«Музыкальные игрушки» Софии Губайдулиной

Разделы: Музыка, Дополнительное образование


«…посвящение своему собственному детству»

Приобщение детей к классической музыке начинается с произведений композиторов, написанных для детей и о детях. Первый в истории музыки детский альбом фортепианных пьес для младшего возраста был написан Робертом Шуманом. Затем подобные циклы появились в творчестве русских композиторов. Вершиной в этом жанре стал «Детский альбом» П.И.Чайковского. В двадцатом веке традицию создания детской музыки продолжили советские композиторы. Так, музыкальная литература обогатилась «Бирюльками» Самуила Майкапара, «Детскими альбомами» Александра Гречанинова, Сергея Прокофьева, Георгия Свиридова, «Тетрадями» Дмитрия Кабалевского, Арама Хачатуряна, «Пьесами для детей» Николая Мясковского, «Танцами кукол» Дмитрия Шостаковича, «Музыкой для детей и юношества» Сергея Слонимского, Родиона Щедрина и «Музыкальными игрушками» Софии Губайдулиной.

Большая часть детских альбомов посвящена повседневной жизни ребенка во всем ее многообразии: игры и игрушки; события, происходящие в детской жизни; эмоционально-психологические состояния и музыкальные портреты; сказки; реальные и вымышленные персонажи; природа, путешествия, мечты, отражение современности. Продолжая традицию, заложенную Р.Шуманом, авторы через свою музыку воспитывают в детях эстетический вкус, развивают художественный образ мышления, знакомят детей с музыкальным языком. Пьесы из этих сборников идеально отвечают требованиям детской музыки: соответствующий возрасту круг образов, простота и четкость формы, программность, наличие элементов изобразительности, звукоподражания, опора на фольклор, танцевальность, маршевость, простота музыкальной фактуры. Немаловажным фактом является то, что большинство пьес предназначено для исполнения детьми и соответствуют их исполнительским возможностям.

Опираясь на традиции фортепианной музыки для детей, написанной композиторами разных стран и эпох, София Губайдулина также продолжает их развивать. Несмотря на сложность ее музыкального языка, все пьесы понятны детям, так как связаны с миром их впечатлений и фантазий. Цикл фортепианных миниатюр «Музыкальные игрушки» написан в 1969 году. В комментариях к произведению София Асгатовна пишет, что этот сборник она посвятила своему собственному детству. В пьесах запечатлены воспоминания о прогулках с папой по лесу, наполненному разнообразными таинственными звуками и шорохами, будившими ее детское воображение; веселые праздники с гармошкой во дворе; пестрые городские ярмарки; купание с ребятами на Казанке; семейные катания с Поповой горы на санках и лыжах, сделанных папиными руками.

Все пьесы программны, лаконичны, изложены в малых формах. В них важен и значим каждый тон, звук, штрих, элемент. Условно все 14 миниатюр можно разделить на три блока:

  • музыка - музыканты (барабанщик, трубач, рыбак, медведь и негритянка, лесные обитатели);
  • ярмарка - веселье (гармошка, карусель, сани с бубенцами);
  • лес - природа (как место действия - поляна, река; выразительный фон - эхо, капель;
  • лесные обитатели-«музыканты» - дятел, синичка, медведь).

В некоторых пьесах тесно связаны между собой несколько образных сфер. Например, в пьесах «Волшебная карусель», «Снежные сани с бубенцами» сливаются образы ярмарочного народного веселья со скачкой лошадей; в миниатюрах «Песня рыбака», «Барабанщик», «Трубач в лесу» соединяются образы природы и музыкантов (музыки); в «Лесных музыкантах» переплетаются образы леса и его обитателей.

Жанровое разнообразие пьес представлено токкатами («Барабанщик», «Кузнец-колдун», «Снежные сани с бубенцами»), маршем («Барабанщик»), буги-вуги («Медведь-контрабасист и негритянка»), частушкой («Заводная гармошка»), песней («Песня рыбака»), скерцо («Заводная гармошка», «Волшебная карусель», «Медведь-контрабасист и негритянка», «Птичка-синичка», «Снежные сани с бубенцами»). Предлагаемый краткий обзор «Музыкальных игрушек» дополнен музыкой фортепианного цикла в Приложении 1 и галереей детских рисунков, выполненных после прослушивания миниатюр на уроках слушания музыки в Приложении 2.

«Заводная гармошка». Когда-то в детстве и маленькая Соня плясала под гармошку соседского мальчишки, стаптывая сандалики. В пьесе слышен незатейливый плясовой гармошечный наигрыш, похожий на веселую озорную частушку.

«Волшебная карусель». Музыка пьесы воспроизводит движение постепенно раскручивающейся карусели и ее последующее замедление и остановка. В ней передаются радостные эмоции участников праздничной ярмарки.

Карусели, карусели,
Сели, сели, полетели,
Завертелись, закрутились,
Зажужжали, покатились!
Задрожали, завизжали,
Вместе за руки держались…
А.Кулешова

«Трубач в лесу». В детстве С.Губайдулина часто совершала лесные прогулки с папой. Лес для нее всегда являлся входом в иной таинственный мир, где переплетались порой несовместимые реальные и фантастические образы. Возможно, что в эту пьесу и легли те самые причудливые образы из детства: тишина, неподвижные деревья и неожиданно слышится нарушающий лесное спокойствие зов трубача.

«Кузнец-колдун». В 1967 г. композитор написала музыку к одноименному мультфильму по мотивам сказки французской писательницы Луда́ «Кузнец Энрик». В те времена, когда люди верили в колдунов и ведьм, жили два друга-кузнеца - Энрик и Гасту. Однажды завистливый и жадный палач решил погубить Энрика, начав распространять слухи, что тот - колдун и общается с дьяволом. Однако ум и находчивость кузнецов одержали победу над глупостью и жадностью. В пьесе быстро и ритмично стучит молоточек колдуна. Выковывая изделие, он бормочет заклинание. Звуки фортепиано изображают увлекательный процесс. В конце пьесы слышится восклицание - колдун радуется результату своей работы.

«Апрельский день». В этой музыкальной картинке слышна «многоголосная» весенняя капель. Падающие капельки собираются в журчащие ручейки. Пробуждение природы с приходом весны не вызывает чувства радости, а, наоборот, в пьесе ощущается светлая грусть и легкая неуловимая печаль.

«Песня рыбка». Содержание стихотворения И.В.Гете «Рыбак» очень точно попадает в образ пьесы: тишина, туман над рекой, в дымке смутно вырисовывается фигура одинокого рыбака. На фоне плеска волн, которые изображаются фортепиано, звучит простой печальный, постоянно повторяющийся мотив песни рыбака.

Бежит волна, шумит волна!
Задумчив, над рекой
Сидит рыбак; душа полна
Прохладной тишиной.
Сидит он час, сидит другой;
Вдруг шум в волнах притих…
И влажною всплыла главой
Красавица из них…
И.В.Гёте

«Птичка-синичка». Желтогрудая синичка - главный персонаж пьесы. В звуковом портрете озорной птички композитор использует приемы звукоподражания (щебет, посвистывание) и звукоизображения (порхание с ветки на ветку, потряхивание хвостиком, резкие повороты головки):

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
А.Барто

Хоть и маленькая птичка -
Эта шустрая синичка,
Но и звонок и высок
Ее тонкий голосок.
А.Мармазов

«Медведь-контрабасист и негритянка». Пьеса, написанная в стиле буги-вуги, изображает джазовый дуэт. Фортепиано имитирует звучание контрабаса, на котором ритмично играет Медведь, и блюзового соло негритянки.

«Дятел». В начале миниатюры возникает образ дремучего темного леса с неподвижными вековыми деревьями. Тишина леса прерывается ритмичным стуком дятла. Для воплощения музыкального образа лесного доктора композитор использует всего одну многократно повторяющуюся ноту «ля». Временами стук дятла прерывается «щебетанием» птички-синички, знакомой нам по предыдущей пьесе.

«Лосиная поляна». Пьеса созерцательного плана наполнена спокойствием. Мы снова пребываем в пространстве леса - таинственного и загадочного. Находясь на лосиной поляне, пытаемся разглядеть животных, но лишь ощущаем их невидимое присутствие.

«Снежные сани с бубенцами». В пьесе перед нами как-бы оживает жанровая зарисовка: морозный зимний пейзаж оживляется радостным, игривым перезвоном бубенцов мчащейся тройки лошадей.

«Эхо». Издавна люди считали, что Эхо - это живое, но невидимое существо, которое все время наблюдает за человеком и природой, откликается на каждый звук, проявляя, таким образом, свое присутствие. Для имитации Эха композитор использует в пьесе следующие приемы: повторение музыкальных фраз на разных динамических нюансах, противопоставление нижнего и верхнего регистров, беззвучное нажатие клавиш.

«Барабанщик». Пьеса представляет собой задорный, радостный детский марш. Весело шагая по лесу, юный барабанщик энергично и четко отбивает палочками упругий маршевый ритм.

«Лесные музыканты». В заключительной пьесе цикла как в музыкальном калейдоскопе мелькают образы предыдущих пьес. В звучащем пространстве голоса «лесных музыкантов» переплетаются и сливаются с «голосами инструментов», на которых они якобы играют. Фортепиано имитирует звучание свирели, волынки, трубы, барабана, а так же «голоса» птиц, зверей и изображает их повадки. Создается впечатление праздника, в котором участвуют все лесные обитатели.

Литература

  1. Аннотации С.Губайдуллиной к своим произведениям. - URL: http://www.famhist.ru/famhist/gub/000a85b8.htm / (дата обращения: 26.02.2023).
  2. Титова С.С. Фортепианный цикл для детей второй половины ХХ века (на примере художественного языка и композиции «Музыкальных игрушек» С.А.Губайдулиной) / С.С.Титова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2012. - № 7 (42). - С. 353-355. - URL: https://moluch.ru/archive/42/5064/ (дата обращения: 26.02.2023).
  3. Устинов А. Час Софии Губайдулиной. - URL: http://muzobozrenie.ru/chas-sofii-gubajdulinoj/(дата обращения: 26.02.2023).