1. Наименование технологии: кейс-метод.
2. Цель: формирование у учащихся новых качеств (способов деятельности) и умений через включение в решение практических задач.
3. Общие сведения (принципы, методы, условия, средства)
Кейс-метод - интерактивная технология обучения, использующая описание готовых ситуаций. Задача участников заключается в идентификации проблемы и поиске вариантов ее решения, основанных на методах генерации идей, посредством организации дискуссии или структурированного обсуждения. Центральным понятием кейс метода является понятие «ситуация», т.е. набор переменных, когда выбор какого-либо из них решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. При данном методе участник самостоятельно вынужден принимать решение и обосновывать его. Суть метода заключается в том, что участникам предлагается готовая ситуация, которая в той или иной степени имитирует реальную жизненную ситуацию. Чаще всего она излагается письменно в виде готовой «истории», причем финал остается «открытым». Участникам предлагают ее проанализировать и предложить свое решение. При этом на занятиях создается обстановка, приближенная к действительности. Приняв на себя роль конкретного лица, участник вникает в мотивы его поведения.
Кейс метод включает в себя такие приемы, как:
- приемы работы с информацией;
- приемы, обеспечивающие выявление и идентификацию проблем;
- приемы анализа последовательности фактов, иллюстрирующих развитие конфликта, и через их сопоставление выход на предмет конфликта и содержание проблемы;
- приемы анализа субъектов ситуации, определения их места в организации, схем взаимодействия, области интересов, возможного предмета конфликта с последующим сопоставлением с фактами, подтверждающими или опровергающими сделанные выводы; приемы описания ситуации как целостной системы; - приемы и процедуры решения проблемы.
4. Предполагаемые результаты
Исполнение ролей заставляет задуматься над необходимостью учитывать позиции всех заинтересованных сторон, учит анализировать собственное поведение и наблюдать за деятельностью других людей в определенной производственной (жизненной) ситуации. В конце занятия весь комплекс действий участников, принимающих решение, обсуждается совместно и может оцениваться по количеству набранных баллов.
Опыт использования кейс метода в практике обучения показал его высокую эффективность в:
а) развитии навыков структурирования информации, систематизации и развития знаний; б) освоении умений обнаруживать и идентифицировать проблемы;
в) освоении технологий выработки решений, критической оценки накопленного опыта принятия решений;
г) развитии эффективных коммуникаций в процессе коллективного поиска и обоснования решения.
5. Пример применения
Кейс 1. Представьте, что вы уже окончили институт, начали работать и хотели бы купить своё жильё. Но у вас в наличии только 200 тыс. рублей. Квартира, которую вы присмотрели, стоит 2 млн. рублей. Что будете делать, чтобы решить данную проблему без обращения к родителям и друзьям, самостоятельно?
Кейс.2. Представьте, что вам уже 30 лет. Вы работаете по трудовому договору и получаете заработную плату 25 тысяч рублей. Именно сейчас вы решили определиться со своими пенсионными накоплениями и способом их управления. Какую стратегию увеличения своих доходов на пенсии вы сейчас разработаете, чтобы после выхода на пенсию иметь достаточный уровень жизни.
Для работы над кейсом в классе можно сформировать группы. Кейс метод предполагает, что каждая группа будет выполнять одну тему в течение всего занятия.
Кейс в каждой группе обсуждается в следующей последовательности:
- обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе;
- обмен мнениями и составление плана работы над проблемой;
- работа над проблемой (дискуссия);
- выработка решений проблемы (мозговая атака);
- дискуссия для принятия окончательных решений;
- подготовка доклада;
- аргументированный краткий доклад.
Работа руководителя включает: организацию работы группы; фиксацию всех идей, высказанных в ритме мозговой атаки; недопущение критики идей, группирование высказываний; подготовка доклада о результатах работы группы, выступление с докладом перед всеми участниками.