Урок по ОРКСЭ "Простая этика поступков"

Разделы: ОРКСЭ


Класс: 4 класс.

Тип урока: комбинированный.

Дидактическая задача: формирование представления о нравственных ценностях и их значения в жизни.

Цели.

  • Образовательные: развитие и систематизация этических знаний ребёнка; овладение умениями и навыками взаимодействия с окружающими.
  • Развивающие: расширение словарного запаса в процессе освоения этических понятий и определения нравственных качеств; развитие умений нравственного анализа поступков, сопоставлений моральных характеристик, этически выраженных оценок.
  • Воспитательные: формирование нравственно ориентированных взаимоотношений учащихся, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому; повышение авторитета нравственных норм в поведении учащихся; развитие способности к нравственному выбору в жизненных ситуациях.

УУД

  • Личностные УУД: формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, осознавать причастность к успеху учебной деятельности; анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм; сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
  • Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию для выполнения учебных заданий; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме.
  • Регулятивные УУД: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
  • Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Ресурсы: учебник Шемшурина А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики, песня «Добрым жить на белом свете веселей», на ватмане рисунок цветущего дерева, бумажные жаворонки, сделанные накануне ко дню весеннего равноденствия.

Сценарий урока

I. Самоопределение

- Закройте глаза и послушайте. Каковы ваши эмоции и ощущения? (Песня «Добрым жить на белом свете веселей»)

- Как вы считаете, чему мы будем учиться на этом уроке?

II. Актуализация учебного действия

- Что приобретает человек, когда взрослеет? (Опыт, мудрость)

- Ощущаете ли вы, как постепенно приобретаете мудрость? Нравственное взросление?

III. Мотивация учебной деятельности

- Что такое экология?

- А слышали ли вы о понятии «экологичность» поступков?

- Что приходит вам на ум? Поделитесь друг с другом.

IV. Открытие нового знания

- Ребята, задумываетесь ли вы перед тем как совершить тот или иной поступок?

- Это значит, что при этом вы совершаете нравственный выбор. Сейчас с вами мы это продемонстрируем.

1) Игра «Сделай выбор». Дети передают друг другу волшебное перо, заканчивают начатое предложение учителем и делают нравственный выбор. При этом они дополняют, всегда ли верны своему выбору.

- Входя в транспорт или магазин, я обязательно… (здороваюсь со всеми).

- Сталкиваясь в дверях с кем-либо, я… (извиняюсь и уступаю дорогу).

- Встав утром после завтрака из-за стола, я… (благодарю за завтрак и целую маму (бабушку).

- Если родители затевают уборку квартиры, я… (предлагаю свою помощь).

- Если я вижу расстроенного товарища, то … (стараюсь утешить его).

- Когда кто-то оказал мне помощь, я …(не забываю поблагодарить).

- Когда наши гости уходят, я (обязательно провожаю их до дверей).

- Когда заходят старшие, я… (встаю, чтобы поздороваться).

- Когда при мне дерутся, я… (стараюсь этому помешать).

- Если мне про кого-то сплетничают, я… (прошу этого не делать).

- Если я нашёл чью-то вещь, то … (непременно верну её владельцу).

- Что же такое «экологичность» поступков?

- Это означает, что наши поступки никому не должны наносить вреда.

- Простая и важная истина состоит в том, что любые наши действия не должны быть во вред кому-либо. Ведь главное - благо человека, его жизнь.

- Чем должен руководствоваться человек перед выбором поступка?

- Стремлением сделать благо.

- Что же такое благо?

- Хорошее, приятное для другого.

- Сейчас мы проведём эксперимент, в котором скажем друг другу приятные слова

2) Работа в парах: эксперимент «Волшебный жаворонок».

Ученики берут бумажного жаворонка и цветным маркером пишут на нём одно хорошее качество соседа по парте. При затруднении учитель предлагает написать качество-подарок своему товарищу. Зачитывают надпись.

- Посмотрите, ребята, какое волшебство произошло в нашем классе. Мы все увидели лучшее друг в друге и поняли, какие мы хорошие. Вам было это приятно?

- Что было приятнее, говорить добрые слова или слышать?

- Видите, как важно и как хорошо, когда в тебе стараются увидеть лучшее.

- Подумайте, какое простое этическое правило мы с вами можем сформулировать?

(Опирайся на лучшее в человеке, и он расцветёт.)

Физминутка.

Поиграем в игру "Будь внимательным". Если вы услышали волшебное слово, то выполняете просьбу, если нет - то не выполняете.

Встаньте, пожалуйста.
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки.
Будьте добры опустите руки.
Поднимите, пожалуйста, правую руку.
Опустите, пожалуйста, правую руку.
Похлопайте.
Будьте добры, хлопните 3 раза.
Тихонько сядьте.
Тихонько сядьте, пожалуйста.
Спасибо! Молодцы!

V. Применение полученных знаний

1) Работа в группах: «Пословицы недаром молвятся».

- Откуда мы с раннего детства узнаём об этике поведения? О нравственности поступков?( Из народной мудрости.)

- Где мы можем встретить народную мудрость?( В сказках, песнях, пословицах и поговорках.)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Работа в группах)

(Листок с пословицами, где необходимо вставить пропущенные слова).

1.

Кто сам ко всем лицом,

к тому и добрые люди не спиной.

Почитай старших-

сам будешь стар.

Кстати промолчать,

что большое слово сказать.

2.

Все, что прекрасно -

нравственно.

Живи смирнее,

так всем будет милее.

Доброе семя -

добрый и всход.

3.

Делая зло,

на добро не надейся.

Жесток нрав

не будет прав.

Дома, как хочу,

а в людях, как велят.

Участники зачитывают свои пословицы.

Затем каждая группа презентует одну пословицу по выбору.

2) Этические задачи. Сценки.

Сценка первая

Рита и Зоя подруги. На перемене девочки баловались, и Рита уронила цветок. Дежурный записал замечание Зое. Рита промолчала. Зое было очень обидно, но она ничего не сказала подруге.

Что посоветуете Рите?

Что посоветуете Зое?

Правило. Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом.

Сценка вторая

Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли одни во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.

Что посоветуете Гоше?

Что посоветуете Тиме?

Правило.

Останови друга, если он делает что-то плохое.

Не предлагай другу совершать плохие поступки.

Ребята, сделаем выводы:

- Чему учат нас этика и народная мудрость?

- Уменьшать зло на белом свете, увеличивать и сеять добро.

- Совершенно верно! Мир должен быть соткан из доброты и чистоты. А мы жить в нём и стремиться раскрывать свои лучшие качества, подпитывать их правильными поступками, видеть в других людях хорошее, быть терпимыми друг к другу!

Золотое правило: что поливаем, то вырастет!

- А сейчас, ребята, посмотрите на наше «Дерево нравственности». Теперь мы заселим его нашими жаворонками добра. Пусть они разлетятся по всему свету и приумножают добро, такт, вежливость, терпение, гуманность, дружелюбие, бескорыстие и другие хорошие человеческие качества.

VI. Рефлексия

- Вспомните ещё раз урок, себя, свои эмоции и ощущения.

Что вас удивило?

- Что заставило задуматься?

Какое новое качество для себя вы взяли на заметку?

VII. Итог урока

Пусть эти простые, но очень важные правила будут постоянными ориентирами в вашей жизни. Они подсказаны вековым опытом жизни людей.

Домашнее задание: Сделать книжку-малышку с мини-сказкой «Дорогою добра».