Формирование информационной культуры младших школьников

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: информационная культура


2 слайд

Информационная культура - это способность преодоления информационных барьеров и свободная ориентация в информационной среде. Это совокупность знаний, умений, правил и навыков, позволяющих извлекать и использовать информацию независимо от места ее нахождения.

3 слайд

  • получение, поиск и фиксация информации;
  • понимание и преобразование информации;
  • применение и представление информации;
  • оценка достоверности полученной информации.

4 слайд

  • Книга
  • Слово как символ понятия
  • Наблюдение
  • Компьютер, интернет
  • Межличностное общение

5 слайд

Это основной источник знаний для детей в начальной школе. Из книг ученик усваивает информацию и одновременно овладевает технологией усвоения этой информации. Книги обогащают словарный запас, развивают память, мышление, внимание; учат работать с рисунками, таблицами, делать выводы, выделять главное и второстепенное в тексте.

6 слайд

Это работа с различными словарями. С помощью словарей ученики усваивают грамматические формы, учатся правильному произношению и соблюдению в словах нормативного ударения. Задача начальной школы - научить детей правильно пользоваться словарями и черпать нужную для себя информацию.

7 слайд

Источник информации при котором ученики планомерно и целенаправленно наблюдают за каким-либо объектом, предметом или явлением. Наблюдение обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства. Через наблюдение идет извлечение информации (условные знаки на плане и карте, состав слова, схемы слов и предложений и т.д.).

8 слайд

Использование компьютера на уроках и внеклассных занятиях оживляет процесс обучения. Информационные объекты, демонстрируемые на компьютере - это изображения, видеофрагменты, фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы, фильмы, мультфильмы наглядно показывают зачастую недоступные для наблюдения процессы и явления. У ребенка появляется интерес не только к предмету, но и к обучению в целом.

9 слайд

Использование компьютера на уроках и внеклассных занятиях оживляет процесс обучения. Информационные объекты, демонстрируемые на компьютере - это изображения, видеофрагменты, фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы, фильмы, мультфильмы наглядно показывают зачастую недоступные для наблюдения процессы и явления. У ребенка появляется интерес не только к предмету, но и к обучению в целом.

10 слайд

Осуществляется между учениками, ученика с учителем, родителями, знакомыми. Общение дает человеку возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы поведения. Только через прямое общение одни люди передают другим свой индивидуальный опыт. Этот опыт включает все: от гигиенических навыков до нравственных ценностей и способностей к различным видам деятельности.

12 слайд

Русский язык как учебный предмет обладает большим потенциалом для формирования информационной культуры, так как при обучении используются различные источники информации справочники и энциклопедии, а в последнее время и цифровые образовательные ресурсы.

Как же построить урок, чтобы усвоение знаний учащимися проходило более самостоятельно, эффективно и с большим интересом. Для этого должен быть, подобран комплекс заданий и с использованием интерактивной доски. В современное время инновации для молодого поколения являются дополнительным активатором в процессе обучения.

13 слайд

Такую работу, с использованием современных технологий и методов рассмотрим на примере изучение словарных слов.

А именно:

1) разбор по составу слов, правописание которых правилами не проверяется. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Например:

1. От слов берёза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова.

Укажите, при помощи чего они образовались.

2. Подбери слова к данным схемам.

14 слайд

2) морфологические задания, осознание учащимися морфологического строя русского языка.

При изучении частей речи разнообразные виды практических заданий помогают объединить отдельные слова в определённые группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи, в правильной речи. Например:

Перенесите слова в три столбика: в первый - слова женского рода, второй - слова мужского рода, третий - слова среднего рода.

Сад, трава, квартира, автобус, папка, яблоко

  • М.р.
  • Ж.р.
  • Ср.р.

15 слайд

3) синтаксические задания, ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Задания в анализе и предлагаемых словосочетаний, и предложений, и в конструировании своих предложений помогают детям осознать синтаксический строй речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими заданиями обычно объединяются и пунктуационные. Например:

Составьте словосочетание Яблоко сушённ___

Составьте предложение со словом ЯБЛОКО

4) в связи с изучением грамматики проводятся лексические задания, то есть дети объясняют значение слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения. Например:

Назовите одним словом

Витамины, железо, круглое, фрукт (яблоко)

5) в работе над словом существует проблема, которая состоит в том, что учащиеся, не зная правописания многих слов, которые им следовало бы употребить в своей письменной речи, избегают их, так как не умеют пользоваться орфографическими словарями. Необходимо, объяснить и разъяснить значение слова и его использование в речи. Например:

Яблоко - мн. яблоки, яблок, ср.р. Плод яблони. Антоновские, анисовые яблоки. Летние сорта яблок. Сушёные, мочёные, печёные яблоки. Компот из яблок. Яблоко от яблони недалеко падает (посл. О том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца, матери).

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному запоминанию. Необходимо, чтобы ребёнок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.
16 слайд.

6) при обобщении полученных знаний о слове можно использовать различные средства обучения. Самым эффективным, при работе над словарными словами будет использование кроссвордов, шарад, игр и т.д.

Игра «Из одного слова - несколько»

ЯБЛОКО (блок, око, бок, кол, як).

Особую роль в изучении словарных слов играет формирование информационной культуры учащихся. Её формированию способствует эффективное использование в процессе обучения информации, полученной от учителя, из литературы (учебник, словарь, энциклопедия), с помощью технологических поддержек.

Урок в настоящее время остаётся основной формой организации обучения в школе. Но кардинальные изменения в различных сферах жизни требуют нового подхода ко всему процессу обучения.