Методическая разработка: «Роль наставника в формировании исследовательской культуры младшего школьника»

Разделы: Начальная школа


Современное образование и общество предъявляет новые требования к выпускнику начальной школы. Одна их главных задач сегодня в школе - создание условий для развития личности каждого ребенка, формирование его активной позиции. В стандарте нового поколения отмечено, что приоритетным направлением в системе образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не просто носителем и транслятором знаний, но и его активным, самоорганизующимся субъектом. Уже в начальной школе уделяется большое внимание формированию у детей самостоятельности, умения добывать и применять знания, четко планировать свои действия, умению работать в парах, в группах, выдвигать и аргументировать свои творческие идеи. Поэтому ведущее место среди методов реализации стандарта принадлежит проектным и исследовательским методам обучения. Проектная деятельность, не только развивает УУД, но и формирует адекватную самооценку и информационную компетентность. Групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению сверстников, воспитывают в них терпимость, открытость, умение слушать и слышать других, тактичность, готовность прийти на помощь и другие личностные качества.

В основу метода проектной и исследовательской работы положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной проблемы, в ходе совместного планирования деятельности наставника и учащегося. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли наставника. В роли наставника могут выступать не только учитель, и учащиеся-старшеклассники.

Наставник в ходе выполнения проекта учеником выполняет различные роли:

  • мотиватор - создает высокий уровень мотивации как залог успешной работы над проектом;
  • наблюдатель - отслеживает психолого-педагогический эффект, формирование новых УУД, личностных качеств, самооценки, рефлексии;
  • консультант - организует участникам проекта доступ к различным информационным ресурсам;
  • эксперт - анализирует результат выполнения проекта на разных этапах работы;
  • руководитель - организует различные способы преодоления трудностей.

Таким образом, реализуя метод проектов, изменяется и позиция наставника - из носителя готовых знаний он переходит в организатора творческой и исследовательской деятельности ребенка. Творческий и нестандартный подход к проведению занятий позволяет повысить мотивацию учащихся, осуществлять подлинно индивидуальный подход к ученикам, меняется психологический климат на уроке. Наставник уходит от роли авторитарного источника информации, становится соучастником творческого процесса. В этом и заключается сотрудничество педагога - наставника или старшеклассника с учеником.

Метод проектов целесообразно использовать не только во внеурочной деятельности, но и на уроках. Проектные уроки я провожу при изучении тех тем, где преобладает теоретический материал. Его изучение можно расширить за счет различных внеучебных источников информации. Тему разбиваем на части. Затем делим детей на группы, определяем приемы работы с информацией, составляем вопросы по теме, обдумываем наглядный материал (рисунки, схемы, кластеры и т. д.), составляем план защиты проекта и готовим публичную презентацию.

Конечно, младший школьный возраст накладывает определенные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно, начиная с первого класса.

Работа организуется, постепенно, начинается с включения в учебно-воспитательный процесс некоторых элементов. В начале - доступные исследования, выполняемые на уроках русского языка, математики, окружающего мира, технологии. Все учащиеся класса выполняют творческую работу. Например, «Мой любимый мультипликационный персонаж», «Мой любимый цветок», «Цифра и число», «Космос». Затем отдельные ребята переходят к индивидуальным исследовательским проектам. В первую очередь, в эту работу включаются самые смелые, активные и одаренные дети, затем возникает познавательный интерес и у других учеников класса.

Значительная роль в выполнении группового проекта отводится наставникам - старшеклассникам. Они закрепляются за конкретным ребенком, идут с ним в библиотеку, помогают сориентироваться мире книг. Затем показывают приемы оформления материала. Особенно это актуально в начале исследовательской деятельности, во 2 классе.

Каждый учитель, применяя данные методы, сталкивается с трудностями в выборе темы проектных работ. Темы работ я рекомендую выбирать, опираясь не только на учебные задания, но и учитывать волнующие детей вопросы. Если внимательно присмотреться к детям, то можно увидеть, что волнует ребенка, о чем он беседует с одноклассниками. Это и может стать интересной для ребенка темой для исследования. Таким образом, в моей практике появились многие интересные и познавательные проекты.

Матвею сестра подарила книгу «Иллюзии» - появилась исследовательская работа «Всегда ли можно доверять глазам?»; Валерия принесла ручку «Пиши-стирай» - получилась работа «Письмо с секретом»; Марат принеc в класс игрушку - лизуна - так появилось исследование «Неньютоновская жидкость»; ребята на переменах стали увлекаться играми в телефоне - появилось исследование «Смартфон на перемене. Отдохнем?»; Ульяне врач запретил употреблять конфеты. Стали изучать, появилась работа «Конфетный переворот» и многие другие.

И все они были выбраны, опираясь на интересы детей, на жизненные проблемы, с которыми сталкивались сами дети, и не знали, как их разрешить.

Проекты и исследования - очень хорошая практика для повышения эффективности образовательного процесса. Работа над проектом требует как от детей, так и от наставника много времени и сил, но при правильном управлении наставником процессом работы учащихся проектная методика способствует усвоению прочных знаний по предмету, творческому развитию личности, формированию его активной гражданской позиции.