Формирование центра интеллекта при изучении тем и решение задач по математике

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


При помощи рефлексии
Явить метапонятия,
Узрив в НЫ ПРАВИ свет,
И строить универсум,
Как вывод в ЁН-НО стати ЁМ
Харизмы сути интеллекта в существе.

ВВМ

Целью воспитания современной педагогики является формирование всесторонней и гармонично развитой личности[1]. ФГОС ввёл поправку в эту цель, личность должна быть компетентным специалистом. Эту задачу выполняют высшие и средние специальные учебные заведения. И, хотя, развитие ума и интеллекта не является приоритетным направление в современной школе, хотя потребность существует, и есть монографии и научно-популярные, посвящённые вопросам развития интеллекта [2-5]. Существуют различные тренинги ума и умственных способностей [6-8] и занятия в школе, но, интеллект у учащихся слабо растёт. С чем это связано?

Мы можем, конечно, уповать на время, что у молодёжи много соблазнов, насаждается культ свободы, растут молодые люди в атмосфере довольства и обеспеченности, но когда они приходят в школу, то учителя наполняет их головы всевозможным знанием, а сознание и ум почти не развивает. Это знание связано с гуманитарной направленностью образования, которое сводится к классификации некоторой системы понятий. Их нужно выучить и запомнить материал, чтобы пройти тест и получить хорошую оценку.

А второй момент связан с конструктивной направленностью математики, особенно алгебры, где для решения надо знать набор формул, чтобы преобразовать выражение или решить систему уравнений по стандартной методике. Но ведь основой математики является логика, но ни в одной программе средней школы вы не найдёте рассмотрения логических задач.

Поэтому наибольшую трудность у учащихся вызывают задачи на доказательство или текстовые задачи.

Мозаичное знание и аморфное сознание, отсутствие светлых мыслей и должных логических основ приводит к близорукости узких специалистов даже высокого ранга при выборе решения. Привычной стала поговорка: хотели, как лучше, а получилось, как всегда.

Да, расширять сознание нужно, но вместе с этим нужно развивать многомерное мышление, умение выходить за предел создавшейся ситуации, чтобы взглянуть на неё с разных сторон и согласовать критерии отдельных взглядов и направлений. А в идеале создать центр интеллекта, способный оценивать имеющуюся ситуацию с точки зрения влияния факторов и сил, направлений и воздействий обстоятельств так, чтобы создавать прочную позицию или Дом сознания, стоящий на надёжном основании.

Поэтому целью работы является изучение направлений и путей формирования центра интеллекта в ходе решения задач средней школы. При этом мы должны понимать, что живём в многомерном мире, и эту много мерность необходимо выразить наличием нескольких уровней мышления. А второе, если интеллектуальный центр нами управляет, то это управление может осуществлять некоторая структура из метапонятий, ориентирующих наше мышление.

И естественно, нам надо определить цель, к которой нужно стремиться. Большинство авторов считают интеллект, как совокупность способностей человека. И чтобы его формировать нужно ряд способностей тренировать. Так в работе [5] предлагается развивать мир воображения и внутренний монолог, в [8] эмоциональное самосознание и способность к самореализации, в [7] концентрацию визуального и слухового внимания. Более сложные техники даны в книге [9], где есть методы анализа и преобразования структуры задачи, определение границ промежуточных решений, их комбинирование и выявление вариантов проекта.

Следовательно, творческая работа многообразна, и в ней надо находить отдельные блоки для повышения интеллектуального уровня. И сейчас мы переходим к таким блокам, которые связанны с решением задач.

При этом заметим, что
Ум видит идею и основу,
Интеллект - систему и метод,
Менталитет - базовые понятия и вывод,
АЛЬ-УМ-ОН центр - уровень сознания и концептуальность.

Вот по такой лестнице, если её отразить в сознании, мы и будем подниматься.

1. Идея и основа

Началом мышления является рассуждение, описание событий и явлений, как они происходят в реальности. Когда он пытается понять причины, то доходит до сути или до идеи явления или действия

Для начала надо дать определение. Идея в широком смысле - мысленный прообраз какого-либо предмета, действия, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты [10]. Платон выдвинул предположение, что существует мир идей, в котором они представлены в форме идеальных фигур.

В ряде философских концепций идея - прообраз реальности (синоним - теория). В русских философских словарях XVIII века (А.Кантемир и Г.Теплов) идея сближалась с понятием. Кант также называл идеями понятия разума, которым нет соответствующего предмета в нашей чувственности. Для Фихте идеи - это имманентные цели, согласно которым «Я» творит мир, а для Гегеля идея является объективной истиной, совпадением субъекта и объекта, венчающим весь процесс развития [5].

При решении задач в средней школе идея является более узким понятием. Рассмотрим, какие она принимает формы при решении тех или иных задач, взятых из сборника [11].

См. продолжение статьи