Состояние здоровья детей в последнее время вызывает тревогу. Поэтому формирование здорового образа жизни занимает особое место в образовательном процессе детской сада. Эту задачу необходимо реализовывать с самых ранних лет жизни ребенка, систематически и во взаимодействии с родителями. Концепция дошкольного воспитания предусматривает не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Не случайно одной из задач современных программ воспитания и обучения в ДОУ является укрепление здоровья ребенка, повышение его функциональных возможностей, а также уровня физического и психического развития.
ФГОС ДО определяет охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы.
Музыкальное искусство - одно из средств воздействия на сферы жизнедеятельности человека. Именно музыка способна регулировать эмоциональное и душевное состояние ребенка, что положительно влияет на его здоровое развитие.
Музыкальная здоровьесберегающая деятельность в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей ребенка, которые имеют определенную структуру, включающую различные виды музыкальной деятельности. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий: различные виды массажа, пальчиковые гимнастики, развивающие голосовые и ритмические упражнения, вокальные распевки, дыхательная гимнастика.
Научно доказано, что использование классической музыки известных композиторов, таких как В.А.Моцарт, Й.Гайдн, А.Вивальди В.А.Моцарт, Й.Гайдн, Л.Бетховен, Г.Свиридов, П.И.Чайковский, Ф.Лист и др., положительно влияют на воспитание психически здорового человека. Дети, которые слушают много классической музыки, способны к более выраженным и глубоким эмоциям, обладают более тонким восприятием мира и людей, более вдумчивы и внимательны.
Музыка благотворно влияет на умение ребенка писать, говорить, учит выражать свои мысли, причем и другими средствами - например, танцем, рисунком, на письме.
Приученный к музыкальным композициям ребенок обладает лучшим абстрактным мышлением, ведь его ухо «приучено» улавливать музыкальные интервалы, паузы, долготу и высоту звуков.
Классическая музыка прекрасно влияет на математические способности ребенка, а также на развитие его логики.
Слушая музыку, дети проявляют интерес и к другим видам искусства, таким как живопись, танцы, литература, поскольку музыка развивает творческие способности человека, усиливает их.
Одной из методик, направленных на обеспечение эмоционального благополучия является музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психику человека. Музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных человеку переживаний и формирование у него такого мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. Музыкотерапию Минздрав РФ признало официальным методом профилактики и лечения детских неврозов.
В детском саду музыка используется в течение всего дня. Это не значит, что она звучит непрерывно и громко: она прослушивается дозированно, в зависимости от режимных моментов, видов деятельности, а также настроения детей.
В качестве музыкального материала в работе можно использовать следующие произведения:
- Бах И. «Прелюдия до-мажор».
- Бах И. «Шутка».
- Брамс И. «Вальс».
- Вивальди А. «Времена года».
- Гайдн И. «Серенада».
- Кабалевский Д. «Клоуны».
- Кабалевский Д. «Петя и волк».
- Лядов А. «Музыкальная табакерка».
- Моцарт В. «Маленькая ночная серенада».
- Моцарт В. «Турецкое рондо»
- Мусоргский М. «Картинки с выставки».
- Рубинштейн А. «Мелодия».
- Свиридов Г. «Военный марш».
- Чайковский П. «Детский альбом».
- Чайковский П. «Времена года».
- Чайковский П. «Щелкунчик» (отрывки из балета).
- Шопен Ф. «Вальсы».
- Штраус И. «Вальсы».
При негативных психических состояниях:
- Р.Вагнер «Песня вечерних звезд» из оперы «Тайнгейзер».
- К.Дебюсси. Море. Лунный свет.
- И.Брамс Колыбельная и др.
При симптомах утомления:
- И.С.Бах Кофейная кантата.
- Б.Бриттен Питер Граймс.
- Г.Ф.Гендель Музыка на воде и др.
При тревожных состояниях:
- Ф.Шопен Прелюдии.
- И.Штраус Вальсы.
- Ф.Шуберт Веселые песни.
- Дж.Верди Мелодические арии из опер.
При этом у дети дошкольного возраста приобщаются к музыкальной культуре, у них накапливается слушательский опыт, формируются музыкальные предпочтения. Они запоминают и напевают мелодии музыкальных произведений, что тоже можно рассматривать как один из методов здоровьесберегающих технологий, которые относятся к вокалотерепии - лечение собственным голосом. Голос - это уникальный «инструмент», данный человеку самой Природой.
Искусство пения, прежде всего, это правильное дыхание, которое является одним из факторов здоровой жизни. Правильный подбор вокальных и дыхательных упражнений способствует более качественному функционированию сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, благодаря активной работе которых массируются внутренние органы. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию и кровообращение в легких, осуществляет профилактику заболеваний органов дыхания. Они способствуют возможности зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность.
Положительный эффект на музыкальных занятиях несет и артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Основные её задачи - выработать качественные, полноценные движения органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, моторику, а также выразительную дикцию.
В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Все вокальные творческие задания можно выполнять, как индивидуально, так и в группе.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что систематически используемые методы и приемы здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности положительно влияют на общее здоровье ребенка и формируют стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.