В рамках нового Федерального образовательного стандарта реализуется системный деятельностный подход. Основная цель - воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности.
География - наука, дающая целостное представление о Земле как планете людей. Она изучает природные и общественные явления, структуру и функционирование географической оболочки, геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества. География учит как интегрировать информацию, полученную из множества источников. Школьный курс географии играет важную роль в реализации современного российского образования, формирует всесторонне образованную, инициативную и успешную личность. Географическое образование - надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества. Для накопления географических знаний учащимся необходимы навыки работы с большим количеством информации. При формирования ключевой компетенции у обучающихся необходимо использовать современные технологии.
Метод учебного проекта - это одна из личностных ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые методики.
Проектная деятельность учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, используя знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты.
Метод проектов возник во второй половине ХIХ века в США. Его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а так же его учеником У.Х.Килпатриком. Идея проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских педагогов и связана с именем русского педагога П.Ф.Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развития мышления. В 1905 году под руководством С.Т.Шацкого была организована небольшая группа сотрудников пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
В настоящее время суть остаётся прежней - стимулировать интерес ребят к определённым проблемам, предлагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.
Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности.
Я на протяжение многих лет использую проектный метод обучения. За это время сложилась целая система работы в проекте. Мои ученики впервые знакомятся с этим методом в 6 классе и крайний проект делают в 10 классе. Ребята учатся с каждым классом ставить цель определять задачи формулировать основополагающие и проблемные вопросы, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым классом. Защита проектов проходит на уроках обобщающего повторения.
Наиболее простым в исполнении и не требующим глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты, именно с них начинают знакомство с методом проектов шестиклассники. Первый проект, который они выполняют «Создание маршрута путешествий великих географических открытий» , затем в течение года «Оболочки Земли в будущем». В 7 классе мы продолжаем тему путешествий «Современные исследования материков», «Вклад отечественных экспедиций в изучение Мирового океана, Арктики и Антарктики», « Причины и последствия изменения климата планеты», «Результат движения литосферных плит в будущем», «Секреты материков» и другие. Причем проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. В 8-9 классах темы проектов более серьезные и требуют кропотливой работы с литературными источниками- «Стихийные природные явления в России», «Заповедные территории, зачем они нужны?», «Народы России», «Проблемы малых городов России», «Имена русских путешественников на карте России», «Просторы Родины моей» «Народные промыслы регионов России» «Культурные ценности России». В 10 классе организую исследование и защиту индивидуальных и групповых проектов по разным регионам и странам мира, а так же на тему «Глобальные проблемы человечества», «Современные демографические проблемы» и другие. В кабинете географии собраны материалы мультимедийных продуктов, созданных детьми за несколько лет.
В результате работы над проектами по географии повышается качество обучения, развития и воспитания всех обучающихся, осуществляется поиск и поддержка талантливых детей, обеспечивается возможность самореализации обучающихся через дополнительное образование, участие в олимпиадах, конкурсах и исследовательской деятельности. Работа над проектом создаёт дополнительную мотивацию на учёбу. Дети часто предлагают интересные темы для проектов. У учащихся развивается творческое, оригинальное мышление. Точное поэтапное выполнение работы воспитывает аккуратность и серьезное отношение к проводимой работе.
Таким образом, целесообразность подобной деятельности очевидна при переходе на новые стандарты ФГОС. Проектное обучение является развивающей, личностно - ориентированной технологией. Очевидно, что метод проектов более эффективен в качестве важного дополнения к инновационным методам обучения. Он прекрасно дополняет современный урок и внеурочную работу школы.
Список литературы
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2014.
2.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. - Ростов-на-Дону, 2014.
3.Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы. Методист. - 2004. - №3. - с.44-48.
4.Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность-условие развития творческой личности. Исследовательcкая работа школьников. - 2013. - №5.