Цель:
- Создание условий для ознакомления с правилами построения предложений, оформления их на письме.
- Развитие речи и умения четко и грамотно выражать свои мысли.
- Воспитание любви к Родине, бережного отношения к природе.
Задачи урока:
-
образовательная:
- формировать умение грамотно строить предложения и оформлять их на письме, составлять предложения, отвечая на вопросы;
- восстанавливать предложение из разрозненных слов;
- учить использовать полученные знания на практике;
-
развивающая:
- содействовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
- развивать творческое и критическое мышление.
- воспитательная: способствовать воспитанию любви к Родине, бережному отношению к природе.
Тип урока: урок «открытия нового знания и закрепления изученного материала».
Планируемые результаты:
- предметные: учащиеся научатся составлять предложения, грамотно оформлять их на письме, объяснять их правописание; получат возможность научиться: находить информацию о различных животных, особенностях их обитания;
- метапредметные: познавательные - работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;
- коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;
- регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;
- личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО:
- учебник «Русский язык. 1 класс», автор - Т.Г.Рамзаева (М.: Просвещение, 2021);
- электронное приложение к учебнику;
- презентация, выполненная учителем;
- рабочая тетрадь;
- компьютер с необходимым программным обеспечением, проектор, экран.
I. Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас вами очень интересный урок. Нам предстоит путешествие в волшебную страну. А какую, вы узнаете сами.
II. Введение в тему урока
- Скажите, какое слово для вас самое родное, дорогое, любимое? (мама)
- А еще есть такое слово? Это слово важно для каждого человека, оно составляет частичку жизни каждого из вас! Это слово - РОДИНА!
- Родина у каждого своя, это маленькое село, где он родился и вырос, это деревушка или огромный город, но это самое любимое и дорогое место для нас. Сколько бы мы ни ездили по свету, путешествовали по разным странам, а все равно домой хочется, на Родину.
- Ребята, а как называется наша большая Родина? (Россия)
- А как называется столица нашей России? (Москва). Главная река России? (Волга).
- А как называется наша малая Родина, наша земля, на которой мы с вами родились и выросли?
(Северная Осетия - Алания.) Столица - Владикавказ, главная река - Терек.
Ребята, а какие слова - синонимы можно подобрать к слову Родина? (Отчизна, Отечество).
- Какие пословицы о Родине вы знаете?
- Родина - мать, умей за нее постоять.
- Жить - родине служить.
- На чужой сторонушке рад любой воронушке.
3. Минутка чистописания
Жить - Родине служить.
Подчеркнуть сочетание ЖИ.
4. Актуализация знаний
- Ребята, скажите, почему слова Родина, Россия, Москва, Волга, Северная Осетия, Владикавказ, Терек записаны с большой буквы?
- Потому, что это имена собственные.
- А что означают имена собственные и что вы о них знаете?
- Имена собственные - это имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия. Все имена собственные пишутся с заглавной буквы.
- А кто такой М.М.Пришвин? Какие его произведения вам известны?
Всем известны его слова: «Охранять природу - значит охранять Родину».
Наша Родина - чудесный богатый природой край. В наших лесах живут разные животные: звери, птицы, насекомые. Кто вам известен?
5. Словарная работа
- Ребята, мы с вами очень любим наш край, нашу Родину. А что надо делать нам, чтобы она становилась все краше, все лучше?
Охранять природу, значит охранять Родину! Эти слова принадлежат замечательному писателю, который писал ребятам о зверятах и о природе.
- А какие звери водятся в лесах Северной Осетии?
- Давайте отгадаем загадки и запомним, как пишутся названия некоторых из них.
Летом ходит без дороги
|
Это что за зверь лесной
|
-Разделить слова на слоги, поставить ударение, найти слова, в которых количество букв и звуков не совпадает, объяснить, почему.
6. Физминутка
7. Постановка темы, целей и задач урока
- Посмотрите и скажите, из какой группы слов можно составить предложение? Почему?
- Какие цели и задачи перед собой поставим?
Сегодня на уроке предстоит:
- Уточнить представление о предложении, о правилах оформления его на письме.
- Закрепить умения составлять предложение различными способами: из разрозненных слов, отвечая на вопрос, составлять предложения с заданными словами.
- Составлять небольшие тексты на заданную тему.
Узнать интересное о жизни животных.
8. Работа по теме урока
- Итак, ребята, мы с вами возвращаемся в нашу волшебную страну. Какую, скажите сами!
- Правильно, это страна Предложений.
9. Работа в парах
- Посмотрите на слайд. Прочтите задание, обсудите с соседом по парте задание.
1 вариант находит ответ на 1 вопрос, 2 вариант на 2 вопрос и записываете ответ в тетрадь.
Работа по учебнику. Стр. 13, упражнение 14.
1 в. Какая птица самая большая? (Страус - самая большая птица на земле.)
2 в. Какая птица самая маленькая? (Колибри - самая маленькая птица на земле.)
10. Работа в группах
Составить из отдельных предложений небольшой текст на заданную тему о зверьке.
1 группа.
Ёжик.
Ёжик живёт в лесу. У него острая мордочка и маленькие ушки. Ёжик охотится по ночам. Он любит молоко.
2 группа.
Лисица.
Лиса - хищное животное. У неё пушистая рыжая шубка. У лисы зоркие глаза и острый слух. Лиса может долго и быстро бегать.
3 группа.
Заяц.
Заяц живёт в лесу. У зайца косые глаза, длинные уши и короткий хвост. Зимой зайцы белые, а летом - серые. Питается заяц травой, корой деревьев.
11. Физминутка
12. Работа по составлению текста
1. Отгадайте загадку
Хожу в пушистой шубке,
живу в густом лесу,
в дупле на старом дубе
орешки я грызу.
Белка.
2. - А вы знаете, что белки бывают не только такие, которые живут в наших лесах?
- Давайте послушаем и узнаем что-то новое и интересное.
Белка обыкновенная.
Живёт в лесу рыжая белочка. Гнездо у белки на сосне в дупле. Шубка пушистая. Ушки с кисточками. Глазки, как чёрные бусинки. Белка любит кушать грибы, ягоды, орешки. А на зиму делает запасы.
Карликовая белка.
Карликовые африканские белки очень малы и похожи на пышнохвостых мышат. Длина этих крохотных созданий 6 см. Вес меньше 10 граммов. Они обитают в тропических лесах.
Гигантская белка.
Гигантская белка ловкая и очень красивая. Сверху черная, а снизу - золотистая. Её длина с хвостом около метра. Голос у неё громкий и пронзительный, а гнезда - огромные шары. Интересно она отдыхает: Передние лапы лежат на одном суку, задние - на другом. А сама она висит между ними.
3. Самостоятельная работа. Составление и запись текста о белочке.
- Что мы должны помнить, когда составляем текст?
- Текст - это несколько предложений, связанных по смыслу. Текст можно озаглавить.
- Какова тема нашего текста, о ком в нем говорится, как мы его озаглавим?
- Белочка.
4. Вариативный выбор
- Вы можете составить свой текст, ответив на три вопроса.
- Вы можете списать текст, разделив его на предложения.
Помним, что каждое предложение пишется с заглавной буквы, а в конце ставится соответствующий знак препинания: . ? !
Белочка.
Белочка живёт в чаще леса. У неё рыжая пушистая шубка. Белка любит кушать грибочки и ягоды.
4. Зачитывание нескольких работ учащимися.
13. Итог урока
- Подведем итог урока. Какие слова вы сегодня научились писать? В чем особенность их написания? Что нового узнали на уроке?
14. Рефлексия
- Сегодня на уроке я узнал, открыл для себя……
- Я научился, смог……