Конспект открытого урока "Глинка и балетный театр"

Разделы: Музыка, Дополнительное образование, Профессия — педагог


Педагог: Здравствуйте, ребята, гости. Тема нашего открытого урока звучит так «Михаил Иванович Глинка и балетный театр». А кто такой Михаил Иванович Глинка?

Учащиеся: Русский композитор. Основоположник русской классической музыки.

М.И.Глинка (1804-1857)
Русский композитор, основоположник русской классической музыки.

Педагог: Верно. Его творчество определило национальное и мировое значение русской музыки, обозначив, тем самым основные пути ее развития в творчестве композиторов последующих поколений, в первую очередь - «Могучей кучки» и П.И.Чайковского. К концу 1830 годов русский балет вступил в эпоху романтизма. К этому времени относятся блистательные страницы русской балетной музыки. Давайте вспомним, сочинял ли Глинка балеты?

Учащиеся: Нет.

Педагог: Верно. Не сочинив ни одного балета, Глинка все же использовал танцевальные формы в своих произведениях, в частности в операх. В этом проявляется взаимодействие двух жанров: оперы и балета. Танец у Глинки впервые в русской музыке стал одним из средств создания образов героев в опере, картин народной жизни в симфонических произведениях. Какие вы знаете симфонические произведения Глинки?

Учащиеся: Симфоническое творчество композитора сравнительно невелико по объему. Это испанские увертюры «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде», симфоническая фантазия «Камаринская», «Вальс-Фантазия».

Педагог: А какое самое известное симфоническое произведение Глинки?

Учащиеся: «Камаринская».

Педагог: Симфонические произведения Глинки положили основание будущему классическому русскому балету, подготовили балетную реформу Чайковского. Особенности симфонизма Глинки наиболее полно раскрылись в «Испанских увертюрах», где основой произведения являются подлинные народные танцы: хота - национальный испанский трехдольный танец, ставший одним из музыкальных символов Испании и - сегидилья, а также в «Камаринской».

На музыку сочинений Глинки создавались балетные представления, такие как «Сон» (сценарист и балетмейстер М.М.Фокин), «Арагонская хота» (сценарист и балетмейстер тот же), «Испанские эскизы» (сценарист и балетмейстер А.А.Горский) и т.д.

М.М.Фокин (1880-1942)
Русский, позднее американский артист балета и хореограф. Основоположник классического романтического балета XX века.

А.А.Горский(1871-1924)
Русский артист балета, балетмейстер, заслуженный артист Императорских театров.

Педагог: Современник событий 1812 года, Глинка в своей первой патриотической опере «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») показал великую роль народа в истории родной страны. А какое событие произошло в истории в 1812 году?

Учащиеся: Отечественная война. Война между Россией и наполеоновской Францией на территории России.

Педагог: В то время велись очень жестокие преследования со стороны царской администрации, в России продолжала развиваться прогрессивная общественная мысль. Причиной этого было неприятие передовыми людьми того времени существующего жизненного уклада. Их не могло не волновать тяжелое положение русского народа во время Отечественной войны 1812 года, страдавшего от наполеоновского вторжения. Поэтому в произведениях лучших писателей, художников, музыкантов нашел отражение их интерес к жизни народа, к его судьбе. Это проявлялось в стремлении правдиво отразить современную действительность, а также пристальном внимании к народному творчеству, использовании в произведениях народных сюжетов, мелодий, песен, танцев.

Народные танцы все больше входили в репертуар оперного и балетного театров. Сам факт использования народного танца, передача в танце подлинных народных чувств был очень важен. Об общем патриотическом подъеме свидетельствовало использование дивертисментов с народными танцами. Что такое дивертисмент?

Учащиеся: это ряд танцев развлекательного характера.

Педагог: Танцевальные сцены в операх Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» имели огромное значение для развития русского национального балетного театра.

М.И.Глинка является основоположником национально-характерной традиции решения танцевальных эпизодов в опере. Они логично дополняли и развивали действие оперы, тогда как до Глинки танцевальные сцены не связывались с действием оперы. Как правило, танцы даже ставили вторые балетмейстеры, исполнителями были второстепенные танцовщики. Естественно, от этого постановочный и исполнительский уровень снижался.

В сюите польских танцев из «Ивана Сусанина», танцах дев Наины и восточных танцах из «Руслана и Людмилы», выполняющих важную роль в драматургии спектакля, определились главные принципы танцевальной формы. Их отличают образно-тематическое и интонационное родство, волнообразное развитие при контрастном сопоставлении отдельных звеньев формы, логика тонального движения. Давайте поговорим об опере «Иван Сусанин»? Кто такой Иван Сусанин?

Учащиеся: И.Сусанин - крестьянин из поселения Деревнищи Костромского уезда, ценой собственной жизни спасший будущего первого царя из династии Романовых, Михаила, от поляков и литовцев во время Смуты в условиях польско-литовской интервенции.

Иван Сусанин (вторая половина XVI века-1613)
Национальный герой России.

Педагог: О чем опера?

Учащиеся: В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву.

Педагог: Польские танцы в «Иване Сусанине» - первый в русской балетной музыке пример симфонической разработки танцевальной тематики. В опере танцы не только не нарушают развитие действия, они логически завершают музыкальную драматургию. А как принято называть второй акт оперы, где показана сцена бала в замке польского короля Сигизмунда?

Учащиеся:Второй акт называют «польским», потому что он построен в основном на польских танцах, за исключение вальса.

Педагог: А какие вы знаете польские танцы?

Учащиеся: полонез, краковяк, мазурка.

Педагог: Верно. «Польский» акт задуман был как характеристика шляхетского дома Марины Мнишек, дочери сандомирского воеводы, тщеславной и надменной панны - противопоставление дому Ивана Сусанина. Каким танцем открывается второе действие?

Учащиеся: Полонезом.

Педагог: Давайте вспомним, что представляет собой полонез?

Учащиеся: полонез - трехдольный танец. Известен еще с 16 века как воинственный танец польских рыцарей. Полонез был торжественным, парадным танцем-шествием. Полонезом часто открывались балы. Для музыки полонеза характерна особая ритмическая фигура: восьмая и две шестнадцатых на первой доле.

Педагог: следующий танец - мазурка.

Учащиеся: мазурка танец очень живой, требующий от танцоров большой ловкости и изящества. Акцент падает на третью, последнюю долю такта. Мазурка один из любимых танцев в среде польской аристократии.

Педагог: И последний танец - краковяк.

Учащиеся: Характер танца задорный. Исполняется с горделивой осанкой. Ритм танца острый, синкопированный, четкий. Акцент на второй восьмой такта.

Вальс

Педагог: А теперь проверим вашу внимательность. Нужно по ритмическим схемам узнать, где какой танец.

(игра «Найди танец»)

Педагог: В сюжетно-драматургическом развитии оперы сцена бала имеет большое значение. В музыке национальных танцев Глинка нашел очень много ярких и образных штрихов, метко характеризующих польскую шляхту - гордую и надменную. Какими средствами это показал композитор?

Учащиеся: Композитор показал это ритмически рельефными мелодиями танцев, которые в дальнейшем будут всюду сопровождать появление поляков, а также движениями танцующих.

Педагог: Танцевальный дивертисмент - сцену бала у Мнишек - Глинка разбивает появление гонца. Таким образом, сюжетная линия не нарушается. Это было новаторство Глинки.

Педагог: А вы знаете, что постановка танцевальных сцен в «Иване Сусанине» в 1836 году была неудачной. Балетмейстер-француз Антуан Титюс не понял замысла Глинки, не смог передать национальный характер польских танцев. Костюмы танцующих были далеки от народных. Танцовщицы в традиционных балетных газовых юбочках превращали действенный танцевальный эпизод в бессодержательный дивертисмент. Не смог тогда подняться до уровня произведения М.И.Глинки и знаменитый тогда русский танцовщик и балетмейстер Н.О.Гольц.

Н.О.Гольц (1800-1880)
Российский артист балета.

Педагог: В 1842 году состоялась премьера «Ивана Сусанина» в Москве в Большом театре. Танцы в «польском» акте здесь поставил Никита Андреевич Пешков, который был лучшим характерным танцовщиком. Он сам танцевал старого шляхтича. Характерность объединяла танцевальную сцену с общим действием оперы, отчего танцевальная сцена выходила за рамки обычного дивертисмента. А кто такие характерные танцовщики?

Учащиеся: Это танцовщики, которые танцуют характерные танцы.

Педагог: А какие танцы называются характерными?

Учащиеся: Характерные танцы - одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца и средство раскрытия образа. Позднее характерными танцами стали называть все народные танцы, вводившиеся в балетный спектакль.

Педагог: В опере «Руслан и Людмила», которая стала первой русской сказочно-эпической оперой, М.И.Глинка предлагал использование и классических, и характерных танцев. В третьем акте - «Чудодейство Наины» - все сцены решаются посредством классического танца. Сюита открывается небольшим вступлением, которое подготавливает первый танец Allegro moderato. Давайте посмотрим отрывок.

(просмотр видео)

Педагог: Как вы думаете, жанровой основой этого танца, какой танец является?

Учащиеся: Вальс.

Педагог: А в четвертом акте - «В замке Черномора» - исполняется сюита из «Восточных» характерных танцев - турецкого, арабского и лезгинки. Марш Черномора предшествует сюите. Проходят чередой томный и плавный Турецкий танец.

(просмотр видео)

Педагог: Задорный и изящный Арабский танец.

(просмотр видео)

Педагог: И, наконец, огненная, кипучая Лезгинка. Смотрим.

(просмотр видео)

Педагог: Известно, что музыкант и музыкальный критик Серов особенно восхищался «восточной» Музыкой Глинки в этой опере. Он писал: «Глинка тут заранее и бесчеловечно «ограбил» всех композиторов, которые ухватятся (и уже ухватились) за восточные сюжеты».

А.Н.Серов (1820-1871)
Русский композитор и музыкальный критик.

Педагог: Мир реальный композитор связывал с танцами характерными, а мир фантастический с классическими. Это было также открытые Глинки.

Прошли десятилетия, прежде чем на балетной сцене утвердились новаторские оперы Глинки, которые оказали огромное влияние не только на развитие русской национальной оперы, но и обогатили русский балет; проложили дорогу к симфоническому танцу П.И.Чайковского и А.К.Глазунова.

Высоко ценил творчество М.И.Глинки писатель Николай Васильевич Гоголь.

Н.В.Гоголь (1809-1852)
Русский прозаик, драматург, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы.

Педагог: Он призывал композиторов следовать Глинке, а музыку его народных танцев использовать как материала для создания ярко выраженных национальных сценических образов.

Сложные творческие проблемы, поставленные перед русской хореографией М.И.Глинкой, не сразу получили свое разрешение. Но опыт взаимодействия двух жанров - оперы и балета - нашел свое отражение позднее, например, в опере А.П.Бородина «Князь Игорь» (1890) - в «Половецких плясках», поставленных балетмейстером Львом Ивановым. Давайте посмотрим отрывок.

(просмотр видео)

«Половецкие пляски» из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь».

Педагог: Давайте подведем итог. Какая связь между композитором М.И.Глинкой и балетным театром?

Учащиеся: Не сочинив ни одного балета, Глинка использовал танцевальные формы в своих произведениях.

Педагог: Какие новаторства ввел в танцевальные блоки композитор в своих операх?

Учащиеся: Неразрывность сюжетной линии, а также связь мира реального с характерными танцами, а мира фантастического - с классическими.

Заключение

Одна из задач моего урока была сформулирована так: на примерах опер М.И.Глинки показать использование элементов балетного жанра в операх и их роль в общей драматургии опер. После анализа опер композитора: «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», просмотров видео отрывков, учащиеся получили представление о том, как Глинка, не сочинивший не одного балета, использовал в своих операх танцевальные формы. Я считаю, что поставленные задачи на уроках мною были выполнены.

Также хочу сказать, что знакомство с классическими образцами русской балетной музыки, помогает детям приобщиться к танцевальной музыке как таковой, узнать прелесть ее языка, форм.