Методическая разработка урока информатики/физики «Реактивное движение и проектирование ракеты»

Разделы: Физика, Информатика


Презентация "Реактивное движение" - https://yadi.sk/d/5hJFJWTSwlu4FA

Цель: на примере изучения темы «Реактивное движение» и практической работы на компьютере познакомить учащихся с материалами урока физики и информатики.

Задачи урока:

  • Обучающая: познакомить с термином «реактивное движение» и обеспечить понимание смысла реактивного движения.
  • Развивающая: развивать познавательные интересы и творческие способности; способствовать расширению кругозора; дать возможность почувствовать свой потенциал каждому ученику; формировать представление о роли «физики» в жизни общества.
  • Воспитательная: воспитывать чувство гордости за достижения страны; воспитывать любознательность, развивать творчество; развивать эстетическое восприятие мира; обратить внимание на бережное отношение к окружающему миру: природе и космосу.

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не обычный урок.

Михаил Васильевич Ломоносов (учёный, основатель университета в России) сказал:

«Открылась бездна, звёзд полна…
Звёздам числа нет, бездне - дна…». Слайд 1.

С давних времён человечество манило космическое небо. Мечта попасть туда была недосягаемой. Сегодня на уроке мы узнаем, как человечеству удалось покорить космос. Мы изучим вид движения, который открыл человечеству дорогу в космос.

Тема урока: "РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ. РАКЕТА"

2. Актуализация знаний

Знаете ли вы, за счёт чего осуществляется механическое движение?

- За счёт взаимодействия тел.

- Что необходимо, чтобы было взаимодействие?

- Должно быть два тела.

- Есть рассказ барона Мюнхгаузена о том, что вытащил себя из болота за волосы вместе с конём? Вы слышали эту историю?

- Слышали.

- Учёные, зная известные на тот момент законы физики, думали, что движение без опоры невозможно. Но!

Школьный учитель физики из Калуги, Константин Эдуардович Циолковский, учёный-самоучка, но внимательный и целеустремлённый, открыл новый вид движения. Давайте и мы пройдём его путь наблюдений и рассуждений. Попробуем повторить его открытие? Слайд 3.

3. Постановка учебной задачи

Перед началом составим план действий: Слайд 4.

  1. Понаблюдаем за немеханическими движениями.
  2. Разберём аналогичный вид движения на примере.
  3. Сформулируем определение реактивного движения.
  4. Поставим опыт, чтобы определить, что влияет на это вид движения.
  5. Рассмотрим реактивное движение на примере ракеты.
  6. Смоделируем ракету и сделаем виртуальный запуск.

4. Основная часть

1. Посмотрите на движение морских жителей: медузы, каракатицы. Найдите взаимодействующие тела, которые являются причиной движения (или их нет?). Что вы можете сказать об этих телах? Слайд 5.

2. Мальчик взял в лодку мячи и намерен без вёсел осуществить движение по реке. Возможно ли это? (Обратитесь к своему жизненному опыту и наблюдательности). Как это сделать эффективно? (кидать мячи по одному или все вместе? в разные стороны или в одну? скорость бросания мячей учитывать или нет?). Слайд 6.

Какое бы вы дали определение реактивному движению:

Реактивным движением называют движение тела, возникающее при отделении от него с какой-либо скоростью некоторой его части.

Поставим опыт с воздушным шаром. Ученики работают в парах. Слайд 7.

  • 1-2 пара: Большой воздушный шар.
  • 3-4 пара: Воздушный шар меньшим объёмом.
  • 5-6 пара: Большой воздушный шар с утяжелителем внутри.

Обсудим особенности полёта шаров:

Наблюдаем: Чей шарик полетит выше?

Задача для всех: от каких параметров будет зависеть дальность полёта.

После совместных обсуждений делаем вывод:

Дальность полёта реактивного снаряда зависит:

  • От давления и количества газа внутри шарика.
  • От массы системы.

Вывод: Реактивное движение - движение, возникающее при отделении от тела с некоторой скоростью какой-либо его части. Слайд 8.

Реактивное движение - единственный вид движения, который может осуществляться без взаимодействия с окружающей средой. Так всё что нужно для движение находится в самом объекте - воздух в шарике, мячи в лодке. Слайд 9.

Поэтому это единственный способ для движения в космосе, где нет ни опоры: ни земли, ни воздуха, на который опираются птицы и самолёты. Слайд 10.

Практически реализовать идеи Циолковского удалось величайшему конструктору - Сергею Павловичу Королёву. Слайд 11.

Коллектив под его руководством создал первую космическую ракету и вывел в космос первый искусственный спутник Земли. Слайд 12.

Смотрим об этом фильм. Слайд 13.

Послушайте сигналы первого искусственного спутника Земли, которые слушал весь мир. Слайд 14.

Вслед за спутником в космос отправился человек - Юрий Гагарин. Когда это было? - 12 апреля 1961 года. Слайд 15.

Как же устроена ракета? Почему её называют ракета-носитель? - несёт полезную нагрузку. Слайд 16.

Ракета-носитель состоит из Космического корабля (полезной нагрузки спутники или космонавты) закрытого обтекателем, приборного отсека ракеты, баков с топливом, камеры сгорания и сопел.

Чтобы не тащить за собой пустые баки из-под израсходованного топлива делают многоступенчатые ракеты. Слайд 17.

Давайте посмотрим, как ракету готовят к старту и сам старт. Слайд 18.

Как же создают такие ракеты?

Как вы думаете, как раньше делали расчёты? Компьютеров не было. Не было даже калькуляторов. Вручную считали. Слайд 19.

Сегодня, благодаря компьютерам, существуют программы, которые позволяют нам спроектировать ракету и даже запустить её не вставая со стула.

Познакомимся с программой SpaceCAD https://www.spacecad.com/ Слайд 20.

5. Практическая работа

Задача: спроектировать ракету из блоков (Слайд 20) и осуществить её виртуальный запуск. Слайд 21.

На компьютерах запускается программа SpaceCAD. Ученики в программе SpaceCAD создают ракету используя параметры, заданные по умолчанию.

6. Заключительный этап

  • Что нового узнали на уроке?
  • Что такое реактивное движение? Слайд 24.