Результаты ВПР Данные Всероссийских проверочных работ для четвертых классов показывают, что работа с текстом, с анализом произведений вызывает затруднения и не дает ожидаемых образовательных результатов. Это повод пересмотреть методы и приемы подготовки учащихся. Для начала нужно обозначить учебную цель. Умение обучающихся правильно создавать устные и письменные тексты - это показатель общей культуры и уровня социализации ребят. Следовательно, работа с текстом при подготовке к ВПР - это развитие одного из элементов общей культуры человека.
Существует заблуждение, что обогащать речь нужно преимущественно в процессе творческой деятельности, и чем больше творческих работ выполнит ученик, тем лучше он станет письменно и устно работать с материалом. Это не так. Распространенный вопрос «о чем текст?» который, казалось бы, должен развивать навык анализа у детей, на самом деле является малоэффективным в 1-4 классах. Для начала ребенку необходимо накопить знания.
Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.
Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании читательской компетентности.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Читательская компетентность определяется:
- владением техникой чтения,
- приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
- умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной, справочной),
- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
- сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО
1 класс - обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
-Практическое отличие текста от набора предложений.
-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
-Озаглавливание текста (подбор заголовков).
-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс - обучение детей работать с текстом:
- смысловое чтение;
- владение пересказом разного вида;
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
- выделение опорных слов (словосочетаний);
- характеристика героев и их поступков.
-Подбор антонимов и синонимов к словам.
-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
3-4 класс - обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделение главной и второстепенной информации;
- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Большое внимание на уроках литературного чтения надо уделять работе с текстом направленным на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки (универсальные учебные действия -УУД) в учебных и жизненных ситуациях:
1. Нахождение информации. «Прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме, выделение главного и второстепенного содержания»
2. Интерпретация текста. «Сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста»
3. Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка. «Связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения».
Не для кого не секрет, что часто дети, читая тексты, воспринимают их неточно и подчас неверно, замечают лишь основные поступки героев, следят за ходом сюжета и пропускают в произведении всё, что их затрудняет. Таким образом, трудности понимания детьми текста выходят на первый план.
Виды работ с текстом в начальной школе:
- Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).
- Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).
- Чтение по готовому плану.
-Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.
- Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
-Восстановление деформированного текста.
-Инсценирование текста или отрывка.
-Выборочное чтение (с определенным заданием).
-Чтение в лицах.
- «Жужжащее чтение».
-Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение абзацами.
-Чтение с пометками.
-Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")
- Чтение по группам.
- Поисковое чтение.
-Комбинированное чтение(учитель + учащиеся хором)
-"Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
- Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
-Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
-Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
-Нахождение и чтение образных слов и описаний.
- Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
- Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
-Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
- Нахождение самого длинного слова в тексте.
- Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
-Чтение с пометками непонятных слов.
-Кроссворд (игровая форма) погружения в текст
В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа над текстом по формированию и развитию умений смыслового чтения.
И сегодня я хотела бы рассказать о приёмах смыслового чтения.
Считаю, что первой ступенью работы с текстом является понимание каждого слова, словосочетания, фразеологического оборота, входящего в текст.
Работа со словом должна вестись на каждом уроке, потому что без внимательной работы со словами не может быть понимания текста.
1. На каждом уроке должна вестись словарная работа.
- Словарную работу можно разделить на 3 вида:
1. Работа с незнакомыми словами: очень часто дети, читая текст, не осознают, что в тексте есть слова с непонятным значением. Такие слова проскальзывают в контексте, создавая иллюзию понятности. И если учитель не заострил внимание ребенка на таком слове, оно так и останется не понятным. Поэтому при чтении текста очень важно провести словарную работу, нужно зафиксировать в сознании ребенка, что непонятные слова не дают возможности двигаться дальше в работе над текстом. На начальном этапе рекомендуется прерывать чтение для выяснения непонятных детям слов.
2. Работа с ключевыми словами: серьезно страдает понимание текста от того, что ученики не видят ключевых, наиболее важных слов в тексте. Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.
3. Работа со словами-образами: слова - образы или по-другому художественные средства помогают увидеть красоту текста. Знакомство со словами - образами в начальной школе начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ более ярким. Сравнение бывает нескольких типов. Простое сравнение выражается при помощи слов «как», «словно», «будто» и др. «Росинки, словно зёрнышки…» «Снежинки, как пушинки...». Скрытые сравнения называются метафорами, например, «Холодное серебро росы».
Следующие приёмы работы со словом.
1. Работа с фразеологизмами. Я приведу только несколько примеров: учитель предлагает дополнить предложение одним из записанных фразеологизмов.
А). Мы долго спорили, доказывали друг другу, и, наконец… (Не знал, куда глаза девать.)
Ручеёк высох, деревья и кусты, и травы засохли, и люди… (Бить тревогу.)
Мне было очень стыдно за тебя, я… (Находить общий язык)
Б). Или можно выбрать какой - то отрывок (даже из текста) и определить, какой фразеологизм подойдет к этому эпизоду:
На ветке сухой макушки старой сосны напротив друг друга сидели 2 птички. Они вели только им понятный разговор. И вдруг, заметив меня, они быстро улетели. Улетели подальше от посторонних глаз.
(Третий лишний).
- Помог ли вам этот текст понять выражение третий лишний?
В) Составьте диалог:
- Что ты подарил своему другу на день рождения?
- Книгу, которую он очень хотел.
- И как он её принял? (Был на седьмом небе).
- Мама, как тебе нравится моя подруга?
- Хорошая.
- Правда она похожа на свою маму? (Как две капли воды).
2. Работа с многозначными словами необходима для формирования умения находить хорошо знакомые слова в непривычном употреблении.
Например:
- Какое слово может означать и часть одежды, и водный поток? (Рукав)
- Какое слово может означать и одежду, и помещение? (Туалет)
- Какое слово может означать и часть растения, и часть тела? (Кисть)
- Какое слово может означать и образец изделия, и профессию? (Модель)
- Какое слово может означать и часть одежды, и природное явление? (Молния)
3. Этот приём можно назвать «Найди ошибку». Он формирует умение находить и исправлять ошибки. Можно на доску выписать из текста предложение с ошибкой и предложить её найти. Например:
(…Возле дома на дорожке
Воробьи клевали брошки.Мал соловей, да колос велик).
Приёмы понимания текста.
- Диалог с текстом: диалог с текстом происходит в результате внимательного чтения текста, с целью разгадать текст, увидеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько видов операций:
- поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов;
- прогнозирование ответов на возникший вопрос и содержание
- самоконтроль (проверка своих предположений по тексту). Если читатель владеет названными операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.
«Чтение с остановками» - один из методов обучения диалогу с текстом. Учитель останавливает чтение тогда, когда в тексте есть прямой или скрытый вопрос и можно организовать прогнозирование и проверку детских прогнозов
Приемы смыслового чтения направлены на формирование умения целенаправленно читать текст, задавать вопросы и вести обсуждения в группе:
а) прием «Ассоциации» или «Ассоциативный куст»:
учащиеся высказывают свои ассоциации к ключевому слову или заголовку текста. Этот прием позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу, актуализировать знания.
- Чтение в парах - формирование умения выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы. Учитель объединяет учащихся в пары, где каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик - читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент - слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.
- Читаем и спрашиваем - формирование умения самостоятельно работать с информацией, формулировать вопросы, работать в парах. Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем; ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном тексте; один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой - отвечает на него.
- Чтение с пометками (Инсерт) - формирование умения читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание промаркировать текст знаками:
- «V»-знакомая информация
- «+» - новая информация
- «-» - я думал (думала) иначе
- «?» - это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Этот прием дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной деятельности, а ученику - классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.
- Синквейн - формирование умения выделять ключевые понятия и идеи в прочитанном тексте, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Синквейн пишеся по определенным правилам.
- Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение).
- Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка - одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Дети очень ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы. А темы могут быть самыми разнообразными. Это зависит от того, на каком уроке предложено задание, какая тема изучается
Каникулы
Веселые, долгожданные
Отдыхать, путешествовать, играть
Прекрасная пора
Радость
- Восстанови деформированный текст - формирование умения видеть последовательность расположения частей текста, а также составлять план текста. Учитель предлагает расположить перепутанные фрагменты текста, собрать правило или алгоритм в правильной последовательности.
- Расшифруй предложение и составь по нему рассказ - формирование умения понимать фактуальную и подтекстовую информацию.
Например: В.Драгунский «Тайное становится явным»
Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.
- Вычитываем с детьми фактуальную информацию: в предложении говорится о каком-то человеке, который собирается пойти в Кремль (можно предположить, что либо на экскурсию, либо по каким-то делам); этот человек - мужчина или мальчик (глаголы «взглянул» и «понял» - муж. рода); он понял, что в Кремль не пойдёт, после того как увидел другого человека.
- Вычитываем с детьми подтекстовую информацию: с человеком, которого увидел наш герой, что-то случилось или произошло (причём это было видно сразу, с первого взгляда), и это что-то стало причиной, из-за которой герой не пойдёт в Кремль.
- Составляем рассказ по предложению. Возможный вариант:
Один человек собирался отправиться в Кремль. Скорее всего, он хотел совершить экскурсию, но возможно, у него были и другие причины туда направиться. Однако пойти в Кремль ему не удалось: появился другой человек, и что-то было в нём такое, что с первого взгляда наш герой расстался с мыслью пойти в Кремль.
Лучше подбирать предложения из текстов, с которыми предстоит работать на уроке. Этот приём поможет научиться хорошо понимать фактуальную и подтекстовую информацию.
- Прием «Чтение с остановками»
Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служит повествовательный текст. Это могут быть неизвестные детям сказки и рассказы с сюжетной линией.
Этот приём состоит из трёх этапов.
- 1 этап - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
- 2 этап - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (этап осмысление) одновременно является и этапом вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
- 3 этап - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое.
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Комплексные контрольные работы, ВПР направлены на проверку умения работать с информацией. Поэтому постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами, а так же успешно выполнять комплексные работы и ВПР.
И считаю, что эти приёмы работы с текстом можно использовать при работе по различным УМК.
Использование в работе всех перечисленных приемов, видов работы с текстом приводит к правильному осмыслению детьми логических связей произведения, они лучше понимают чувства автора, у них развивается речь, творческое мышление.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и заставляет думать, и успешно выполнять контрольные работы.