Эффективность преодоления речевых нарушений дошкольников зависит от комплексного подхода к решению общих задач воспитания и обучения воспитанников и создания единого педагогического пространства всеми специалистами дошкольного учреждения и семьи. С учетом требований ФГОС, совместная педагогическая работа учителя-логопеда и родителей направлена на повышение качества коррекционно-образовательного процесса. Партнерские отношения педагога с законными представителями дошкольников являются важным условием успешного коррекционного воздействия и максимально стимулируют членов семьи к активному решению возникающих проблем.
На сегодняшний день достаточно много новых форм организации работы с семьей, но мне захотелось найти понятную и интересную детям и родителям и позволяющую приобщить современную семью к чтению художественной литературы.
Заручившись поддержкой родителей, мы с детьми приступили к созданию игротеки-библиотеки. Книги-самоделки для создания были выбраны не случайно - это произведения любимых авторов ребенка.
Каждая семья выбрала разные формы оформления и обыгрывания художественного произведения. Мною были предложены лексико-грамматические задания, упражнения для ориентировки на плоскости листа и развития мелкой моторики пальцев рук для включения в книгу-игрушку.
При оформлении книг родители и дети проявили творчество. Используя разнообразный материал, получились: картинки-раскраски, которые оформляли воспитанники, фигурки настольного и пальчикового театров, которые в качестве приложения к книге были размещены в специальных карманчиках или на липучках, расположенных на страницах, подобраны игры, ребусы, кроссворды и загадки по выбранному произведению.
Книги из игротеки-библиотеки мною активно применяются в коррекционной работе.
Так, игры и упражнения, содержащиеся в книге, выполненной по сказке «Муха Цокотуха» способствуют развитию выразительности речи, памяти, внимания, мелкой моторики и творческого воображения.
Проводимая мною игровая деятельность по книге, дополненной пальчиковым театром, «Заюшкина избушка» позволяет совершенствовать навыки осознанного использования различных интонационных структур предложений в экспрессивной речи в различных ситуациях общения и в театральных играх, развивает память и мелкую моторику.
Игровые упражнения, подобранные мною совместно родителями при создании книги «Рукавичка», содействуют расширению словарного запаса воспитанников и развитию связной речи.
Применение разнообразных книжек-игрушек в работе с дошкольниками способствуют совершенствованию осмысления образных выражений в загадках, объяснению смысла поговорок, пониманию употребления многозначных слов.
Мы с ребятами дополнили игротеку-библиотеку книгами-раскрасками по произведениям, подобранным по комплексно-тематическому планированию. Это «Круглый год» Маршака, «Сборник любимых стихов о животных», «Городские машины», «Планета кошек» и другие.
Кроме того, каждый реализуемый в группе совместный с родителями проект находит свое отражение в продукте игротеки-библиотеки.
Ребята периодически берут книги из игротеки-библиотеки домой. Был создан журнал для учета посещения библиотеки. Дошкольники, обращали внимание на то, кто сколько прочитал книг и старались вместе с родителями чаще брать книги-игрушки для домашнего чтения.
Дома, по рассказам воспитанников, вместе с родителями они не только читают и рассматривают иллюстрации, но и выполняют предложенные в книге упражнения, задания, разгадывают ребусы и играют в игры. Родители отмечают результаты семейного игрового общения, повышение уровня интереса ребенка к чтению и развитие связной речи детей.
Некоторые произведения из игротеки-библиотеки рекомендуются мною родителям для закрепления определенных речевых навыков, для обыгрывания с детьми сюжета книги и развития творческих способностей детей.
Данная форма работы повлияла на успехи дошкольников в различных конкурсах познавательной направленности: «Читающая мама- читающая страна», творческий конкурс чтецов и олимпиадах.
Применение в образовательном процессе игротеки-библиотеки позволило совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей, расширить кругозор воспитанников, обогатить словарный запас, овладеть навыками и средствами коммуникации и развить творческие способности.
Совместное изготовление книги-игрушки для игротеки-библиотеки, прочтение и обыгрывание ее сюжета не только сближает родителей и детей, но и оказывает большое влияние на речевые навыки ребенка.
Преимущества данной формы взаимодействия с семьей неоспоримы:
- это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и развитию детей;
- учёт индивидуальности каждого воспитанника;
- укрепление внутренних связей семьи;
- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в детском саду и семье;
- создание условий для речевого развития воспитанников;
- развитие познавательных интересов воспитанников;
- создание условий для развития творческого потенциала всех участников педагогического процесса;
- воспитание бережного отношения к книгам.
Игротеку-библиотеку, на мой взгляд, можно успешно применять для вовлечения современных родителей в сотрудничество с дошкольной организацией.