Методическая разработка урока ОРКСЭ "Добро и зло". 4-й класс

Разделы: ОРКСЭ

Класс: 4

Ключевые слова: зло, добро


Класс: 4 класс.

Тип урока: знакомство с новым материалом с опорой на личный опыт учащихся.

Цели: формирование у учащихся ценностного отношения к понятиям «добро» и «зло» в религиозных традициях мира.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • расширять представления учащихся о понятиях «добро» и «зло» с позиции нравственного смысла;
  • определять и объяснять свое отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, общечеловеческим);
  • формирование умения рассуждать на тему с привлечением личного опыта;
  • воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки.

Формирование УУД

Личностные:

  • формирование нравственных ценностей;
  • оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу, удерживать ее в процессе всего урока

Познавательные:

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления
  • определять причины явлений и событий;
  • делать выводы на основе обобщения полученных знаний.

Коммуникативные:

  • отвечать на поставленные вопросы, аргументировать ответ;
  • развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в группах;
  • развивать эстетические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Электронные ресурсы: презентация PPT.

Оборудование:

  • Компьютер для показа презентации;
  • Мультимедийный проектор;
  • Интерактивная доска;
  • Индивидуальные карточки с заданиями.

Конспект урока

Основные этапы урока

Содержание урока

Формирование УУД
Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

1. Приветствие

- Прозвенел звонок,
Начинаем наш урока.
И проверьте для порядка:
Есть ли ручка и тетрадка!

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

2. Актуализация опорных знаний

- Мы разделились на 4 группы.
- У каждой группы на столе карточка.
- Вам необходимо продолжить предложение.

1 группа
«Добро» - это…

2 группа
«Зло» - это…

3 группа
«Добрый человек» - это …

4 группа
«Злой человек» - это …
- Итак, что у вас получилось?

Развитие мыслительных операций: сравнение, анализ

3. Постановка учебной задачи

1. Подведение к формулированию темы урока.
- Сегодня урок я хочу начать такими словами В.О.Ключевского
«Добрый человек - не тот, кто умеет делать добро. А тот, кто не умеет делать зло».
- Как вы понимаете эти слова?
- Какую задачу мы поставим сегодня на уроке?
2. Формулирование темы урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с главными моральными понятиями в жизни каждого человека «добро» и «зло».

Развитие умения строить диалог, выслушивать мнение других участников диалога.

4. Открытие новых знаний

1. Вступительная беседа.
- Что такое добро?
- А что является противоположностью добра?
- Если существует добро, значит есть и зло, есть люди, которые могут творить добро, значит есть люди, которые могут творить злые поступки. Верно?
- Мы с вами уже попробовали самостоятельно дать понятие определениям «добро» и «зло».
2. Работа со словарями.
- Давайте сейчас обратимся к словарям С.И.Ожегова и В.И.Даля и прочитаем определения.
- Давайте подберем однокоренные слова к словам «добро» и «зло».
3. Работа с учебником.
- Сравним определения в словарях с определениями в учебнике.
- Какой вывод мы можем сделать?
- Запишите в тетрадь понятия «добро» и «зло».
- С самого рождения мы получаем знания о добре и зле. Мы можем прийти на помощь к другу или остаться равнодушным к его проблеме, мы можем подкармливать птиц в голодный зимний период или пройти мимо замерзающего воробышка.
- От чего зависит наш выбор?
Доброта бывает разная. Самая маленькая доброта - пассивная. Человек не может ударить слабого, но пройдет мимо зла, не поспешит сделать добро.
Доброта бывает активная. Человек совершает добрые дела, но мимо зла проходит мимо.
И созидательная доброта. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта сама выбирает себе хозяина - человека с чувством обостренного достоинства, который сможет защитить слабого, поможет в беде, способен бороться со злом.

Развитие умения участвовать в диалоге, находить необходимую информацию в различных источниках.

5. Первичное закрепление

1. Чтение притчи «Два волка».
- Прослушайте притчу «Два волка».
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло: зависимость, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался/, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответит: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- О чем эта притча?
- Чему она нас учит?
- Я прочитаю еще одну притчу.
Шрамы на душе.
Один мальчик часто злился на других и легко выходил из себя. Как-то отец дал ему мешок с гвоздями и сказал:
- Каждый раз, когда ты сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора. В первый же день мальчик вбил 37 гвоздей. Но он учился сдерживаться и с каждым днем забивал гвоздей все меньше и меньше. Наконец, наступил день, когда мальчик ни разу не вышел из себя.
Он рассказал об этом своему отцу, и тот ответит: - Каждый день, когда тебе удастся сдерживаться, вытаскивай из столба один гвоздь.
Шло врем, и однажды мальчик снова пришел к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
- Ты справился с заданием. Но смотри, сколько в столбе осталось дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде.
Так с человеком: когда ты говоришь злое слово, на его душе остается шрам, такой же, как эти дыры. Даже если ты потом извинишься, шрам все равно останется. Береги своих друзей, показывай им, как много они для тебя значат.
- О чем говорится в притче?
- Какие ключевые фразы вы выбрали из двух этих притч?
- А сейчас немного поиграем.
- Ваша задача: сказать своему соседу по парте как можно больше добрых слов за одну минуту. Задача соседа зафиксировать количество слов. Затем поменяться ролями.

Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются добрыми и злыми; оценивать жизненные ситуацию и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

6. Самостоятельная работа

1. Составить синквейн к понятиям «Добро» и «Зло».

2. Соберите пословицы и «докажите», что их объединяет.

Добрые дела

кто добра не делает никому.

Худо тому

на добрые дела.

Жизнь дана

красят человека.

Доброе дело лечит

а злое калечит.

- Нам хорошо в обществе добрых людей, но мы и сами должны быть добрыми.
- Давайте попробуем составить правила доброты.
- У вас на столах лежат заготовки, маркеры, фломастеры, ножницы.
- Ваша задача обсудить правила «Доброты» и оформить в виде небольшого коллажа.
- Затем каждая группа представит свою работу.

Удерживать учебную задачу в процессе урока.
Ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи.
Доносить свою позицию до других людей.

7. Итог урока

- Сегодняшний урок мне бы хотелось завершить еще одной притчей.
Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему миру. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: «спрошу-ка я мудреца: о мудрейший, какая у меня бабочка - живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони - бабочка улетит; а если скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее». Так злой человек и сделала: поймал бабочку, помадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: какая у меня бабочка - живая или мертвая? Но мудрец ответил: «Все в твоих руках».
- Какой вывод можно сделать?
- Действительно ли все в наших руках?

Научить детей чувствовать ответственностью за свой жизненный выбор, понимать, что человек всегда несет ответственность за свои поступки.

8. Рефлексия

- Уходя сегодня с урока, оставьте ваше отношение к нашему сегодняшнему уроку.
- На доске шаблон цветка, а у вас 3 лепестка.
Красный лепесток - все понятно, я усвоил материал урока.
Зеленый лепесток - я усвоил материал урока, но хочу еще больше узнать о добре и зле.
Жёлтый лепесток - на уроке мне было скучно.
- Выберите один лепесток и прикрепите к нашему шаблону цветка.
- Домашним заданием у вас будет работа на выбор:
1. Найти стихотворение по теме нашего урока, выучить его (или отрывок) и рассказать на следующем уроке.
2. Найти и прочитать сказку или небольшой рассказ по теме урока и пересказать его.
3. Нарисовать рисунок, соответствующий теме урока.
4. Написать небольшой рассказ о том, какие добрые дела совершали вы (или ваши родные).
- Сегодня вы очень хорошо поработали. Если вам сегодня встретиться грустный человек, или вы увидите, что у вашего близкого человека плохое настроение, скажи просто добрые слова, подарите улыбку или сделайте комплимент. Давайте попробуем начать делать в своей жизни добрые дела уже сейчас. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
- Спасибо за урок!

Учить осуществлять контроль и самоконтроль