Класс: 4 класс.
Тип урока: комбинированный.
Дидактическая задача: формирование представления о нравственных ценностях и их значения в жизни.
Цели.
- Образовательные: развитие и систематизация этических знаний ребёнка; овладение умениями и навыками взаимодействия с окружающими.
- Развивающие: расширение словарного запаса в процессе освоения этических понятий и определения нравственных качеств; развитие умений нравственного анализа поступков, сопоставлений моральных характеристик, этически выраженных оценок.
- Воспитательные: формирование нравственно ориентированных взаимоотношений учащихся, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому; повышение авторитета нравственных норм в поведении учащихся; развитие способности к нравственному выбору в жизненных ситуациях.
УУД
- Личностные УУД: формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, осознавать причастность к успеху учебной деятельности; анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм; сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
- Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию для выполнения учебных заданий; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме.
- Регулятивные УУД: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
- Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.
Ресурсы: учебник Шемшурина А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики, песня «Добрым жить на белом свете веселей», на ватмане рисунок цветущего дерева, бумажные жаворонки, сделанные накануне ко дню весеннего равноденствия.
Сценарий урока
I. Самоопределение
- Закройте глаза и послушайте. Каковы ваши эмоции и ощущения? (Песня «Добрым жить на белом свете веселей»)
- Как вы считаете, чему мы будем учиться на этом уроке?
II. Актуализация учебного действия
- Что приобретает человек, когда взрослеет? (Опыт, мудрость)
- Ощущаете ли вы, как постепенно приобретаете мудрость? Нравственное взросление?
III. Мотивация учебной деятельности
- Что такое экология?
- А слышали ли вы о понятии «экологичность» поступков?
- Что приходит вам на ум? Поделитесь друг с другом.
IV. Открытие нового знания
- Ребята, задумываетесь ли вы перед тем как совершить тот или иной поступок?
- Это значит, что при этом вы совершаете нравственный выбор. Сейчас с вами мы это продемонстрируем.
1) Игра «Сделай выбор». Дети передают друг другу волшебное перо, заканчивают начатое предложение учителем и делают нравственный выбор. При этом они дополняют, всегда ли верны своему выбору.
- Входя в транспорт или магазин, я обязательно… (здороваюсь со всеми).
- Сталкиваясь в дверях с кем-либо, я… (извиняюсь и уступаю дорогу).
- Встав утром после завтрака из-за стола, я… (благодарю за завтрак и целую маму (бабушку).
- Если родители затевают уборку квартиры, я… (предлагаю свою помощь).
- Если я вижу расстроенного товарища, то … (стараюсь утешить его).
- Когда кто-то оказал мне помощь, я …(не забываю поблагодарить).
- Когда наши гости уходят, я (обязательно провожаю их до дверей).
- Когда заходят старшие, я… (встаю, чтобы поздороваться).
- Когда при мне дерутся, я… (стараюсь этому помешать).
- Если мне про кого-то сплетничают, я… (прошу этого не делать).
- Если я нашёл чью-то вещь, то … (непременно верну её владельцу).
- Что же такое «экологичность» поступков?
- Это означает, что наши поступки никому не должны наносить вреда.
- Простая и важная истина состоит в том, что любые наши действия не должны быть во вред кому-либо. Ведь главное - благо человека, его жизнь.
- Чем должен руководствоваться человек перед выбором поступка?
- Стремлением сделать благо.
- Что же такое благо?
- Хорошее, приятное для другого.
- Сейчас мы проведём эксперимент, в котором скажем друг другу приятные слова
2) Работа в парах: эксперимент «Волшебный жаворонок».
Ученики берут бумажного жаворонка и цветным маркером пишут на нём одно хорошее качество соседа по парте. При затруднении учитель предлагает написать качество-подарок своему товарищу. Зачитывают надпись.
- Посмотрите, ребята, какое волшебство произошло в нашем классе. Мы все увидели лучшее друг в друге и поняли, какие мы хорошие. Вам было это приятно?
- Что было приятнее, говорить добрые слова или слышать?
- Видите, как важно и как хорошо, когда в тебе стараются увидеть лучшее.
- Подумайте, какое простое этическое правило мы с вами можем сформулировать?
(Опирайся на лучшее в человеке, и он расцветёт.)
Физминутка.
Поиграем в игру "Будь внимательным". Если вы услышали волшебное слово, то выполняете просьбу, если нет - то не выполняете.
Встаньте, пожалуйста.
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки.
Будьте добры опустите руки.
Поднимите, пожалуйста, правую руку.
Опустите, пожалуйста, правую руку.
Похлопайте.
Будьте добры, хлопните 3 раза.
Тихонько сядьте.
Тихонько сядьте, пожалуйста.
Спасибо! Молодцы!
V. Применение полученных знаний
1) Работа в группах: «Пословицы недаром молвятся».
- Откуда мы с раннего детства узнаём об этике поведения? О нравственности поступков?( Из народной мудрости.)
- Где мы можем встретить народную мудрость?( В сказках, песнях, пословицах и поговорках.)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Работа в группах)
(Листок с пословицами, где необходимо вставить пропущенные слова).
1.
Кто сам ко всем лицом, |
к тому и добрые люди не спиной. |
Почитай старших- |
сам будешь стар. |
Кстати промолчать, |
что большое слово сказать. |
2.
Все, что прекрасно - |
нравственно. |
Живи смирнее, |
так всем будет милее. |
Доброе семя - |
добрый и всход. |
3.
Делая зло, |
на добро не надейся. |
Жесток нрав |
не будет прав. |
Дома, как хочу, |
а в людях, как велят. |
Участники зачитывают свои пословицы.
Затем каждая группа презентует одну пословицу по выбору.
2) Этические задачи. Сценки.
Сценка первая
Рита и Зоя подруги. На перемене девочки баловались, и Рита уронила цветок. Дежурный записал замечание Зое. Рита промолчала. Зое было очень обидно, но она ничего не сказала подруге.
Что посоветуете Рите?
Что посоветуете Зое?
Правило. Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом.
Сценка вторая
Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли одни во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.
Что посоветуете Гоше?
Что посоветуете Тиме?
Правило.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Не предлагай другу совершать плохие поступки.
Ребята, сделаем выводы:
- Чему учат нас этика и народная мудрость?
- Уменьшать зло на белом свете, увеличивать и сеять добро.
- Совершенно верно! Мир должен быть соткан из доброты и чистоты. А мы жить в нём и стремиться раскрывать свои лучшие качества, подпитывать их правильными поступками, видеть в других людях хорошее, быть терпимыми друг к другу!
Золотое правило: что поливаем, то вырастет!
- А сейчас, ребята, посмотрите на наше «Дерево нравственности». Теперь мы заселим его нашими жаворонками добра. Пусть они разлетятся по всему свету и приумножают добро, такт, вежливость, терпение, гуманность, дружелюбие, бескорыстие и другие хорошие человеческие качества.
VI. Рефлексия
- Вспомните ещё раз урок, себя, свои эмоции и ощущения.
Что вас удивило?
- Что заставило задуматься?
Какое новое качество для себя вы взяли на заметку?
VII. Итог урока
Пусть эти простые, но очень важные правила будут постоянными ориентирами в вашей жизни. Они подсказаны вековым опытом жизни людей.
Домашнее задание: Сделать книжку-малышку с мини-сказкой «Дорогою добра».