить, что такое самопознание? Зачем человеку познавать себя? Выслушиваются ответы учащихся.
В психологии самопознание определяется как сложный продолжительный процесс получения человеком знаний о самом себе. А как вы думаете, какими способами можно осуществлять самопознание? Что для этого нужно? (ответы учащихся). Действительно самопознание осуществляется посредством самонаблюдения, а также общения с другими людьми, так как, сравнивая себя с ними, мы получаем больше информации о своих особенностях, своей индивидуальности.
Процесс самопознания очень тесно связан с самовоспитанием и самосовершенствованием. Только познав себя, мы можем начать работу по самосовершенствованию, достижению своего идеала. В результате самопознания у нас формируется система представлений о себе, которые регулируют всю нашу жизнь: общение с другими людьми, успешность в различных видах деятельность, цели, которые мы ставим перед собой. К сожалению, часто люди не могут адекватно оценить себя, свои возможности, их отношение к себе искажено. Это приводит к возникновению различных трудностей.
Упражнение 2. «5 позитивных и 5 негативных «Я» во мне»
Цель: самопознание, актуализация своих плюсов и минусов.
Ведущий: Сейчас я хочу попросить вас разделить лист бумаги на 2 части. С одной стороны написать «+», с другой стороны «-». С той стороны где плюс написать 5 своих положительных качеств, которые вам нравятся, помогают в жизни, а с той стороны, где минус - 5 своих отрицательных (негативных) качеств, которые вам не нравятся, мешают.
Обсуждение: В чём были сложности? Вы что-нибудь заметили в себе нового, выполняя это задание? Или может, задумались над чем-нибудь? Все ли качества, которые первоначально воспринимаются как отрицательные таковыми и являются, в чем может быть их польза для человека.
Упражнение 3. «Дождь в джунглях»
Цель: эмоциональная разрядка.
Участники встают в круг. Ведущий интересуется, знают ли участники какой бывает дождь в джунглях. Затем предлагает его всем вместе послушать, повторяя движения за ведущим.
- В джунглях поднялся ветер (трём ладони)
- Начинает капать дождь (щелчки пальцами)
- Дождь усиливается (поочерёдные хлопки ладонями по груди)
- Начинается настоящий ливень (хлопки по бёдрам)
- А вот и град - настоящая буря (топот ногами)
- Но что это? Буря стихает (хлопки по бёдрам)
- Дождь утихает (хлопки по груди)
- Редкие капли падают на землю (щелчки пальцами)
- Тихий шелест ветра (потирание ладоней между собой)
- Солнце! (руки вверх с раскрытыми ладонями и пальцами)
Упражнение 4. «Интересные вопросы»
Цель: актуализация знаний о себе, осознание своего «Я».
В центре лежат таблички, на которых написаны вопросы. Сейчас по очереди каждый будет брать по одной табличке, и отвечать на вопрос, который там написан. Только необходимо помнить, что вопросы там необычные, прежде чем отвечать подумайте, возможно, придется использовать фантазию и воображение.
- С каким цветком вы можете себя сравнить и почему?
- Каким предметом вы можете себя представить и почему?
- Каким сказочным героем и почему?
- Каким животным, почему?
- Каким временем года, почему?
- Каким музыкальным инструментом, почему?
- Каким литературным героем вы могли бы быть и почему?
- С каким природным явлением вас можно сравнить?
- С каким литературным жанром вы могли бы себя сравнить?
- Если бы вы были деревом, то, что это было бы за дерево?
- Какое качество вам больше всего в себе нравится?
- Какое качество в себе вы хотели бы развить?
- Какое качество в людях вам больше всего нравится?
- Какие у вас увлечения?
- Чем бы вы хотели еще заниматься и почему?
Обсуждение: трудно ли вам было представить себя в роли разных предметов и явлений, и рассказать о своих качествах? Что нового вы о себе узнали?
Упражнение 5. «Герб своего «Я»
Цель: раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию.
На листах бумаги с помощью фломастеров вам нужно будет изобразить свой личный герб. Материал для вашего герба у вас уже есть. В идеале человек, увидевший ваш герб, смог бы понять, с кем он имеет дело. Нарисуйте контур герба, в любой форме, но при этом соблюдайте одно правило: контур должен быть разделен на несколько областей.
Обсуждение: Легко или трудно было рисовать свой герб? Насколько полно, по вашему мнению, вам удалось отразить свои особенности? Как вы думаете, смогли бы ваши близкие и друзья понять, что это именно ваш герб? Какие трудности возникли при создании герба? Что вы пытались отразить в первую очередь? Представлены ли в гербе недостатки? Почему?
Заключительная часть
Упражнение 7. «Аплодисменты»
Цель: рефлексия, получение обратной связи от участников.
Мы хорошо потрудились сегодня, и я предлагаю вам поприветствовать друг друга аплодисментами.
Сначала я начинаю тихонько хлопать в ладоши и подходить к одному из участников группы, постепенно увеличивая интенсивность хлопков. Затем этот участник выбирает еще одного участника группы и делает тоже самое, но уже вдвоём с первым ведущим. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует вся группа.
Рефлексия
Проводится обсуждение проведенного занятия. Участники делятся впечатлениями. Какие упражнения понравились больше всего и почему? Что нового они узнали о себе или о других участниках группы.