Профессиональное развитие современного педагога в соответствии с вызовами времени

Разделы: Профессия — педагог


В современных условиях развития образования особо значима потребность современного общества в компетентных педагогах, способных к быстрому реагированию и адаптации своих профессиональных качеств, что порождает возникновение новых форм совершенствования методических и цифровых компетенций [2] .

Одной из проблем в профессиональной деятельности педагога является применение новых знаний и опыта в ежедневной работе. Ему тяжело отойти от стереотипов старой работы, в связи с чем возникают трудности применения специфических технологий работы с различными категориями обучающихся. Следует отметить, что практики профессионального развития педагогов реализуются автономно от общешкольных задач улучшения качества образования, оторваны от среды, в которой одновременно существуют и проблемы, и возможности найти их решение, игнорируется потенциал профессионального взаимодействия между коллегами [9].

Другой проблемой является необходимость индивидуального подхода к педагогическим работникам [4]. Необходимо учитывать сильные и слабые стороны, а также разные потребности в профессиональном развитии и предоставлять каждому педагогу возможности для развития в областях, наиболее важных для его профессионального роста.

Зачастую отсутствует мотивация педагогов в профессиональном развитии. Многие не видят необходимости в дополнительном обучении и развитии своих профессиональных навыков, не находя в этом прямой выгоды для себя. Поэтому необходимо создать условия, стимулирующие педагогов для профессионального развития, например, через систему мотивации за достижение целей и результатов, вознаграждение и признание достижений [6] .

Нехватка времени на профессиональное развитие выражается в том, что зачастую педагоги работают в условиях перегрузки и не имеют фактического времени на участие в семинарах, тренингах и других мероприятиях по профессиональному развитию. В связи с этим, необходимо предоставить педагогическим работникам гибкий график обучения, позволяющий выбирать удобное время и формат обучения [4].

Одной из ведущих перспектив профессионального развития педагогов является интеграция инновационных технологий в процесс обучения [5]. Известно, что такие современные тенденции развития образовательных систем, как массовое онлайн-образование, тотальность Интернета, мобильность, цифровизация, автоматизация интеллектуальных операций, обязывают педагогов применять навыки методической работы в цифровой среде. Так, еще с 2015 года проект Edutainme пропагандирует «Манифест о цифровой образовательной среде». Новые требования к методической подготовке педагога в цифровой среде обусловливают необходимость поиска эффективных педагогических решений по развитию методической компетентности педагогов средствами цифровых инструментов.

Методическая компетентность педагога как одно из основополагающих характеристик современного педагога является областью научного интереса множества ученых. Исследователь Бубнова И.С. связывает методическую компетентность с системными методическими знаниями педагога, умением осуществлять диагностические процедуры для выявления результатов обучения, проектированием инновационных образовательных технологий и отбором содержания образовательного процесса по своему предмету [3]. Ряд ученых, в числе которых Аржакова М.И., Егорова К.Е. [1], Демидова Е.А. [4], Муллер О.Ю.[8], связывают методическую компетентность с функциями адаптации, организации, исследования и контроля образовательного процесса на основе методических знаний, умений и навыков педагога.

Методическая компетентность сегодня преобразована в более сложную качественную характеристику, присущую педагогу с сетевым NET мышлением, надиндивидуальным виртуальным сознанием, способностью осуществлять Интренет-коммуникацию с позиции сетевой личности, культурой сетевого общения [10]. Мониторинг методической компетентности педагогов 2019 года подтвердил необходимость актуализации методических умений в области цифровых технологий.

Использование цифровых инструментов определяет уровень профессионализма современного педагога, работающего с цифровой средой, как процесса создания активного практико-ориентированного онлайн пространства образовательной организации. Это позволяет создавать также интерактивные и эффективные программы профессионального развития, которые могут быть доступны педагогам в любое время и из любой точки мира. Например, это может быть использование онлайн-курсов, вебинаров, электронных учебников и других электронных ресурсов.

Сегодня мы наблюдаем и коренное изменение в процессе выстраивания профессиональной коммуникации педагогов, которое напрямую связано с пандемией 2020, открывшей новые возможности и форматы методического сопровождения: педагогические эдутоны, митапы, цифровые воркшопы, методические игры [9]. Перспективным является использование различных форм обучения, позволяющих развивать профессиональные навыки в наиболее комфортных условиях: дистанционные курсы, тренинги, семинары и др. [8].

Следует отметить, что профессиональное развитие педагогических работников должно быть основано на системном подходе, оно должно быть взаимосвязано с целями и задачами образовательной организации. Особо важно создание атмосферы поддержки и взаимодействия в образовательной организации. Это может включать в себя организацию менторства, где опытные педагоги будут работать со своими молодыми коллегами, помогая им развивать свои профессиональные навыки и решать трудности [3].

Использование системы мониторинга и оценки эффективности профессионального развития современных педагогов позволит оценивать результаты обучения и корректировать программы профессионального развития в соответствии с возникающими потребностями, что может стать инструментом мотивации и признания достижений педагогических работников [6].

Таким образом, развитие методической и цифровой компетентности современного педагога необходимо осуществлять с учетом конструирования индивидуального цифрового маршрута методической подготовки педагога, привлекая цифровые ресурсы активного практико-ориентированного онлайн пространства образовательной организации; организация сетевого онлайн взаимодействия педагога и обучающегося с учетом возможностей цифровой среды и др. Развитие профессиональной компетентности педагога является динамичным процессом усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущим к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающим непрерывное развитие.

Список литературы

  1. Аржакова М.И. Формирование и оценка методической компетентности бакалавров по направлению «педагогическое образование» в современных условиях (на примере профиля «Биология и химия»)/ М.И.Аржакова, К.Е.Егорова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2018. -№ 9 (132). - С. 82-90.
  2. Безматерных Т.А. Профессиональный рост учителя в современном образовательном пространстве: проектирование модели построения индивидуальной траектории профессиональной и творческой реализации педагога в условиях непрерывного образования / Т.А.Безматерных, О.Ю.Терещенко // Мир науки, 2018. - Т. 6. - № 5. - С. 4.
  3. Бубнова И.С. Методическая компетентность педагога: сущность и диагностика [Электронный ресурс] / И.С.Бубнова // Педагогическая перспектива, 2021. - №3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-kompetentnost-pedagoga-suschnost-i-diagnostika
  4. Демидова Е.А. Формирование методической компетентности учителя в области развития функциональной грамотности / Е.А.Демидова // Развитие цифровых компетенций и функциональной грамотности школьников: лучшие практики дистанционного образования на русском языке. - М., 2020. - С. 48-63.
  5. Леденева А.В. Стратегия развития профессиональной активности обучающегося [Электронный ресурс] / А.В.Леденева // Вестник ЮУрГГПУ, 2016. - №7. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-razvitiya-professionalnoy-aktivnosti-obuchayuschegosya
  6. Масловская С.В. Наставничество как ресурс профессионального развития педагога / Е.А.Ганаева, С.В.Масловская, А.А.Муратова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - № 5 (228). - С. 91-98.
  7. Муллер О.Ю. Развитие личностных и профессиональных качеств будущих педагогов при реализации проектной деятельности [Электронный ресурс] / О.Ю.Муллер, Н.А.Ротова // Концепт, 2020. - №9. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-lichnostnyh-i-professionalnyh-kachestv-buduschih-pedagogov-pri-realizatsii-proektnoy-deyatelnosti.
  8. Муратова А.А. Организация профессионального самообразования педагога [Электронный ресурс] / Саитбаева Э.Р., Муратова А.А.// Вестник ОГУ. - 2022. - №2 (234). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-professionalnogo-samoobrazovaniya-pedagoga.
  9. Тихоновецкая И.П. Методическая игра как форма методического сопровождения педагогов в условиях цифровой образовательной среды / И.П.Тихоновецкая, Н.Д.Вьюн // Шамовские педагогические чтения: Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. - М.: Научная школа управления образовательными системами, Международная академия наук педагогического образования, «5 за знания», 2022. - С. 329-334.
  10. Freddano M., Pandolfini V. Teacher Training on Data Literacy for School Evaluation and Improvement: A Teacher Professional Development Experience in Italy // Education and Self Development. - 2022. - Vol. 17. - № 1. - P. 89-98.