Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация».
Цели: упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов, обогащение речи антонимами, составление сказки по опорному плану; совместная творческая работа детей, диагностика психологического микроклимата группы.
Оборудование: картинки козочки и волка, карточки с напечатанными словами, картинки с изображением леса, города, моря, поляны, космоса, картинки-эмоции, бумага, цветные карандаши, шапочки волка и козы, корзинка с гостинцами.
Ход занятия
1. Оргмомент
Логопед и психолог загадывают загадки.
«Ребята, отгадайте загадки»:
На копытца встану,
Листики достану.
Я осинку обдеру -
Пожевать люблю кору.
Ростом я невелика,
Но хватает молока.
Тонконога и рогата,
Как зовут меня, ребята?Смел и зол разбойник серый.
Чуть козу вчера не съел он.
К счастью, Тузик и Трезорка
За отарой смотрят зорко.
Еле ноги уволок
От собак матёрый…
После отгадывания детьми загадок выставляются картинки козочки и волка.
- В какой сказке главные герои волк и коза?
- Послушайте новую сказку про волка и козу.
2. Рассказывание сказки по ролям (логопедом и психологом) с использованием элементов драматизации
Жили-были добрая, весёлая, ласковая козочка и злой, грубый волк. Однажды идёт козочка с базара, несёт гостинцы своим козляткам, а навстречу ей волк.
- Здравствуй, соседушка волчок - серенький бочок! - говорит козочка ласково и приветливо.
- Здравствуй коза-дереза, - отвечает волк грубо.
- У меня голосок тоненький, ласковый. Все меня по голоску узнают, и все меня любят.
- А у меня голосище грубый. Я всех своим голосищем пугаю.
- У меня глазки добрые и ласковые.
- А у меня злющие глазищи. Все меня боятся.
- У меня стройненькие тоненькие ножки. Я учу козляток ими красиво и громко топать.
- У тебя маленькие ножки, а у меня большущие и толстенные ножищи.
- Я нежно облизываю своих козляток маленьким мягоньким язычком. И зубки у меня тоже маленькие.
- А у меня большущий язычище и страшные зубищи. Я всех твоих козляток съем.
- А ну-ка, волк, отгадай, что у меня есть, а у тебя, серого, нет и не будет.
Волк недогадливый, глупый, отгадать не может.
Отгадайте вы.
- Берегись, злой и глупый волчище! Я забодаю тебя крепчайшими и большущими рожищами.
Работа логопеда:
3. Подбор определений
«Ребята придумайте как можно больше слов»
Козочка (какая?) - добрая, ласковая, нежная, заботливая, смелая;
Волк (какой?) - злой, грубый, страшный, глупый.
4. Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов
«Ребята, измените слова, скажите про козочку ласково, а про волка грубо».
Читающие дети читают слова на доске (голос, глаза, ноги, язык, зубы, рога). Все дети образовывают правильную форму сущ-х. Сложные слова проговаривают вместе.
Слова |
Козочка |
Волк |
голос |
Голосок |
Голосище |
глаза |
Глазки |
Глазищи |
ноги |
Ножки |
Ножищи |
язык |
Язычок |
Язычище |
зубы |
Зубки |
Зубищи |
рога |
рожки, рожищи |
4. Игра с мячом «Скажи наоборот» (сопоставление козочки и волка, употребление антонимов)
ласковая, вежливая - грубый
добрая - злой
умная - глупый
веселая - скучный
смелая - трусливый
хорошая - плохой
трудолюбивая - ленивый
красивая - страшный
вежливая - невоспитанный
Работа психолога:
5. Упражнения на дыхание, растяжку из программы «Успешный старт»
(Один ребенок показывает знакомые упражнения, а остальные повторяют)
6. Придумывание детьми сказки по плану с использованием опорных картинок
«Сегодня будем придумывать свою сказку».
План:
- Где? (где происходят события) Картинки: лес, город, море, деревня, космос.
- Кто? (герои сказки) Картинки: животные, люди, рыбы, насекомые.
- Какие? (характеристика героев). Картинки-эмоции.
- Что произошло? (сюжет сказки).
- Чем закончилось?
Логопед записывает придуманную детьми сказку.
7. Зачитывание готовой сказки детям
8. Рефлексия сказки
Психолог обсуждает с детьми сказку, поступки героев, пытается вывести детей на понимание проблематики и морали сказки.
9. Рисование детьми иллюстраций к сказке. Придумывание названия сказки
10. Итог. Психолог резюмирует проведенную с детьми работу
Материал для закрепления, рекомендации воспитателям:
- Проведение подвижной игры «Большой и маленький»;
- Провести игру с мячом «Скажи наоборот» (закрепление антонимов);
- Проиграть в сочиненную детьми сказку.
Игра «Большой-маленький»
Инструкция: «Я назову большой предмет, а вы - предмет поменьше, совсем маленький и очень большой, например: дуб-дубок- дубочек - дубище. Вы не только назовете, но и покажите размеры предметов: большой предмет - стоя, руки вниз; предмет поменьше - слегка присев, руки вперед; маленький предмет - сидя на корточках, руки на коленях; огромный предмет - подняться, руки кверху»
- Дом - домок, домочек, дым - дымок - дымочек - дымище;
- Сад - садик, садочек, садище;
- След - следок, следочек, следище;
- Ход - ходок, ходочек, ходище;
- Дождь - дождик, дождичек, дождище;
- Друг - дружок, дружочек, дружище;
- Сапог - сапожок, сапожочек, сапожище;
- Глаз -
- Зуб -
- Голос -
- Карман -
- Нос -
- Рот -
- Лоб -
- Рука -