Цели и задачи:
- формирование и развитие познавательной активности школьников;
- совершенствование знаний, умений и навыков по математике;
- развитие внимания, памяти, абстрактного мышления;
- воспитание интереса к математике через другие предметы;
- воспитание математической культуры;
- формирование и развитие метапредметных связей;
- cпособствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные:
- Научатся: организовывать свою трудовую деятельность в цифровой образовательной среде; определять свои отношения с одноклассниками.
- Получат возможность научиться: обобщать и систематизировать материал по предметам естественно-научного и гуманитарного цикла; приобретут опыт анализа конкретных ситуаций; научатся высказывать собственное мнение, суждения.
2. Метапредметные УУД:
- Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
- Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
3. Личностные УУД:
- Понимают значение приобретенных знаний для человека и принимают их.
- Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.
Оборудование внеклассного мероприятия:
- мультимедийная презентация «Математический квиз»;
- электромагнитная катушка Тесла для демонстрации опытов;
- грамоты и сувениры для награждения команд;
- многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном, планшеты.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, познавательная игра, самоконтроль.
Сценарий: Класс разбивается на пять команд. Каждой команде отводится свое место в игровом зале. Викторина, проводится для учащихся 9-10 классов в рамках проведения предметной недели по математике и информатике. Учащиеся набирают баллы в каждом туре, учет которых ведёт жюри. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем квиза.
Правила квиза: Путешествуя по городу будущего, ребята набирают баллы. Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. В каждом туре - а это определенная улица Физматграда - можно набрать до 10 баллов. На обдумывание дается одна минута, далее участники команды пишут ответ на вопрос и происходит переход к следующему заданию. После ответа на все вопросы тура листики с ответами сдаются жюри и происходит переход на следующую улицу Физматграда. Подсчёт ведёт жюри из числа преподавателей школы, старшеклассников и приглашенных.
Ход игры
Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие в город будущего - Физматград. Вам предстоит разделиться на команды по пять человек. Каждая команда сегодня пройдет по улицам города: заглянет на площадь Александра Невского, прогуляется по бульвару Ландау, попадет в тупик Агаты Кристи, выйдет на улицу Флоренского и, наконец, пройдется по главной улице города - по проспекту Науки и Открытий. На каждой улице города будущего вам надо будет ответить на интересные и познавательные вопросы по тематике улицы. Желаю каждой команде проявить эрудицию, смекалку и находчивость, подкрепленную отличными знаниями по предметам.
Тур 1. Знакомство с городом будущего
Прежде, чем отправится в увлекательное путешествие, каждой команде необходимо придумать название и девиз.
Тур 2. Площадь Александра Невского
(историческая площадь)
1. «Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там, где не пройдет олень, все равно пройдет русский солдат».
Кому принадлежат эти слова?
Ответ: Александру Васильевичу Суворову.
2. Назовите «движущую» силу первой подводной лодки.
Ответ: Человек, который крутил педали.
3. Известно, что гуси спасли Рим. В истории какого города большую роль сыграл Кошка?
Ответ: Севастополь.
4. Флешетта - это специальная металлическая стрела-дротик, размером, не превышающая обыкновенный карандаш. Флешетты россыпью или пачками укладывались в специальные ящики-кассеты, которые подвешивались под фюзеляжем самолета. Сброшенные с борта аэроплана стрелы у земли обладали уже серьезной пробивной способностью. Флешетта применялась во время сражений Первой мировой войны в России. Каким образом происходило отделение оружия от самолета?
Ответ: Человек открывал коробку, закрепленную на фюзеляже.
5. Взросление любого ребенка связано с игрушками. Игрушки бывают у всех детей, имели их и дети царя. Игрушки царских детей бережно хранились
и передавались из поколения в поколение. Мальчиков воспитывали строже и требовательнее , чем девочек. Их готовили к военной карьере и к управлению государством, потому и игрушки у мальчиков были совсем иные. Лошадки-качалки, луки и стрелы, каски и доспехи, винтовки, сабельки, солдатики, маленькие пушки являлись наиболее распространенными.
«Уникальный конь-качалка, сделан русскими мастерами по заказу Екатерины II для будущего царя Павла I. Его убранство выполнено с большой тщательностью - удобное, с глубоким выгибом кожаное седло, настоящие подковы, стремена, удила. Изысканный потник из красного сукна украшен вензелем императрицы». Назовите последнего владельца этой игрушки.
Ответ: царевич Алексей, сын Николая II.
6. «Победить не берусь, перехитрить попробую». Какому великому полководцу принадлежат эти слова?
Ответ: М.И.Кутузов
7. Какая птица на Руси была самым ценным подарком?
Ответ: сокол.
8. Почему буква «Еръ», нынешний твёрдый знак - самая дорогая буква алфавита?
Ответ: потому что буква писалась на конце каждого слова после согласных и очень дорого обходилась государству ее печать.
9. До XVII века у Русского государства не было официального флага. Во времена правления какого государя появился флаг?
Ответ: Во время правления Петра Первого.
10. В какой стране была выловлена самая дорогая рыба в истории?
Ответ: в России.
Тур 3. Бульвар Ландау
(бульвар физиков)
1. Пуля, попав в вареное яйцо, пробивает его, оставляя отверстие, а сырое яйцо разбивается пулей вдребезги. Почему?
Ответ. Вареное яйцо (особенно желток) имеет небольшую упругость, давление в нем при прохождении пули мало возрастает. В сыром яйце, как в жидкости (упругой среде) давление возрастает мгновенно и очень сильно.
2. Почему солнце кажется красным утром и вечером?
Ответ. На закате и рассвете Солнце красного цвета, так как в это время свет солнца падает на Землю под очень малым углом, и путь, который он должен пройти через атмосферу, гораздо больше, нежели днём. Поэтому большая часть цветов с короткими волнами, а именно синий и фиолетовый, рассеивается в воздухе.
3. За какое открытие Альберт Эйнштейн получил Нобелевскую премию по физике?
Ответ. За объяснение явления фотоэффекта в 1921 году.
4. Кто получил первую Нобелевская премию по физике?
Ответ. Вильгельм Рентген в 1901 г. за открытие излучения.
5. Где пароход погружается глубже в воду: в реке или море? Почему?
Ответ. В реке. Плотность соленой воды больше, чем пресной. В море Архимедова сила увеличивается.
6. В каком случае и почему космическая ракета нагревается при трении о воздух сильнее: при ее запуске или при спуске на Землю?
Ответ. При спуске, так как в этом случае скорость ракеты в нижних слоях атмосферы (где больше плотность) выше, чем при запуске.
7. Какими часами следует измерять время в космическом корабле в условиях невесомости: маятниковыми, песочными или пружинными?
Ответ. Пружинными
8. Ветер уносит воздушный шар на север. В какую сторону при этом отклоняется флажок, прикрепленный к вершине гондолы - на север или на юг?
Ответ. Ни на север, ни на юг, так как шар неподвижен относительно ветра.
9. В чем ошибся автор?
Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало, И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла…
Ответ. Уменьшилась энергия капли при кристаллизации, а энергия окружающего пространства (мира) - увеличилась, в соответствии с законом сохранения энергии.
10. Почему окна домов днем кажутся темными, т.е. темнее, чем наружные стены, даже если они (стены) выкрашены темной краской?
Ответ. Отражение света от стен всегда больше, чем отражение от прозрачных, т.е. пропускающих свет, окон.
Тур 4. Тупик Агаты Кристи
(чисто английский тупик)
1. Чем необычно это английское предложение? - «The quick brown fox jumps over the lazy dog» (перевод: Шустрая коричневая лиса прыгает через ленивого пса).
Ответ - в нем встречаются все буквы английского алфавита.
2. Это современное слово, которое сегодня известно всем было придумано английским поэтом Джеффри Чосером, автором Кентерберийских рассказов, еще в середине XIV века. В переводе оно означает «чириканье» или «щебетанье».
Ответ - Twitter.
3. Термин из шахматной игры checkmate произошел от фразы на персидском языке «shāh māt». Что оно означает в переводе?
Ответ - «the king is helpless» (король беззащитен).
4. Немец Генрих Гейне писал, что «английский язык - это когда люди берут в рот дюжину односложных слов, жуют их, глотают и выплевывают». Англичанин Бернард Шоу соглашался с ним в вопросе сложности языка: по его мнению, «немецкий и испанский языки вполне доступны иностранцам, а вот английский недоступен даже _____________». Кому, по мнению Бернарда Шоу, недоступен английский язык?
Ответ - англичанам.
5. Назовите единственное числительное в английском языке, количество букв которого соответствует обозначаемому числу.
Ответ - 4 four.
6. Назовите единственную букву, которая не встречается в периодической таблице Менделеева
Ответ - J.
7. Это английское слово имеет немецкие корни. В частях Европы, заселенных германскими племенами, были деревья под названием «boc». На них ставили небольшие отметки. Потом из них стали производить дощечки, где оставляли отметки. В 7 веке англичане начали использовать для этих целей пергамент, но слово оставили прежнее. Назовите его.
Ответ - book.
8. Английский не является официальным, государственным языком США и нигде (ни в Конституции, ни где-то еще) не зафиксирован как таковой. Какой язык официально зафиксирован как государственный язык США?
Ответ - никакой.
9. Немецкий экспериментальный археолог Маркус Юнкельман утверждает, что этот гладиатор дрался, используя оружие, состоящее из стальной трубы, которая монтировалась прямо в предплечье. На руку одевалось специальное полукруглое лезвие и крепилось к этой трубе. Благодаря этой «стальной руке» гладиатор мог блокировать удары оппонентов и быстро контратаковать. В другой руке он держал меч с очень острым кинжалом. Даже самое незначительное прикосновение такими орудиями могло нанести серьёзные травмы. От название таких гладиаторов вероятнее всего произошло одно очень распространенное английское слово. Какое?
Ответ - scissors (ножницы). Слово scissors пришло в английский язык из латинского. Первоначально scissor был римским гладиатором.
10. Как вы считаете, сколько букв было в английском алфавите…к примеру два века назад?
Ответ - 27.
Тур 5. Улица Флоренского
(улица поэтов и писателей)
1. Чем удивил и рассмешил своих русских друзей герой шуточного стихотворения А.Кушнера «Мы и иностранец Билл».
«Жаль, - я сказал, - что тбилисцы в финале
У ленинградцев очки отобрали».
А иностранец по имени Билл
Был с нами рядом и всех удивил:
«Дайте, - сказал, - до Нью-Йорка добраться,
Вышлю очки дорогим ленинградцам».
Иностранец знал только одно значение слова очки и не знал, что оно также может обозначать набранные в игре баллы.
Мы на Неве любовались моржами,
Как они плавают, стиснуты льдами,
А иностранец по имени Билл
Был с нами рядом и всех удивил.
«Вы говорите, что это моржиха,
Что ж она в шапочке, словно пловчиха?»
Морж - животное, моржи - люди, купающиеся в холодной воде.
«Мне, - я сказал, - иностранец мешает:
Всякого смысла он фразы лишает».
А иностранец по имени Билл
Был с нами рядом и всех удивил.
«Вы же не суп, - он сказал осторожно, -
И помешать вас никак невозможно».
Иностранец знал только одно значение слова мешать и не знал, что оно может означать «создавать препятствие, служить помехой»
4. Заполните левый столбик таблицы подходящими словарными словами из данного ниже списка, вставляя пропущенные буквы.
|
последовательность событий во времени |
|
комический или сатирический рисунок |
|
общепризнанный, выдающийся деятель искусства или литературы |
|
работник средств массовой информации, сообщающий новости |
|
использование чужого труда |
|
конные войска |
|
краткая цитата, предпосланная тексту |
Ответ:
Хронология |
последовательность событий во времени |
Карикатура |
комический или сатирический рисунок |
Классик |
общепризнанный, выдающийся деятель искусства или литературы |
Корреспондент |
работник средств массовой информации, сообщающий новости |
Эксплуатация |
использование чужого труда |
Кавалерия |
конные войска |
Эпиграф |
краткая цитата, предпосланная тексту |
5. О каком языковом явлении говорится в песне В.В.Высоцкого «Шторм»:
Мы говорим не штормы, а шторма -
Слова выходят коротки и смачны.
Ветра, не ветры сводят нас с ума,
Из палуб выкорчевывая мачты.
В песне говорится о профессиональном жаргоне моряков, который использует ненормативные формы слов литературного языка для маркирования своей принадлежности к корпоративной общности.
6. Подпишите устаревшие названия частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии.
7. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:
Птицы одинакового оперенья держатся вместе - одного поля ягодки, два сапога пара;
Когда море вернет всех погибших в нем - когда рак на горе свистнет;
У него еще за ушами не просохло - молоко на губах не обсохло;
Для каждой собаки наступит её день - будет и на нашей улице праздник;
Не стоит пороха и дроби - овчинка выделки не стоит;
Чёрная овца в семье - в семье не без урода, паршивая овца в стаде.
8. Придумайте подписи к этой картинке, используя разные виды односоставных предложений.
Замерзаем (определенно-личное), холодно (безличное), мороз (назывное), продрогли (неопределенно-личное).
Тур 6. Проспект Науки и открытий
(проспект ученных и мыслителей)
1. В каких месяцах Эйфелева башня более высокая?
Ответ. Башня высотой 320 метров. Поскольку она изготовлена из стали, которая имеет высокий температурный коэффициент расширения, ее высота увеличивается примерно на 15 см. летом.
2. Один из известнейших древнегреческих ученых, Архимед, считается автором одного из первых в мире устройств. Это устройство представляло собой вращающийся штопор, который проталкивал воду вверх по трубе. Это изобретение продвинуло ирригационные системы на новый уровень и до сих пор используется на многих заводах по очистке сточных вод. О каком изобретении идет речь?
Ответ: Водяной насос.
3.Это открытие было сделано в 1860-х годах французским ученым Луи Пастером (Louis Pasteur). Оно представляет собой процесс термической обработки, во время которой в определенных продуктах питания и напитках (вино, молоко, пиво) происходит разрушение патогенных микроорганизмов. Это открытие возымело значительное влияние на общественное здравоохранение и развитие пищевой промышленности во всем мире. Назовите его.
Ответ: Пастеризация.
4.Простые формы анестезии, такие как опиум, мандрагора и алкоголь, использовались людьми издавна, и первые упоминания о них ссылаются аж на 70 год нашей эры. Но с 1847 года обезболивание перешло на новый уровень, когда американский хирург Генри Бигелоу (Henry Bigelow) впервые ввел в свою практику_____________, сделав крайне болезненные инвазивные процедуры намного более переносимыми. Назовите эти вещества.
Ответ: эфир и хлороформ.
5.Это открытие было сделано нечаянно в 1895 году, когда ученый наблюдал за флюоресценцией, возникающей при работе катодно-лучевой трубки. За это поворотное открытие в 1901 году ученый был удостоен Нобелевской премии, ставшей первой в своем роде в области физических наук. О каком открытии идет речь?
Ответ: рентгеновские лучи.
6.С 1753 года многие исследователи проводили свои эксперименты для установления связи на расстоянии с помощью электричества, но значительный прорыв произошел лишь спустя несколько десятилетий, когда в 1835 году Джозеф Генри и Эдвард Дэйви (Joseph Henry, Edward Davy) изобрели _____________. С помощью этого устройства они и создали первый телеграф 2 года спустя.
Ответ: электрическое реле.
7.Инженер компании «Raytheon» Перси Спенсер, занимавшийся изготовлением оборудования для радаров, в 1945 году совершил одно из важнейших для этого мира открытий. Легенд о том, как он это выяснил, есть несколько. Согласно одной из них, однажды он случайно оставил в кармане шоколадный батончик и приступил к работе с магнетроном, а спустя несколько минут с удивлением почувствовал, как в шоколад в кармане начал плавиться. Попытавшись выяснить, в чем дело, Спенсер решил провести эксперимент с другими продуктами: яйцами и зернами кукурузы.
Ответ: микроволновая печь.
8.В одной из легенд говорится об одном андском жителе, потерявшемся в джунглях и подхватившем малярийную лихорадку. Совсем обессиленный от жажды, он выпил из лужи воды, находившейся у подножия этого дерева. Горьковатый привкус воды сначала очень напугал человека. Тот подумал, что выпил что-то, что еще сильнее усугубит его состояние. Но, к счастью, все произошло совсем наоборот. Через время его лихорадка отступила, человек смог найти дорогу домой и поделиться историей об удивительном дереве. Назовите это дерево.
Ответ: Хинное дерево.
9.В 1938 году Рой Планкетт работал в одной из лабораторий фирмы Дюпон (DuPont) в штате Нью-Джерси. В ту пору Планкетт изучал свойства фреонов. Однажды он под сильным давлением заморозил тетрафторэтилен, вследствие чего был получен воскообразный белый порошок, который в дальнейшем продемонстрировал удивительные свойства. Терзаемый любопытством Планкетт провел несколько экспериментов с новым веществом и обнаружил, что порошок не только жаропрочен, но еще и имеет низкие фрикционные свойства. Через два года уже был налажен выпуск нового материала, и мир узнал его под названием ________________.
Ответ: тефлон.
Вопрос 10
Этот удивительный ученый родился 10 июля 1856 года во время сильнейшей грозы, какие редко случаются в Сербии. Говорят, принимавшая роды повитуха сочла это плохим предзнаменованием, заявив, что родившийся ребенок - дитя тьмы. На это мать новорожденного пророчески ответила: "Нет, это будет дитя света! Назовите этого гениального ученого.
Ответ: Никола Тесла.
Показывается опыт с электромагнитной катушкой Тесла.
Вопрос от жюри - «Какой вариант покупки пиццы выгоднее - две радиусом 10 (по акции) или одну радиусом 15?» - всегда ли акции выгодны?
Сейчас жюри подводят итоги. А мне хотелось сказать вам, дорогие ребята, что пока вы только стоите на пороге этого удивительного города будущего Физматграда и с опаской смотрите на него. Но каждый из вас уже купил билет на поезд, который отправляется в этот город. Уже совсем скоро вы все приедете в этот город. В роли кого вы войдете в этот город - зависит только от вас. Вы закладываете свое будущее уже сегодня. Пусть это путешествие окажется для каждого из вас удачным, познавательным и интересным. Садитесь в поезд смело - и вперед! В добрый час!
Жюри подводят итоги квиза. Победители награждаются памятными подарками.