Технологическая карта урока географии в 10-м классе "Численность и воспроизводство населения мира"

Разделы: География, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: Население Земли


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: сформировать представления о численности населении мира, о процессах воспроизводства населения и их регулирование в мире.

Задачи урока:

  • развивать представления об изменении численности населения в мире, факторов влияющих на показатели рождаемости и смертности, о типах воспроизводства населения, о демографической политики в разных странах мира;
  • отработка приемов самостоятельной и устной деятельности; совершенствовать навыки работы с дополнительными источниками географических знаний;
  • формирование у учащихся естественно-научного мировоззрения.

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира, формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками; уважение к истории, толерантность.

Метапредметные:

  • Познавательные: делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из различных источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результат.
  • Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты, умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
  • Коммуникативные: отстаивать собственную точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; понимать позицию другого, различать в его речи мнение, доказательство, факты, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Предметные: давать определение «демография», «естественный прирост», «воспроизводство», «депопуляция», давать характеристику типам воспроизводства, приводить примеры стран.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник географии под ред. Максаковского В.П., атласы, калькуляторы.

Формы работы на уроке: фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа.

Этапы урока

Название, содержание и цель этапа урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения!
Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Напомните, какие разделы географии мы изучили?
Молодцы.

Дежурный сдает рапорт. Рассаживаются приветствуют друг друга.

Отвечают на вопрос.
- Политическая карта мира и природные ресурсы.

Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников

Мы переходим к следующему разделу, посмотрите на доску эти слова - термины помогут вам определить название этого раздела.
рождаемость, смертность, естественный прирост, воспроизводство, этнос

- Население… За этим простым, маловыразительным словом кроется судьба многих тысяч людей, которые жили тысячи лет назад, живут сегодня и будут жить в будущем.

Определяют тему раздела:
«География население мира».

- Данную тему мы будем изучать несколько уроков, а чтобы определить тему сегодняшнего урока послушайте внимательно:
- 26 ноября 1718 года Пётр Великий издал указ, которым предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола…».
Составленные подобным образом списки («сказки») были собраны лишь через три года, а затем в течение следующих трёх лет были подвергнуты проверке - «ревизии».

Слушают учителя, отвечают на вопросы

- С какой целью Петр I издал данный указ?

- Для чего нужна перепись населения?

Впервые учет численности населения приводился 4 тыс. лет назад в государствах Востока - Египте, Китае, Индии. Позднее учет проводили в Древней Греции и Древнем Риме. С начала XIX века в мире было проведено более 2 тыс. переписей. В настоящее время в мире (за исключением Омана и Катара) не осталось стран, в которых не было бы переписи. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет в отличие от учета численности населения. Которые несут функцию лишь узнать численность населения. Переписи включают много вопросов и поэтому дают более подробную демографическую картину. В нашей стране тоже прошла перепись населения, и ваши семьи приняли в ней участие.

Провести перепись населения.

Чтобы узнать, где и сколько людей проживает.

- Из этого сделаем вывод, какова же тема нашего урока? Численность и воспроизводство населения мира.
Запишите в тетрадь сегодняшнее число и тему урока. Записывают тему.
- Тему урока определили, определим цели и задачи урока: Формулируют цели и задачи урока.

Проблемный вопрос. Почему в мире издавна существовал интерес к численности населения?

Учитель подводит итог: сегодня мы расширим знания о численности населения в мире, рассмотрим изменение численности населения в демографической истории общества, попытаемся выявить различия в естественном приросте и темпах роста народонаселения Земли и отдельных регионов.

Высказывают свои предположения.
Изучение новых знаний

Включает проектор.
Сайт https://countrymeters.info/ru/World
- Посмотрите, сколько человек рождается каждую секунду, минуту, сутки…..
А сколько умирает?
Как изменяется численность населения Земли?

- За всю историю человечества на Земле родилось более 100 млрд. человек.

Смотрят данные с сайта и делают выводы.
Число родившихся и умерших меняется ежесекундно.

Численность увеличивается ежеминутно.

- Выполните задание 1 стр. 90 учебника (анализ графика рис. 8). Подсчитайте, во сколько раз увеличилось население земного шара с начала нашей эры до 2010 г. На сколько миллионов человек оно возросло в XIX и XX вв.? Работа в парах. Анализируют график, делают расчёты и выводы.
Население Земли к 2010 г. увеличилось в 30 раз в сравнении с количеством населения в начале нашей эры. Так за 20 век население увеличилось на 4,41 млрд человек (с 1,66 млрд в 1900 г и до 6,07 млрд в 2000 г.), а за первое десятилетие 21 века (2000-2010 гг.) оно выросло еще на 0,83 млрд человек.
- Как называется быстрый рост численности населения? Дают определение:
- Демографический взрыв.
В чём причины небольшого роста численности населения до начала 20 века? Высказывают свое мнение. Определяют причины:
- Низкий уровень жизни, плохая медицина, войны……….
Какова численность населения мира на данный момент? Смотрят данные сайта.
Посмотрите на столах лежат маршрутные листы, сейчас работаем по плану. По ходу урока делайте записи в тетради. По маршрутному листу работают.
Записывают численность населения.
На сегодняшний день в мире выделяют крупнейшие страны по численности населения. Давайте вспомним, что это за страны и покажем на карте 10 стран?

Кто затрудняется назвать 10 стран, смотрим на экран. https://chislennost.com/ru/
Работа с политической картой.
Называют страны.
Один обучающийся показывает:
1.Китай
2. Индия
3. США
4.Индонезия
5.Пакистан
6. Бразилия
7. Нигерия
8. Бангладеш
9. Россия.
10. Мексика
Какое место занимает Россия? Девятое
- Ребята, а какие показатели влияют на численность населения? Отвечают на вопросы.
- рождаемость, смертность, естественный прирост
- Вспомним, что такое рождаемость, смертность, естественный прирост.
- Посмотрите на доску, я записала формулу ЕП, обратите внимание, что измеряется ЕП в промилле.
(Р-С = ЕП, ‰)
Дают определение рождаемости, смертности, естественного прироста.

- Выполните задание в маршрутных листах, используя таблицы учебника стр. 406, 407 (таблица 12, 13).

- Выписать 3 страны с низким, 3 страны с высоким ЕП, обратите внимание, что он измеряется в промилле. (таблица 12, 13)
Проверка выполнения задания.

- В каких-то странах, численность населения растет быстро, а в каких-то медленно, это зависит от воспроизводства населения.

Выполняют задания
- Читаем определение в учебнике на стр.62, записываем в тетрадь. Записывают термин

Физминутка
Вправо, влево повернулись,
Встали, сели, улыбнулись.

Продолжаем работу по маршрутным листам
Работа в парах по рядам, заполнить таблицу п.1-6

Выполняют упражнения физминутки.
- Посмотрите карту стр. 67 сколько типов воспроизводства населения выделяют? Анализируют карту и делают вывод: два типа воспроизводства.

- Ваша задача, на основе текста учебника стр.63-65 дать характеристику типам воспроизводства населения, работаем в парах, первый ряд-первый тип, второй ряд-второй тип, третий ряд - пример стран с І и ІІ типом воспроизводства.

Проверка таблицы. (1-6)

Анализируют текст учебника, заполняют таблицу.

Первичная проверка понимания изученного

На основе анализа картосхем рисунок 10, сделать вывод о районах распространения I и II типов воспроизводства населения.

Анализируют картосхему, делают вывод:
I тип воспроизводства населения характерен для стран: Европы и Северной Америки (развитые страны). II тип воспроизводства населения характерен для стран: Азии, Африки, Латинской Америки (развивающиеся страны).

Как вы думаете, почему I тип воспроизводства до сих пор преобладает в развитых странах, а II тип в развивающихся странах? Высказывают свои предположения.
В развитых социально-экономическое развитие лучше (уровень жизни, медицины, образования и т.п.). Именно уровень развития страны влияет на процессы воспроизводства населения.

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

В наши дни большинство стран мира стремятся управлять воспроизводством населения, проводя государственную демографическую политику (система административных, экономических, пропагандистках и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желаемом для себя направлении).

Заполните таблицу п.7.

Высказывают свое мнение.

Какие мероприятия проводятся в России?

Приведите примеры демографической политики в странах второго типа воспроизводства.

Россия с І типом воспроизводства, рождаемость низкая, смертность высокая. Мероприятия для увеличения рождаемости и снижение смертности. (материнский капитал, социальные выплаты, диспансеризация, современная диагностика, пропаганда ЗОЖ и т.д.)
Проблемный вопрос. Почему же в мире издавна существовал интерес к численности населения?

Высказывают свои предположения: политика направлена на снижение рождаемости.

Приводят примеры

Высказывают:
1.Население необходимо изучать, так как население - главная производительная сила общества. (Избыток или недостаток трудовых ресурсов)
2.Люди взаимодействуют с географической средой и преобразуют природу (Чем больше население, тем большая нагрузка на окружающую среду)
3. Население - главный потребитель создаваемых материальных благ (Пресная вода, питание, обеспеченность одеждой, жильем и т.п.)

Контроль и самоконтроль, коррекция

Выполните задание
«Знаете ли вы?» № 1.
«Можете ли вы?» № 2, 4, 5.

Проверьте себя по QR-коду

Выполняют задания.

Самопроверка.

Подведение итогов урока, рефлексия

Итак, наш урок подходит к концу. Отметки за урок.

Анализируют свою работу

Домашнее задание

Тема 3 § 1

Записывают д/з

Маршрутный лист по теме «Численность и воспроизводство населения мира»

  1. Численность населения составляет ……………….…
  2. На изменения показателя численности населения влияет………………
  3. Показатели, влияющие на воспроизводство населения: ……………......
  4. Практическое задание.
    Проанализировать таблицу 12 в «Приложениях» стр. 387 и определить тройку стран с наиболее высокими показателями естественной убыли населения, найти их на карте…………………
    Проанализировать таблицу 13 в «Приложениях» стр. 387 и определить тройку стран с наиболее высокими показателями естественного прироста населения, найти их на карте……
  5. Воспроизводство населения - ………………………
  6. Характеристика типов воспроизводства населения

Сравниваемые черты

Первый тип воспроизводства

Второй тип воспроизводства

1. Уровень рождаемости

2. Уровень смертности

3. Уровень естественного прироста

4. В каких странах распространены (группа стран)

5. Доля детей

6. Доля пожилых людей

7. На что направлена демографическая политика

7. QR-код для проверки