Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


Состояние здоровья детей в последнее время вызывает тревогу. Поэтому формирование здорового образа жизни занимает особое место в образовательном процессе детской сада. Эту задачу необходимо реализовывать с самых ранних лет жизни ребенка, систематически и во взаимодействии с родителями. Концепция дошкольного воспитания предусматривает не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Не случайно одной из задач современных программ воспитания и обучения в ДОУ является укрепление здоровья ребенка, повышение его функциональных возможностей, а также уровня физического и психического развития.

ФГОС ДО определяет охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

Музыкальное искусство - одно из средств воздействия на сферы жизнедеятельности человека. Именно музыка способна регулировать эмоциональное и душевное состояние ребенка, что положительно влияет на его здоровое развитие.

Музыкальная здоровьесберегающая деятельность в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей ребенка, которые имеют определенную структуру, включающую различные виды музыкальной деятельности. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий: различные виды массажа, пальчиковые гимнастики, развивающие голосовые и ритмические упражнения, вокальные распевки, дыхательная гимнастика.

Научно доказано, что использование классической музыки известных композиторов, таких как В.А.Моцарт, Й.Гайдн, А.Вивальди В.А.Моцарт, Й.Гайдн, Л.Бетховен, Г.Свиридов, П.И.Чайковский, Ф.Лист и др., положительно влияют на воспитание психически здорового человека. Дети, которые слушают много классической музыки, способны к более выраженным и глубоким эмоциям, обладают более тонким восприятием мира и людей, более вдумчивы и внимательны.

Музыка благотворно влияет на умение ребенка писать, говорить, учит выражать свои мысли, причем и другими средствами - например, танцем, рисунком, на письме.

Приученный к музыкальным композициям ребенок обладает лучшим абстрактным мышлением, ведь его ухо «приучено» улавливать музыкальные интервалы, паузы, долготу и высоту звуков.

Классическая музыка прекрасно влияет на математические способности ребенка, а также на развитие его логики.

Слушая музыку, дети проявляют интерес и к другим видам искусства, таким как живопись, танцы, литература, поскольку музыка развивает творческие способности человека, усиливает их.

Одной из методик, направленных на обеспечение эмоционального благополучия является музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психику человека. Музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных человеку переживаний и формирование у него такого мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. Музыкотерапию Минздрав РФ признало официальным методом профилактики и лечения детских неврозов.

В детском саду музыка используется в течение всего дня. Это не значит, что она звучит непрерывно и громко: она прослушивается дозированно, в зависимости от режимных моментов, видов деятельности, а также настроения детей.

В качестве музыкального материала в работе можно использовать следующие произведения:

  1. Бах И. «Прелюдия до-мажор».
  2. Бах И. «Шутка».
  3. Брамс И. «Вальс».
  4. Вивальди А. «Времена года».
  5. Гайдн И. «Серенада».
  6. Кабалевский Д. «Клоуны».
  7. Кабалевский Д. «Петя и волк».
  8. Лядов А. «Музыкальная табакерка».
  9. Моцарт В. «Маленькая ночная серенада».
  10. Моцарт В. «Турецкое рондо»
  11. Мусоргский М. «Картинки с выставки».
  12. Рубинштейн А. «Мелодия».
  13. Свиридов Г. «Военный марш».
  14. Чайковский П. «Детский альбом».
  15. Чайковский П. «Времена года».
  16. Чайковский П. «Щелкунчик» (отрывки из балета).
  17. Шопен Ф. «Вальсы».
  18. Штраус И. «Вальсы».

При негативных психических состояниях:

  1. Р.Вагнер «Песня вечерних звезд» из оперы «Тайнгейзер».
  2. К.Дебюсси. Море. Лунный свет.
  3. И.Брамс Колыбельная и др.

При симптомах утомления:

  1. И.С.Бах Кофейная кантата.
  2. Б.Бриттен Питер Граймс.
  3. Г.Ф.Гендель Музыка на воде и др.

При тревожных состояниях:

  1. Ф.Шопен Прелюдии.
  2. И.Штраус Вальсы.
  3. Ф.Шуберт Веселые песни.
  4. Дж.Верди Мелодические арии из опер.

При этом у дети дошкольного возраста приобщаются к музыкальной культуре, у них накапливается слушательский опыт, формируются музыкальные предпочтения. Они запоминают и напевают мелодии музыкальных произведений, что тоже можно рассматривать как один из методов здоровьесберегающих технологий, которые относятся к вокалотерепии - лечение собственным голосом. Голос - это уникальный «инструмент», данный человеку самой Природой.

Искусство пения, прежде всего, это правильное дыхание, которое является одним из факторов здоровой жизни. Правильный подбор вокальных и дыхательных упражнений способствует более качественному функционированию сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, благодаря активной работе которых массируются внутренние органы. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию и кровообращение в легких, осуществляет профилактику заболеваний органов дыхания. Они способствуют возможности зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность.

Положительный эффект на музыкальных занятиях несет и артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Основные её задачи - выработать качественные, полноценные движения органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, моторику, а также выразительную дикцию.

В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Все вокальные творческие задания можно выполнять, как индивидуально, так и в группе.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что систематически используемые методы и приемы здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности положительно влияют на общее здоровье ребенка и формируют стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.