Субъект РФ |
Республика Коми |
Муниципальное образование |
МОГО «Сыктывкар», МОГО «Инта» |
Наименование организации |
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования» (ГОУДПО «КРИРО»)
|
Должность |
старший методист Центра научно-методического сопровождения инновационной деятельности,
|
Аннотация |
В работе обобщается педагогическая практика внедрения коллективом МБОУ «Гимназия № 2» (Республика Коми, г. Инта) - опорной школы Республики Коми сети образовательных событий и проектов, направленных на формирование гражданской идентичности учащихся. |
Актуальность |
В последнее время перед российским обществом стоят важнейшие задачи: сохранение преемственности поколений, активизация патриотического воспитания молодёжи. Истоки современного российского патриотизма во многом связаны с духовным наследием Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война в сознании многих поколений людей неразрывно связана с исторической памятью нашего народа, она напрямую касается духовных устоев российского общества. Память о ней составляет основу национальной гордости за страну, общности и сплоченности. История Великой Отечественной - приоритетная основа формирования и восстановления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета нашей страны. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. |
Характеристика |
В настоящей работе обобщается муниципальная практика деятельности МБОУ «Гимназия № 2» (Республика Коми, г. Инта) в статусе опорной школы Республики Коми, направленная на формирование гражданской идентичности учащихся через сеть образовательных событий. Автор настоящей работы является региональным куратором проекта «Опорные школы Республики Коми» и руководит реализацией проекта «Опорная школа» в МБОУ «Гимназия № 2». Одним из направлений деятельности Гимназии в статусе опорной школы является патриотическое воспитание, в основе которого лежит сеть следующих образовательных событий и проектов:
|
1. ВВЕДЕНИЕ
Понятие «гражданская идентичность» относительно недавно вошло в педагогический лексикон. Широко заговорили о нем в связи с принятием федеральных государственных образовательных стандартов, в числе главных приоритетов, поставивших перед школой задачу формирования основ гражданской идентичности учащихся. Гражданскую идентичность можно определить как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл.
Формирование гражданской идентичности учащихся - актуальная задача современной системы образования. Сейчас у современной молодежи наблюдается недостаток знаний своего родного края, не в достаточной степени сформированы традиционные ценности семьи, уважение и любовь к своему Отечеству. Внимание к данной проблеме не является случайным. Ежегодно проводимые Государственным образовательным учреждением дополнительного образования «Коми республиканский институт развития образования» (далее - КРИРО) мониторинги воспитательной деятельности в образовательных организациях Республики Коми указывают на наличие такой проблемы.
В настоящей работе обобщается муниципальная практика деятельности МБОУ «Гимназия № 2» (Республика Коми, г. Инта) в статусе опорной школы Республики Коми, направленная на формирование гражданской идентичности учащихся через сеть образовательных событий. Автор настоящей работы является региональным куратором проекта «Опорные школы Республики Коми» и руководит реализацией проекта «Опорная школа» в МБОУ «Гимназия № 2» (далее - Гимназия).
Гимназия является опорной школой Республики Коми с 2018 года по настоящее время. Одним из направлений деятельности Гимназии в статусе опорной школы является патриотическое воспитание, в основе которого лежит сеть следующих образовательных событий и проектов:
- Проект «Мы помним, мы гордимся».
- Патриотическая игра «Призывник».
- Уроки мужества и памяти.
- Отчетные концерты Гимназии.
Координатором реализации сети образовательных событий и проектов является творческая рабочая группа педагогических работников Гимназии, в которую входят учителя истории и обществознания, русского языка и литературы, музыки, хореографии под общим руководством автора данной работы, в которой представлена педагогическая практика.
Разработанные мероприятия являются одним из этапов реализации программы воспитания Гимназии, в основу которой положены в том числе культурно-исторический и системно-деятельностный подходы, предполагающие построение воспитательного процесса с опорой на активную позицию учащегося, его ценностно-смысловые ориентиры, мотивацию индивидуально-творческого развития, самосовершенствования. Работа над образовательными событиями и проектами, вовлеченность в этот процесс большого количества учащихся и других участников образовательных отношений создают творческую развивающую среду, которая учитывает различные социально-культурные и педагогические факторы, отмеченные в воспитательной программе Гимназии:
- поддержка активной позиции родителей (законных представителей) учащихся, объединение усилий семьи и Гимназии в организации воспитательного процесса;
- создание инновационной образовательной среды;
- формирование культурной и национальной идентичности;
- создание поликультурного воспитывающего пространства.
Таким образом, в настоящей работе обобщается педагогическая практика, состоящая из серии образовательных событий, главной целью которых является формирование гражданской идентичности учащихся, их приобщение с истории и культуры своей страны, малой Родины, семьи.
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРАКТИКИ
Методологической основой обобщаемой практики явились работы Г.Ф.Гаврилычевой, Э.Г.Захаровой, Е.Н.Землянской, М.В.Шакуровой, в которых определяются особенности деятельности и позиции педагога как участника процесса формирования гражданской идентичности школьников.
На этапе выбора тематических направлений образовательных событий и проектов (формирование гражданской идентичности), и также основных инструментов его реализации (сеть различных мероприятий) возникла необходимость обращения к теоретическим аспектам возрастной психологии учащихся. Шакурова М.В., профессор Воронежского государственного университета, в статье «Российская гражданская идентичность как личностный результат образования» указывает, что в педагогически значимом смысле траектория формирования гражданской идентичности должна выстраиваться сообразно возрасту учащихся.* Так, гражданская идентичность младшего школьника формируется, прежде всего, под влиянием семьи, этнической группы; подростка - представлений о малой Родине как освоенном пространстве, образе территории, которую он называет своей. Лишь в юношеском возрасте складываются возможности для формирования идентичности в гражданском и национальном смысле. В рамках педагогического сопровождения особое значение приобретает поддержание персональной значимости учащегося в становлении гражданской идентичности. Учитель может и должен принять позицию партнера по организации акции, участию в патриотических мероприятиях, в осмыслении проблемных ситуаций в жизни страны. Грамотно организованное педагогическое сопровождение дает возможность школьникам максимально продуктивно перейти от «детской» гражданской идентичности к «взрослой».
____________
* Шакурова, М. В. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования / М.В.Шакурова // Классный руководитель. - 2014. - №1. - С. 52.
Безусловно, в образовательной организации в рамках воспитательной деятельности необходимо проводить цикл продуктивных мероприятий, поскольку именно такие мероприятия станут важнейшим инструментом формирования этих основ гражданской идентичности.
Реализация сети образовательных событий и проектов силами педагогического коллектива в содружестве с учащимися 1-11 классов Гимназии, таким образом, представляется эффективным инструментом формирования целого ряда личностных универсальных учебных действий, включая основы гражданской идентичности.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЕКТЕ
Гражданская идентичность - осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл.
Образовательный проект - комплексная, протекающая в условиях взаимодействия с внешней средой, деятельность коллектива специалистов, связанная с достижением в определенные сроки и при определенных ресурсах, запланированной совокупности целей (задач) и мероприятий, направленных на достижение конкретного образовательного результата.
Социально-культурная адаптация - приспособление социальных групп и отдельных индивидов к меняющимся историческим (социальным) условиям их жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картин мира, способов жизнеобеспечения, направлений и технологий деятельности, а также механизмов коммуникаций и трансляции социального опыта.
Инновационная образовательная среда - образовательное пространство образовательной организации, объединенное корпоративной культурой, комплексно воздействующее на развитие личности, способствующее педагогическому творчеству, формированию нетрадиционного мышления.
3. ОПИСАНИЕ ПРАКТИКИ
3.1. Проект «Мы помним, мы гордимся»
В последнее время перед российским обществом стоят важнейшие задачи: сохранение преемственности поколений, активизация патриотического воспитания молодёжи.
Истоки современного российского патриотизма во многом связаны с духовным наследием Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война в сознании многих поколений людей неразрывно связана с исторической памятью нашего народа, она напрямую касается духовных устоев российского общества. Память о ней составляет основу национальной гордости за страну, общности и сплоченности. История Великой Отечественной - приоритетная основа формирования и восстановления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета нашей страны. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания.
Создание Книги Памяти «Мы помним, мы гордимся» в контексте формирования основ гражданской идентичности имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания гражданина и патриота. Этот проект раскрывает ценности семьи и Родины.
Целью проекта является создание условий для формирования гражданской идентичности через приобщение учащихся к работе по оформлению Книги Памяти.
Задачи:
- сформировать у учащихся устойчивый интерес к истории и культуре России, событиям Великой Отечественной войны, истории своей семьи;
- продолжить формировать у учащихся навыки исследовательской и проектной деятельности, аналитического мышления при работе с дополнительным материалом и историческими документами;
- собрать и изучить материалы семейной истории, связанной с событиями Великой Отечественной войны;
- создать полиграфическую версию Книги Памяти с использованием возможностей мини-типографии Гимназии, а также электронную версию;
- увеличить количество участников Всероссийской акции «Бессмертный полк» из числа учащихся и работников Гимназии.
В процессе решения задач широко используются материалы, предоставленные участниками проекта по созданию Книги памяти, а также материалы официальных сайтов, архивов, содержащие информацию о Великой Отечественной войне и ее участниках.
В результате работы над проектом у учащихся формируется устойчивый интерес к истории и культуре России, событиям Великой Отечественной войны, истории своей семьи; навыки исследовательской и проектной деятельности, аналитического мышления при работе с дополнительным материалом и историческими документами; собраны и изучены материалы семейной истории, связанной с событиями Великой Отечественной войны. Совместными усилиями учащихся, родителей (законных представителей) и педагогического коллектива Гимназии создана печатная и электронная версии Книги Памяти. Проводимая работа ведет к увеличению количества участников Всероссийской акции «Бессмертный полк» из числа учащихся и работников Гимназии.
В рамках проекта «Мы помним, мы гордимся» реализуется акция «Стихи и песни о войне». Акция запускается в канун празднования Великой Победы, когда учащиеся, родители, учителя имеют возможность снять видеоролик, в котором исполняют стихи и песни о войне.
Материалы электронной версии Книги Памяти, а также акции «Стихи и песни о войне» расположены на сайте Гимназии по ссылкам:
- http://frschool.ucoz.ru/index/bessmertnyj_polk/0-237 (дата обращения: 13.10.2022)
- http://frschool.ucoz.ru/index/stikhi_i_pesni_o_velikoj_otechestvennoj_vojne/0-238 (дата обращения: 13.10.2022)
- https://vk.com/video-90035915_456241727 (дата обращения: 13.10.2022)
3.2. Патриотическая игра «Призывник»
Ежегодно с 2017 года в Гимназии реализуется муниципальный проект «Призывник». Реализация данного проекта проходит в форме патриотической игры с элементами ОБЖ «Призывник» и проводится Отделом образования администрации муниципального образования городского округа «Инта» совместно с МБОУ «Гимназия № 2».
Цель Игры: формирование у молодежи личностных качеств необходимых для военной службы и отработка действий в условиях чрезвычайной ситуации.
Задачи:
- способствовать сохранению и укреплению традиций, связанных с патриотическим воспитанием учащихся в рамках военно-патриотических игр;
- подготовка подростков к службе в вооруженных силах РФ, правоохранительных органах, в пожарной охране и спасательных службах;
- организация досуга, вовлечение учащихся в различные виды спортивно-оздоровительной деятельности: пропаганда здорового образа жизни;
- воспитание уважения к памятным датам российской истории.
К участию в игре приглашаются команды учащихся в количестве 5 человек (3 юноши и 2 девушки) из 8-10 классов муниципальных образовательных организаций.
Игра построена в форме исторического квеста по контрольным пунктам, посвященного различным датам Великой Отечественной войны (примеры общих тем игры - Московская битва, Сталинградская битва, Курская битва, освобождение Севастополя, юбилей Великой Победы и т.д.). Отличительной чертой игры «Призывник» является использование ресурсов сетевого взаимодействия, когда к ее проведению привлекаются специалисты правоохранительных органов, ветераны пограничных войск, боевых действий и локальных конфликтов, сотрудники МЧС, сотрудники краеведческого музея, родители (законные представители).
Контрольный пункт 1 «Центральный архив». Проходит в форме блиц-турнира «Дорогами войны». Для подготовки к этому испытанию команды получают задание заранее. Задания отражают общую тематику игры.
Контрольный пункт 2 «Оружейная». На этой станции команды соревнуются в навыках сборки и разборки макета автомата Калашникова АК-74, решают тесты на тему «Российское оружие времен Великой Отечественной войны».
Контрольный пункт 3 «Ворошиловский стрелок». На станции работает Интерактивный лазерный тир, в котором проводятся беспулевые (лазерные) стрельбы.
Контрольный пункт 4 «Автономка». На станции команды соревнуются в умении ориентироваться по азимуту, работают с картами, в том числе топографическими.
Контрольный пункт 5 «Полевой госпиталь». «Зеленая аптека». Работа на станции организована в форме демонстрации командами навыков оказания первой помощи при кровотечениях, носовом кровотечении, переломах, инородном предмете в теле человека, а также знаниях о лекарственных растениях и их целебных свойствах.
Контрольный пункт 6 «Военный переводчик». На станции команды работают над расшифровкой текстов с использованием шифра, составленного на основе знаний английского языка.
Контрольный пункт 7 «Военная автомобильная инспекция». На станции в форме интерактивной игры команды демонстрируют знание правил дорожного движения.
Контрольный пункт 8 «Курс молодого бойца». К работе на данной станции традиционно привлекаются представители ветеранских организаций участников локальных конфликтов, которые знакомят команды с армейскими традициями и организуют состязания «Наряд вне очереди на кухне».
Контрольный пункт 9 «Рота, подъем!». На станции отрабатываются действия учащихся при подаче команды «Плащ в рукава, чулки, перчатки надеть, газы!» и умение использовать общевойсковой защитный комплект.
Контрольный пункт 10 «Внимание всем!». На станции команды отрабатывают действия при пожаре в здании. Как правило, к работе станции привлекаются сотрудники пожарной части и МЧС по г. Инте.
Контрольный пункт 11 «Историческая». К работе данной станции традиционно привлекаются сотрудники краеведческого музея, которые проводят историко-просветительские беседы, раскрывая различные аспекты темы «Интинский район в годы Великой Отечественной войны».
Патриотическая игра «Призывник» является одним из самых эффективных мероприятий, проводимых Гимназией, направленных на формирование гражданской идентичности учащихся, уважения к истории страны, Вооруженных сил Российской Федерации. В период пандемии мероприятие «Призывник» проводилась в форме игры с использованием дистанционных технологий.
В 2022/2023 учебном году одним из элементов игры станет минута молчания в честь павших героев специальной военной операции Вооруженных сил РФ, а также будет дополнена информацией о павшем интинце - Д. Волкове.
Материал (видеосюжет) о проведении патриотической игры «Призывник» расположен на официальном сайте информационной студии «Пятый канал» по ссылке:
- http://5kanal.tv/more/20191119/7800/ с 4:45 минуты (дата обращения: 13.10.2022)
- http://5kanal.tv/focus-event/20181122/6820/ с 3 минуты (дата обращения: 13.10.2022)
3.3. Уроки мужества и памяти
Уроки мужества и памяти обладают огромным воспитательным потенциалом, формирующим гражданскую идентичность учащихся. Особенностью таких уроков является, что это межпредметный урок, отражающий содержание Календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам РФ, памятным датам и событиям российской истории и культуры и Плана мероприятий по популяризации российской истории и информированию населения о днях воинской славы и памятных датах российской истории, ежегодно утверждаемых органами исполнительной власти.
Уроки мужества и памяти разрабатываются к знаменательным датам Великой Отечественной войны в рамках образовательных событий, реализуемых МБОУ «Гимназия № 2» в статусе опорной школы.
Материал отвечает современным требованиям к содержанию исторического образования, составлен с учетом Историко-культурного стандарта. Для проведения Урока формируется творческая группа из учащихся 5-11 классов и педагогических работников: учителя русского языка и литературы, учитель информатики, учитель изобразительного искусства, учитель музыки, учитель физической культуры, педагоги дополнительного образования (сольное пение, хореография).
Цель Уроков мужества и памяти: создание условий для формирования целостного представления о событиях Великой Отечественной войны через историко-литературную и музыкально-хореографическую интерпретацию событий.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание своей идентичности как гражданина России;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного российского общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление исторического, социально-нравственного опыта поколения, победившего в Великой Отечественной войне; толерантность.
Предметные:
- формирование основ гражданской самоидентификации личности учащихся, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
- овладение базовыми историческими знаниями; приобретение опыта исторического подхода к оценке Великой Отечественной войны как события отечественной и всемирной истории;
- формирование умений применения исторических знаний для осмысления вклада советского народа в Великую Победу;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности на основе изучения исторического опыта российского народа;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях Великой Отечественной войны, способностей определять и аргументировать исторически адекватное свое отношение к ней;
- воспитание уважения к военно-историческому наследию России.
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
- готовность к сотрудничеству с учащимися и учителями, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в Гимназии и социальном окружении.
В статусе опорной школы Гимназия провела Урок мужества и памяти, посвященного полному освобождению Ленинграда от немецко-фашисткой блокады, Урок мужества и памяти «Письма, опаленный войной», а также специалисты опорной школы являлись куратором проведения аналогичных тематических Уроков мужества.
Уроки мужества и памяти в полной версии размещены на сайте Гимназии по ссылке:
- http://frschool.ucoz.ru/index/uroki_muzhestva/0-241 (дата обращения: 13.10.2022)
- Также проведение Уроков мужества и памяти широко освещалось в средствах массовой информации на муниципальном уровне:
- http://5kanal.tv/focus-event/20190131/6968/ с 19 минуты (дата обращения: 13.10.2022)
- http://5kanal.tv/focus-event/20200128/7949/ с 8:30 минуты (дата обращения: 13.10.2022)
- https://iskratgg.ru/index.php/novosti/88-inta-molodaya/7589-zdravstvuj-mama (дата обращения: 13.10.2022)
3.4. Отчетные концерты Гимназии
Как и Уроки мужества и памяти, особое место в формировании гражданской идентичности учащихся занимают Отчетные концерты, которые ежегодно проводятся в Гимназии как отчетно-творческое мероприятие всего коллектива Гимназии в учебном году. Традиционно Отчетные концерты носят гражданско-патриотическую направленность, формируют любовь и уважение к стране, малой Родине, старшему поколению, истории. Основной тематикой концерта являются те направления, которые лежат в основе формирования гражданской идентичности школьников. Концерт «Мы память бережно храним» был посвящен юбилею Великой Победы. Концерт «Тебе, моя Республика!» проходил в год столетнего юбилея Республики Коми. Роли женщин в истории страны был посвящен концерт 2022 г.
Надо отметить, что в последние годы наметилась устойчивая тенденция расширения национального состава в среде учащихся Гимназии. Поликультурность, таким образом, ведет к необходимости поиска эффективных путей формирования гражданской идентичности учащихся. Отчетные концерты Гимназии являются мощным инструментом этнической консолидации, когда в круг актуального внимания вовлекается множество «точек сборки», разнообразие которых (а также многообразие организационных форм мероприятий) воспитывает и поддерживает устойчивую внутреннюю убежденность в тесной взаимосвязи частей страны как единого целого.
Опыт проведения Отчетных концертов Гимназии представлен по ссылкам, указанных ниже.
- https://www.youtube.com/watch?v=mMjSUwfC5P0 (дата обращения: 13.10.2022) Отчетный концерт «Мы память бережно храним». Первое отделение
- https://www.youtube.com/watch?v=ScMqvo0s7lw (дата обращения: 13.10.2022) Отчетный концерт «Мы память бережно храним». Второе отделение
- https://www.youtube.com/watch?v=6Uzd9NOZaUE (дата обращения: 13.10.2022) Отчетный концерт к 100-летию Республики Коми
В перечень сети внеурочных мероприятий также входят регулярно проводимые исторические викторины, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны (победам Красной Армии под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге и т.д.). Важно, что при разработке и проведении таких викторин принимают участие учащиеся 11 классов. Команды выполняют не только задания тематической викторины, но и готовят творческие домашние задания: исполняют песни фронтовых лет, читают стихи военного времени. Кроме этого, в Гимназии проводятся отдельные викторины и игры, связанные со знанием песен времен Великой Отечественной войны, кинофильмов, посвященных этому событию.
Любовь к русскому языку и литературе, что является наиважнейшим компонентом гражданской идентичности, прививается через такие мероприятия как литературные вечера, посвященные памятным датам со дня рождения великих российских писателей, поэтические вечера, приуроченные ко Дню матери и т.д.
Литературный вечер «Доля ты! - Русская долюшка женская!», посвященный теме женщины в творчестве Н.А.Некрасова https://www.youtube.com/watch?v=k2Nedclo0Zk (дата обращения: 13.10.2022)
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, многолетняя практика проведения мероприятий в рамках внеурочной деятельности, целенаправленность программы воспитания, позволяет получать следующие результаты:
- постоянная включённость гимназистов в реальную позитивную социально-гражданскую и культурно-воспитательную практику, их высокая гражданская и трудовая активность и социально-значимая мотивация творческой деятельности.
- раскрытие способностей и развитие талантов учащихся, их успешная социализация и самореализация;
- высокий уровень социальной адаптации;
- эффективное использование имеющегося кадрового потенциала и имеющихся ресурсов для организации муниципального социализирующего пространства, что обеспечивается возможностями и ресурсами Гимназии как опорной школы;
- повышение профессиональной компетентности педагогических кадров по проблемам социализации и формирования гражданской идентичности учащихся;
- создание комплекса эффективных моделей гражданской социализации учащихся, обеспечивающей системную поддержку и развитие детей всех возрастов и категорий, а также мониторинг его результативности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] / А.Г.Асмолов. - М.: Просвещение, 2011. - 235 с.
- Водолажская Т. Идентичность гражданская /Т.Водолажская// Образовательная политика. - 2010. - № 5-6. - С. 140-142.
- Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы / Г.Ф.Гаврилычева //Воспитание школьников. - 2010. - № 3. - С. 3 - 7.
- Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания школьников / Е.Н.Землянская. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 507 с.
- Караханова Г.А., Оруджалиева, Е.Е., Панахова, А.А. Технология формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 3 (52). С. 151-154.
- Максименко В.А. Организация проектной деятельности: методические рекомендации/ Сыктывкар: ГАУДО РК «РЦДО», 2015. - 26 с.
- Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. - 63 с.
- Шакурова М.В. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования / М.В.Шакурова // Классный руководитель. - 2014. - №1. - С. 44- 57.
- Шакурова М.В. Формирование российской гражданской идентичности личности: проблема педагога / М.В.Шакурова // Педагогика. - 2014. - №3. - С. 83 - 91.
- Шакурова М.В. Диагностика результатов процесса формирования гражданской идентичности школьников / М.В.Шакурова // Классный руководитель. - 2014. - №1. - С. 44-57.