Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: сформировать представления о численности населении мира, о процессах воспроизводства населения и их регулирование в мире.
Задачи урока:
- развивать представления об изменении численности населения в мире, факторов влияющих на показатели рождаемости и смертности, о типах воспроизводства населения, о демографической политики в разных странах мира;
- отработка приемов самостоятельной и устной деятельности; совершенствовать навыки работы с дополнительными источниками географических знаний;
- формирование у учащихся естественно-научного мировоззрения.
Планируемые результаты:
- Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира, формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками; уважение к истории, толерантность.
Метапредметные:
- Познавательные: делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из различных источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результат.
- Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты, умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
- Коммуникативные: отстаивать собственную точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; понимать позицию другого, различать в его речи мнение, доказательство, факты, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.
Предметные: давать определение «демография», «естественный прирост», «воспроизводство», «депопуляция», давать характеристику типам воспроизводства, приводить примеры стран.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник географии под ред. Максаковского В.П., атласы, калькуляторы.
Формы работы на уроке: фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа.
Этапы урока
Название, содержание и цель этапа урока |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Здравствуйте! Садитесь. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения!
|
Дежурный сдает рапорт. Рассаживаются приветствуют друг друга.
Отвечают на вопрос.
|
Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников |
Мы переходим к следующему разделу, посмотрите на доску эти слова - термины помогут вам определить название этого раздела.
- Население… За этим простым, маловыразительным словом кроется судьба многих тысяч людей, которые жили тысячи лет назад, живут сегодня и будут жить в будущем. |
Определяют тему раздела:
|
- Данную тему мы будем изучать несколько уроков, а чтобы определить тему сегодняшнего урока послушайте внимательно:
|
Слушают учителя, отвечают на вопросы | |
- С какой целью Петр I издал данный указ? - Для чего нужна перепись населения? Впервые учет численности населения приводился 4 тыс. лет назад в государствах Востока - Египте, Китае, Индии. Позднее учет проводили в Древней Греции и Древнем Риме. С начала XIX века в мире было проведено более 2 тыс. переписей. В настоящее время в мире (за исключением Омана и Катара) не осталось стран, в которых не было бы переписи. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет в отличие от учета численности населения. Которые несут функцию лишь узнать численность населения. Переписи включают много вопросов и поэтому дают более подробную демографическую картину. В нашей стране тоже прошла перепись населения, и ваши семьи приняли в ней участие. |
Провести перепись населения. Чтобы узнать, где и сколько людей проживает. |
|
- Из этого сделаем вывод, какова же тема нашего урока? | Численность и воспроизводство населения мира. | |
Запишите в тетрадь сегодняшнее число и тему урока. | Записывают тему. | |
- Тему урока определили, определим цели и задачи урока: | Формулируют цели и задачи урока. | |
Проблемный вопрос. Почему в мире издавна существовал интерес к численности населения? Учитель подводит итог: сегодня мы расширим знания о численности населения в мире, рассмотрим изменение численности населения в демографической истории общества, попытаемся выявить различия в естественном приросте и темпах роста народонаселения Земли и отдельных регионов. |
Высказывают свои предположения. | |
Изучение новых знаний |
Включает проектор.
- За всю историю человечества на Земле родилось более 100 млрд. человек. |
Смотрят данные с сайта и делают выводы.
Численность увеличивается ежеминутно. |
- Выполните задание 1 стр. 90 учебника (анализ графика рис. 8). Подсчитайте, во сколько раз увеличилось население земного шара с начала нашей эры до 2010 г. На сколько миллионов человек оно возросло в XIX и XX вв.? |
Работа в парах. Анализируют график, делают расчёты и выводы.
Население Земли к 2010 г. увеличилось в 30 раз в сравнении с количеством населения в начале нашей эры. Так за 20 век население увеличилось на 4,41 млрд человек (с 1,66 млрд в 1900 г и до 6,07 млрд в 2000 г.), а за первое десятилетие 21 века (2000-2010 гг.) оно выросло еще на 0,83 млрд человек. |
|
- Как называется быстрый рост численности населения? |
Дают определение:
- Демографический взрыв. |
|
В чём причины небольшого роста численности населения до начала 20 века? |
Высказывают свое мнение. Определяют причины:
- Низкий уровень жизни, плохая медицина, войны………. |
|
Какова численность населения мира на данный момент? | Смотрят данные сайта. | |
Посмотрите на столах лежат маршрутные листы, сейчас работаем по плану. По ходу урока делайте записи в тетради. |
По маршрутному листу работают.
Записывают численность населения. |
|
На сегодняшний день в мире выделяют крупнейшие страны по численности населения. Давайте вспомним, что это за страны и покажем на карте 10 стран?
Кто затрудняется назвать 10 стран, смотрим на экран. https://chislennost.com/ru/ |
Работа с политической картой.
Называют страны. Один обучающийся показывает: 1.Китай 2. Индия 3. США 4.Индонезия 5.Пакистан 6. Бразилия 7. Нигерия 8. Бангладеш 9. Россия. 10. Мексика |
|
Какое место занимает Россия? | Девятое | |
- Ребята, а какие показатели влияют на численность населения? |
Отвечают на вопросы.
- рождаемость, смертность, естественный прирост |
|
- Вспомним, что такое рождаемость, смертность, естественный прирост.
- Посмотрите на доску, я записала формулу ЕП, обратите внимание, что измеряется ЕП в промилле. (Р-С = ЕП, ‰) |
Дают определение рождаемости, смертности, естественного прироста. | |
- Выполните задание в маршрутных листах, используя таблицы учебника стр. 406, 407 (таблица 12, 13).
- Выписать 3 страны с низким, 3 страны с высоким ЕП, обратите внимание, что он измеряется в промилле. (таблица 12, 13)
- В каких-то странах, численность населения растет быстро, а в каких-то медленно, это зависит от воспроизводства населения. |
Выполняют задания | |
- Читаем определение в учебнике на стр.62, записываем в тетрадь. | Записывают термин | |
Физминутка
Продолжаем работу по маршрутным листам
|
Выполняют упражнения физминутки. | |
- Посмотрите карту стр. 67 сколько типов воспроизводства населения выделяют? | Анализируют карту и делают вывод: два типа воспроизводства. | |
- Ваша задача, на основе текста учебника стр.63-65 дать характеристику типам воспроизводства населения, работаем в парах, первый ряд-первый тип, второй ряд-второй тип, третий ряд - пример стран с І и ІІ типом воспроизводства. Проверка таблицы. (1-6) |
Анализируют текст учебника, заполняют таблицу. |
|
Первичная проверка понимания изученного |
На основе анализа картосхем рисунок 10, сделать вывод о районах распространения I и II типов воспроизводства населения. |
Анализируют картосхему, делают вывод:
|
Как вы думаете, почему I тип воспроизводства до сих пор преобладает в развитых странах, а II тип в развивающихся странах? |
Высказывают свои предположения.
В развитых социально-экономическое развитие лучше (уровень жизни, медицины, образования и т.п.). Именно уровень развития страны влияет на процессы воспроизводства населения. |
|
Применение новых знаний, обобщение и систематизация |
В наши дни большинство стран мира стремятся управлять воспроизводством населения, проводя государственную демографическую политику (система административных, экономических, пропагандистках и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желаемом для себя направлении). Заполните таблицу п.7. |
Высказывают свое мнение. |
Какие мероприятия проводятся в России? Приведите примеры демографической политики в странах второго типа воспроизводства. |
Россия с І типом воспроизводства, рождаемость низкая, смертность высокая. Мероприятия для увеличения рождаемости и снижение смертности. (материнский капитал, социальные выплаты, диспансеризация, современная диагностика, пропаганда ЗОЖ и т.д.) | |
Проблемный вопрос. Почему же в мире издавна существовал интерес к численности населения? |
Высказывают свои предположения: политика направлена на снижение рождаемости. Приводят примеры
Высказывают:
|
|
Контроль и самоконтроль, коррекция |
Выполните задание
Проверьте себя по QR-коду |
Выполняют задания. Самопроверка. |
Подведение итогов урока, рефлексия |
Итак, наш урок подходит к концу. Отметки за урок. |
Анализируют свою работу |
Домашнее задание |
Тема 3 § 1 |
Записывают д/з |
Маршрутный лист по теме «Численность и воспроизводство населения мира»
- Численность населения составляет ……………….…
- На изменения показателя численности населения влияет………………
- Показатели, влияющие на воспроизводство населения: ……………......
- Практическое задание.
Проанализировать таблицу 12 в «Приложениях» стр. 387 и определить тройку стран с наиболее высокими показателями естественной убыли населения, найти их на карте…………………
Проанализировать таблицу 13 в «Приложениях» стр. 387 и определить тройку стран с наиболее высокими показателями естественного прироста населения, найти их на карте…… - Воспроизводство населения - ………………………
- Характеристика типов воспроизводства населения
Сравниваемые черты |
Первый тип воспроизводства |
Второй тип воспроизводства |
1. Уровень рождаемости |
||
2. Уровень смертности |
||
3. Уровень естественного прироста |
||
4. В каких странах распространены (группа стран) |
||
5. Доля детей |
||
6. Доля пожилых людей |
||
7. На что направлена демографическая политика |
7. QR-код для проверки