Поиграем? Хлопните в ладоши, скажите "здравствуйте!" и сядьте те, кто...!
Так начинается каждый наш урок. И сегодня тоже... Хлопните в ладоши те, кто с удовольствием отдохнул на выходные!... Половина класса.. Хлопните в ладоши те, кто с удовольствием сегодня пришёл в школу!.. Меньше половины... Хлопните в ладоши те, кто с удовольствием сегодня общался с одноклассниками!... Большая часть... Ну хоть что-то! Что же такое происходит с нашими детьми, что они идут в школу, как на каторгу!? Ведь на уроках отвечают, и глаза у них горят, и заинтересованность есть. Правда не у всех.. Попробуем в этом разобраться!
Итак, ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ? Прежде всего, давайте поймем причины. Вряд ли это произошло в один день. Не бывает так, что учитель отличный, вы ребёнка хвалите и поддерживаете у него познавательный интерес, и вроде бы всё здорово, а тут раз и "мне надоело учиться!"
Попробую систематизировать опыт моих клиентов, учеников, коллег и мой собственный.
1. Раннее начало обучения. Замечаю в последнее время, как мамы хвалятся: ой, а я отдала своего ребёнка в развивайку с 2-х лет и до самой школы! Он у меня уже в 3 года читать начал!..
Ещё развивается тенденция, когда с двухлетним малышом разговаривают, как со взрослым. Вот таких разговоров по дороге на работу слышу большое множество: ты знаешь, просто тут турбины поставлены, чтобы... Тем самым, ребёнка лишают детства, того момента, когда посредством самостоятельных открытий он развивает в себе познавательный интерес. Когда спрашиваю у таких родителей, - а зачем? Ответ, обычно, похожий: нуу, как же! У Ивановых уже читает и считает в два года до тысячи!
2. Отсутствие умения трудиться.
Этих детей «перекормили» игрушками и подарками. Им всегда дарили много, порой слишком много вещей. Они ещё и пожелать не успевали, помечтать о новой игрушке, а она уже у них появлялась. "Ну пусть у моего ребёнка будет всё. В моём детстве этого не было!"
А ещё просто родители новыми игрушками заменяют общение, целовашки, обнимашки. Такие дети не научены прикладывать усилия, преодолевать препятствия, чувствовать радость от успеха, от нового. Любая трудность при обучении вызывает в них отказ от работы и ответ "а мне скучно".
3. Перегрузки ребёнка.
Когда у него нет ни минутки свободного времени, чтобы просто ничего не делать, расслабиться, набраться энергии.
Однажды спрашиваю у ученика: а что мешает тебе учиться, домашку делать? - А вы знаете, мне просто некогда. У меня английский, и художка, и кружок по фото и футбол. Меня мама домой каждый день привозит в 22-00 часа. И я уже спать хочу...
У ребёнка просто не хватает физических сил ещё и на учёбу в школе.
4. Отсутствие поддержки от родителей.
5. Конечно, все родители желают своим детям добра, каждый твердит о важности образования, запрещает гаджеты. Почему же ребёнок не слышит? Он вас слышит и даже, скорее всего, понимает и старается.
Но каждую маленькую удачу (написал диктант опять с ошибками, но ведь их стало меньше!) родители склонны не замечать (всё равно плохо!). Зато каждое замечание или плохая отметка раздувается до масштаба вселенской трагедии («Ну вот, опять меня позоришь!»).
Ребёнку сложно противостоять такому взрослому. И он решает не тратить зря усилий и плыть по течению. Как однажды мне сказал мальчик (со слезами на глазах, в отчаянии) в ответ на моё: а можешь поговорить об этом с родителями? - а зачем? Они всё равно меня не поймут! И я всё равно буду плохим! А гаджеты - это возможность получить мгновенное удовольствие, уйти в нишу комфорта…
6. Биологические причины, мешающие ребёнку усваивать учебный материал.
Каждому бог даёт по способностям. Кому-то учёба даётся легко, а кто-то не понимает даже обычных объяснений. И вот в четвёртом, пятом, шестом классе родители ищут специалистов всех мастей, чтобы только помогли. Но уже поздно, время упущено. Чаще такого ученика называют просто ленивым («Он ведь может, но не хочет совсем!»). Напомню только, что лень это защитная реакция организма на перегрузки или на трудности в обучении.
ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА УЧЕБОЙ?
Настолько важный и актуальный вопрос, что начинаю отвечать на него без разных там предисловий. Есть некоторые секреты, но их так много, что однажды я собрала все приемчики воедино в одну систему.
На самом деле здесь все важно- и цвет окружающих предметов, и сами предметы, и приемы быстрого запоминания, и упражнения, помогающие повысить активность головного мозга и даже питание играет роль!
Но даже и не это главное. А знаете, что? Хотя бы единичный, разовый успех! Да, это все кажется так просто, но на самом деле очень важно!!! Если ребенок не будет чувствовать успеха в школе, дальше будет только уныние, скука и полное нежелание учить уроки. Поверьте, это так.
А еще дальше- замечания учителей, нотации родителей, вызовы на собрания и педсоветы для стимуляции и повышения мотивации школьника.
Бесполезно! Ничего не поможет! Знаете, что получается? По принципу - "он сломал ногу, а я его заставляю бежать дистанцию, а потом ругаю, что не смог"
Что поможет?
1. Доверие родителей и совместное обсуждение, что не так. А главное, слова о том, как вы ПОНИМАЕТЕ своего УЧЕНИКА. Это важнее всех нотаций вместе взятых!
- Слушай, как Я тебя понимаю! Ты в школе устаешь, и ещё уроки надо делать. Но ведь от этого никуда не денешься. У меня есть для тебя несколько секретов, как научиться быстро делать уроки и запоминать лучше! Давай попробуем?!
2. В первое время - системное приучение к выполнению домашнего задания. С применением разных техник, помогающих это сделать быстро и качественно. Зачем? Банально, но факт- для того, чтобы прийти в школу и получить похвалу и хорошую оценку за работу на уроке! Это вдохновляет и даёт чувство "Я могу!"
Если этого всегда не хватает и плюс еще постоянно ругают и делают замечания, рождается противоположное чувство - "Я плохой и родители меня не любят!" И чувство ущербности, неполноценности и низкой самооценки.
- "Зачем стараться? Я все равно ничего не смогу и у меня никогда не получится! Потому что я тупой!" (Кстати, других значений слова "тупой" нынешние дети не знают, как выяснилось)
3. Ни в коем случае не ругайте за то, что не получается. Не все сразу мы ходить научились, ведь правда? Лучше дайте максимум поддержки и продолжайте вместе решать проблему, до первого успеха, когда радоваться будете вместе!
- Слушай, ну ничего страшного, сегодня не получилось, завтра обязательно получится! Ведь мы же в школу ходим учиться и имеем право на ошибки! Я рядом, и Я обязательно помогу тебе!
4. Никогда не ругайте за плохие оценки! Лучше сядьте и проанализируйте, что не получается. Может быть, ваш ученик знал материал, но испугался ответить. И такое бывает. Нужно просто узнать причину.
5. Конечно, есть еще много разных моментов, как приучить ребенка делать уроки и получать от этого кайф! Но самое важное - предлагайте разные варианты выполнения заданий - например, видеоролик, который стоит просмотреть вместо учебника, задачка, которую вы будете решать наперегонки, у кого получится, превращение школьника в учителя, который будет показывать маме, как надо делать… Главное - ваша заинтересованность не оценками, а вопросом - как там моему ученику? Чем я могу ему со своим опытом помочь.
6. Для системы важен ещё режим дня. Функциональный, а не просто висящий на бумажке. Когда и что делаем, и во сколько. Кстати, для начала можно на промежутки времени ставить таймеры.
Успехов! У вас обязательно все получится! Уверена.