Обучение ведению мяча без зрительного контроля на занятиях по баскетболу

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Ключевые слова: баскетбол


В баскетболе ведение мяча является важным техническим приемом, без которого невозможно представить себе полноценную, тактически грамотную игру. Уже на первых занятиях у обучающих формируется представление, что ведение мяча - это передвижение игрока с непрерывно следующими друг за другом толчками мяча об пол одной или попеременно двумя руками. Где большую роль играет ведение мяча без зрительного контакта, а синхронная работа рук и ног, равноценность ведения мяча правой и левой рукой, высокая скорость передвижения, рациональное положение кисти на мяче, активное движение руки в локтевом суставе (5).

Обучение ведению мячам начинается с 4 класса, в последующих классах выполнение приема совершенствуется и закрепляется за счет увеличение скорости и изменение направления движения, попеременного ведения мяча правой и левой рукой. В 9 классе, согласно школьной программе, учащиеся должны овладеть навыком ведения мяча при сближении с соперником. Как известно, сначала изучается стойка игрока, затем передвижения- бег, прыжки, остановки, вышагивание, повороты. Непосредственно ведению начинают обучать с подготовительных упражнений - одноразовых ударов мяча об пол. Затем предлагается сочетать эти приемы с принятием стойки и с передвижением приставным шагом вперед-назад, вправо-влево. После этого применяем многоразовые удары об пол правой, левой рукой, сначала стоя на месте, потом в беге на месте и с небольшими перемещениями в разные стороны и с разной высотой отскока мяча. Конечно, все это вначале выполняется со зрительным контролем и лишь позже - без него (2).

Существуют множество техник и методик. Но для наиболее эффективного усвоения ведения мяча без зрительного контроля в своей практике отмечаю подвижные игры и упражнения с мячом. Так как упражнения и игры разнообразят занятия по баскетболу, делают их более эмоциональными, повышают навыки игры и усвоения правил.

  1. «Кросс с ведением мяча». Упражнение выполняют во время бега в среднем темпе. Продолжительность - 2-3 мин. В ходе упражнения учитель дает сигнал на низкое или высокое ведение, со зрительным или без зрительного контроля. Ведение осуществляется баскетбольной площадки или по диагонали, дугами. Кросс имеет следующие этапы - ведение бегом, приставными шагами правым, затем левым боком, спиной вперед, прыжками, в полном приседе, ведение по диагонали, с поворотом на 360 градусов, с рывками и остановками по сигналу. Все игровые задания выполняются правой, затем левой рукой, попеременно правой и левой с различной высотой отскока (1).
  2. «Броуновское (беспорядочное) движение». По всему спортивному залу расставляют до 40 низких стоек в произвольных местах. Класс делится на 2-3 команды, в каждой не более 10 игроков. Командам дается по 1 минуте, в течение которой игроки, ведя мяч, должны обойти как можно больше стоек, делая вокруг каждой круг. Количество обойденных стоек всеми членами команды суммируются, таким образом, выявляется команда-победительница. Можно проводить и личные соревнования.
    Вести мяч надо в течение всей минуты, брать мяч в обе руки нельзя. Ведение осуществляют одной или попеременно правой и левой рукой. Высота отскока мяча регулируется сигналом учителя. Если в 4-6 классах ведения выполняют любой рукой независимо от положения стоек, то в старших классах ведение осуществляют дальней рукой от стоек, как бы имитируя ведения мяча при сближении с соперником. Данная игра хорошо зарекомендовало себя и используется на уроках игры для совершенствования ведения мяча (2).
  3. «Восьмерка». Ученики разделяются на группы по трое человек. Партнеры стоят в 3 метрах друг к другу, один игрок в центре. Первый игрок передает мяч второму, и сразу же забегает за спину второго, готовясь к пасу от третьего. Второй сразу переводит пас третьему, тоже забегает за спиной, ожидая паса от первого игрока. Таким образом, передавая пас, и забегая за спины друг друга, игроки проделывают перемещение по площадке в форме «8». Упражнение повторяют несколько раз, на скорость и попадание в кольцо (3).
  4. «Подними мяч». В парах, по сигналу первый номер, ведя мяч, подбегает ко второму, и остановившись, быстро переводит мяч с высокого ведения на низкое - до полной остановки мяча. Затем, оставив мяч у ног партнера, он бегом спиной - вперед возвращается на свое место. Второй игрок частыми ударами кистью по мячу переводит мяч на ведение и далее повторяет действия первого. Упражнения повторяется несколько раз, учитывается ведение мяча без зрительного контакта (2).
  5. «Вокруг партнера». В парах, расстояние между партнерами - 3 метра. По сигналу учителя ученик без мяча начинает медленно передвигаться вперед приставными шагами, а его партнер осуществляет ведение мяча вокруг него. После одного круга вокруг спортивного зала игроки меняются ролями (3).
  6. «Полоса препятствий». Совершенствование и оценивание техники ведения идет в виде комбинированных эстафет, но не на быстроту, а на технику выполнения приемов. Из класса в класс эстафеты усложняются. Если в 7-8 классах оценку за ведение мяча выставляют исходя из числа совершенных ошибок, то в 9-10 классов кроме допущенных ошибок учитывается и время прохождения полосы препятствий. Когда на занятии применяется прохождение полос с препятствиями, занятие строится следующим образом. После вводной части первые пять минут основной части все учащиеся класса совершенствуются в технике отдельных технических элементов. Затем юноши начинают работать на полосе, а девушки занимаются развитием двигательных качеств по типу круговой тренировки. Далее происходит смена мест занятий (1).

Обучая ведению мяча при приближении с соперником для неожиданного изменения направления движения (это помогает выигрывать полшага или целый шаг у защитника и сохранить контроль над мячом при жесткой опеке), использую следующие упражнения,….

  • ведение мяча с переводом - перед собой (мяч ударом перед собой вперед)
  • вправо или влево перед собой (с переводом с одной руки на другую)
  • за спиной (то же, но игрок опережает мяч, выполняя удар о пол за собой)
  • между ногами (то же, но удар мячом о пол выполняется между ногами)
  • ведение мяча с поворотами при передвижении спиной вперед с одновременными переводами мяча из одной руки в другую (1).

Последовательность обучения данным приемам следующая… объяснение и показ приема, периодически напоминать учащимся, что голова, должна быть поднята вверх и направлена на соперника. Имитация без мяча, выполнение на месте, а затем с шага, на месте перед пассивным защитником, после ведения шагом перед пассивным защитником, после ведения бегом перед пассивным защитником, выполнение приема в контакте с активным защитником. Процесс оценивания происходит поточным методом (4).

Необходимо отметить, что применение на практике данных методик в работе школьной секции и занятиях позволило добиться значительных результатов. В подготовке учащихся игре баскетбол и стритбол на общешкольных, городских уровнях.

Благодаря этой форме работы, у воспитанников повысился уровень выполнения технических и тактических действий по баскетболу. Ученицы нашей школы занимают призовые места в городских соревнованиях по баскетболу «Хрустальная корзина» (2008 г. - мл. гр - 2 место, 2009 г. - ср. гр. - 1 место, 2010 г. - мл. гр - 1 место, ср. гр. - 2 место, 2011 г. - ср. гр. - 1 место, 2012 г. - ст. гр. 2 место, 2017 г. - ср. гр. - 4 место, 2018 г. - 1 место ср. гр.) по 2018 г. приостановили соревнования из-за пандемии.

  • 2012 г. Первенство школ по баскетболу в зачет 2-й спартакиады школьников ГО «город Якутск» среди девушек (2 гр.) - 3 место;
  • Соревнования по стритболу в зачет 5-й городской дворовой спартакиады, 1 место;
  • Соревнования по стритболу среди девушек 5-й городской дворовой спартакиады, команда победитель финала - 1 место;
  • 2013г., Первенство школ по баскетболу в зачет 3-й спартакиады школьников ГО «город Якутск» среди девушек (2 гр.) - 2 место;
  • Турнир по уличному баскетболу 3*3 «ФИБА» в рамках Всероссийских массовых соревнованиях «Оранжевый мяч - 2013», среди девушек - 3 место;
  • 2014г.1 место в первенстве школ г.Якутска по баскетболу в зачет 6-й спартакиады школьников ГО «г.Якутск» среди девушек 2-й группы.

Список использованной литературы

  1. Железняка Ю.Д., Портнова Ю.М., «Спортивные игры». Совершенствование спортивного мастерства. 3-е издание 2008 г. Москва. «Академия».
  2. Коджаспиров Ю.Г. «Развивающие игры на уроках физической культуры» 5-11 классы. Методическое пособие 8-е изд. Стереотипное. - М. Дрофа. 2004г.
  3. Найминева Э, «Физкультура». Методика преподавания. Спортивные игры. Ростов-на-Дону «Феникс». 2001г.
  4. Холодов Ж.К., В.С.Кузнецов. Теория и методика физического воспитания и спорта. 2-е издания Москва. 2003г.
  5. Юшкович Т.П., В.Е.Васюк, В.К.Булаков. «Применение технических средств в обучении и тренировке спортсменов» Методическое пособие. Минск«Палымя». 1987г.