С.В.Рахманинов и Ф.И.Шаляпин – великие современники

Разделы: Музыка

Ключевые слова: С.В.Рахманинов, Ф.И.Шаляпин


Презентация к уроку

Слайд №1

В истории мировой музыкальной культуры первой половины XX века выделяются два величайших гения, прославившие Россию и русскую музыку - это Сергей Рахманинов и Федор Шаляпин. Их имена навсегда останутся в памяти потомков.

Слайд №2

Они были современниками, ровесниками. Оба родились в 1873 году. Оба достигли наивысших высот в искусстве. Сергей Рахманинов был гениальным композитором, пианистом и дирижером. Федор Шаляпин - великим артистом, феноменальным певцом. И вместе с тем, сравнивая двух русских гениев, все отмечали абсолютную несхожесть их натур. Одна из современниц писала: «Шаляпин - динамика, огонь, беспокойство, Рахманинов - сосредоточенное спокойствие, углубленность. Шаляпин бесконечно говорил, жестикулировал, «играл», Рахманинов слушал, улыбался своей доброй улыбкой».

Слайд №3

Характеры и путь к музыке у них были совершенно разными. Рахманинов был родом из старинной дворянской семьи, получил блистательное образование. Он поднялся на музыкальный Олимп как профессионал. Внешне он был замкнутым, сдержанным человеком, тяжело сходился с людьми, раскрывался только перед близкими.

Слайд №4

Шаляпин же был выходцем из крестьян, «самородком». Своих высот он достиг только благодаря природной одаренности, страстной любви к музыке и упорному труду. У него не было академического музыкального образования. По натуре он был человеком открытым, общительным и жизнерадостным, прекрасно чувствовал себя в любой компании.

Но, несмотря на такое внешнее и внутреннее различие, в жизни они были очень близкими друзьями. Их связало совместное творчество и, прежде всего, большой талант.

Слайд №5

Знакомство их состоялось во время работы в Московской частной опере Саввы Ивановича Мамонтова.

Савва Иванович обладал редким качеством находить одаренных людей и помогать им. Именно Мамонтов поверил в большое будущее Федора Шаляпина. В 1896г. он пригласил артиста вступить в труппу своего театра.

А годом позже Мамонтов пригласил нового дирижера - Сергея Рахманинова, находящегося в тот период в творческом кризисе из-за неудачного исполнения его первой симфонии. «Предлагая мне место дирижера, - вспоминал Рахманинов, - Мамонтов сказал, что пригласил в труппу молодого певца, обладающего беспредельным талантом, с которым, он был уверен, мне будет приятно работать.

Слайд №6

Такая оценка не оказалась преувеличенной: это был Федор Шаляпин». Впоследствии Рахманинов писал: «Моя дружба с Шаляпиным - это одно из самых сильных, глубоких и тонких переживаний всей моей жизни».

Слайд №7

Их симпатия друг к другу была взаимной. В период постановки «Бориса Годунова» в Частной опере С.И.Мамонтова Сергей Васильевич обучает Федора Ивановича теории музыки. В своей автобиографии Шаляпин писал о своем наставнике: «Отличный артист, великолепный музыкант и ученик Чайковского, он особенно поощрял меня заниматься Мусоргским и Римским-Корсаковым. Он познакомил меня с элементарными правилами музыки и даже немного с гармонией. Он вообще старался музыкально воспитать меня». «Воспитание» давалось не просто, поскольку Шаляпин был не всегда прилежен. Но поняв необходимость знаний для артиста, Федор Иванович стал усердно заниматься.

Помимо «Бориса Годунова», Рахманинов и Шаляпин вместе проходили и другие оперы - «Русалку» Даргомыжского, «Майскую ночь» Римского-Корсакова. Эта совместная работа стала плодотворной для обоих гениев. Именно на этот период пришелся взлет артистической карьеры Шаляпина, Рахманинов после творческого кризиса возвратился к композиторскому творчеству, начав работу над вторым концертом для фортепиано с оркестром.

Помимо творческого влияния, между ними складывались дружеские отношения, которые они пронесли через всю жизнь.

Слайд №8

Радостным событием для музыкантов явилась постановка оперы Рахманинова «Алеко» в Петербурге по случаю 100-летнего юбилея Пушкина. Шаляпин пел главную партию. Композитор писал об этой постановке: «Солисты были великолепны, не считая Шаляпина, перед которым они все…постоянно бледнели. Этот был на три головы выше их…я до сих пор слышу, как он рыдал в конце оперы…»

Рахманинов и Шаляпин много музицировали вместе, выступали в концертах. «Проходя оперные партии, а потом, разучивая романсы для совместного выступления на концертах, чуткий гениальный певец подхватывал малейшие указания или совет более музыкально образованного Рахманинова и исполнял вещи так, как только он мог это сделать. Рахманинов же, увлекаясь его исполнением, дополнял его, изумительно аккомпанируя ему. В течение ряда лет, москвичи имели возможность наслаждаться неповторимыми, единственными в мире концертами, где два таких артиста выступали вместе и потрясали присутствующих своим неподражаемым исполнением», - писала сестра Рахманинова С.А.Сатина.

Слайд №9

Современники восхищались этим удивительным дуэтом: «Когда Федор Иванович пел, а у рояля был Сергей Васильевич, неправильно было бы сказать, что Рахманинов аккомпанирует. Они именно пели оба. Что это было за наслаждение! Исполнение их было поразительным и непревзойденным».

Слайд №10

Программа их совместных выступлений была разнообразна. В нее входили и романсы самого Рахманинова. Пять романсов было посвящено Шаляпину: «В душе у каждого из нас», «Воскрешение Лазаря», «Ты знал его», «Опричник». Но больше всего Шаляпин любил исполнять романс «Судьба» на слова А.Н.Апухтина, в котором развита тема судьбы из Пятой симфонии Бетховена. На оригинале романса «Судьба» Сергей Васильевич написал: «Федору Ивановичу Шаляпину посвящает его искренний почитатель С.Рахманинов. 21 февраля 1900 г.»

Когда Шаляпин пел романс в сопровождении Рахманинова, слушатели приходили в состояние настоящего оцепенения.

Слайд №11

Именно для Шаляпина Рахманинов писал свои оперы «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь». Но, к сожалению, на премьере партии главных героев исполнял другой артист. На вопрос, почему пел не Шаляпин, Рахманинов в ответ ретировался. Не стал объяснять всем, что Шаляпин поленился выучить предложенные партии, из-за чего друзья даже поссорились.

Слайд №12

Одним из любимых мест Рахманинова была Ивановка, имение в Тамбовской губернии. Окружающая природа приводила Сергея Васильевича в восторг и изумление, вызывала прилив вдохновения. Он проводил в Ивановке каждое лето, напряженно и плодотворно работая. Шаляпин нередко гостил у своего друга. Совместные чаепития и беседы еще больше сблизили двух выдающихся музыкантов.

После приезда Рахманинова, а затем и Шаляпина, в США, их встречи возобновились. Эти встречи были дороги для обоих. Музыканты мучительно переживали разлуку с родиной. Часы, проведенные вместе, согревали и поддерживали двух друзей.

Слайд №13

Особенно памятна одна из встреч. В 1923 г. Шаляпин с несколькими артистами Московского художественного театра, гастролировавшего в это время в США, приехали к Рахманинову на дачу в Нью-Джерси. Было много радости, шуток, смеха, а потом Шаляпин пел "Очи черные", пел так изумительно, что все были поражены. Наутро Сергей Васильевич говорил: «Мне теперь хватит этого воспоминания по крайней мере на двадцать лет» - вспоминала Е.К.Сомова.

Его действительно "хватило" как раз на двадцать лет - до самой смерти Шаляпина, скончавшегося в 1938 году. Во время болезни Рахманинов навещал друга дважды в день, но на похороны не поехал: потрясение было так велико, что этот выдержанный человек не владел собой от горя.

За день до смерти (11 апреля 1938) у постели больного певца состоялся последний разговор между друзьями. Шаляпин высказал мысль, что, если поправится, напишет книгу для артистов, темой которой будет сценическое искусство. Рахманинов в тон певцу сказал, что тоже напишет книгу, как только закончит выступления. Но она будет о Шаляпине. Федор Иванович одарил друга улыбкой и погладил руку Сергея Васильевича. На этом, как вспоминал Рахманинов, они расстались. Навсегда!

Слайд №14

Рахманинов не написал книгу о Шаляпине, но оставил такие проникновенные строки о нем: «Шаляпин никогда не умрет. Умереть не может. Ибо он, этот чудо-артист, с истинно сказочным дарованием, незабываем... Для будущих поколений он будет легендой».

Эти слова характеризуют обоих музыкальных гениев. Всю свою жизнь они прославляли русскую музыку, восхищая современников и соотечественников. Их слава перешагнула границы России, покорила западную публику, повлияла на развитие мирового оперного театра.

Слайд №15

Они были и остаются музыкантами на все времена, а их искусство - национальным богатством нашего народа.

Список литературы

  1. Сергей Васильевич Рахманинов. О.И.Соколова - Москва «Музыка», 1984 г.
  2. Федор Иванович Шаляпин. Составитель Р.В.Саркисян, вступ. ст. Е.Р.Дмитриевская - Москва, 1986 г.
  3. Рахманинов и Шаляпин http://www.classicalrecords.ru/carts/index.php?productID=21
  4. http://tambovlib.ru/index.php?view=conferenc.2003.rachmaninov
  5. А.М. Белкин. Россия в творчестве Ф.Шаляпина и С.Рахманинова.
  6. О.А. Казьмин. С.В.Рахманинов и Ф.И.Шаляпин. На перекрестках судеб.